Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. ры) воздействуют на уязвимость, и при каждой опасности он решает уйти


ЗАЩИТА ОТ УЖАСА



ры) воздействуют на уязвимость, и при каждой опасности он решает уйти.

Существуют важные моменты, отличающие пове­дение шизоида. У него нет мотивации, которая детерми­нирует нормальное поведение; то есть он мотивирован не поиском удовольствия, а потребностью выжить и же­ланием избежать одиночества, вызванного «эмоциональ­ным неприсутствием». Это выражается в рационализаци-ях («техническое формулирование» Мэй) и в разыгрыва­нии роли, а не возникает из истинного чувства. Хотя шизоид может функционировать, его поведение и дей­ствия экстравагантны, они напоминают действия автома­та, существа, которое выполняет их. проходя по жизни и не чувствуя ее.

Было бы ошибкой считать, что шизоид лишен вся­ких чувств. Позади его защит стоит интенсивное стремле-. ние к реальному контакту, теплу и любви. Нельзя сказать, что оно полностью отсутствует в его мотивации. Даже если время от времени он и выглядит, как автомат, в иные моменты он становится человеком, который просто нахо­дится в состоянии тревожности. Его действия не только похожи на действия нормального человека, они. отчасти, действительно нормальны. Степень отклонения от нормы может быть различной. Это зависит от того, насколько поведение мотивировано стремлением к удовольствию и удовлетворению. В той мере, в которой он вытесняет эти чувства, но действует так, будто бы они определяют его поведение, он — шизоид.

ДИНАМИКА ЗАЩИТЫ ШИЗОИДА

Шизоидная защита — это чрезвычайный механизм, который служит для того, чтобы справиться с угрозой жиз­ни и с угрозой сумасшествия. В этой борьбе все ментальные способности привлекаются для того, чтобы выжить, а выжи­вание зависит от абсолютного контроля ума над телом и от подчинения тела уму. Если ум вдруг ослабит бдительность.

может произойти катастрофа, У нормального человека, в котором нет затаенного ужаса, тело не иммобилизовано борьбой за выживание, оно свободно может следовать есте­ственному стремлению к удовольствию.

Один из моих пациентов неоднократно видел в тесте Роршаха образ человека, висящего на кромке ска­лы. Такова была проекция бессознательного понимания, что он висит над бездной, что ему необходимо сохранить жизнь и рассудок, и что для этого необходимо держаться изо всех сил. Кроме того, это сообщало о том. насколько огромен ужас, с которым он борется. Физическое усилие, необходимое для того, чтобы удержаться, буквально съе­дало всю его энергию. Улучшение состояния сопровожда­лось чувством изнеможения и неодолимым желанием ус­нуть. Это означало, что опасность прошла и что ему на­конец можно расслабиться. Изнеможение, появившееся у пациента в процессе терапии, — один из первых призна­ков того, что он определенным образом вошел в контакт с телом.

Иммобилизованность тела приводит к тому, что шизоид утрачивает живость и способность к отклику. Не­способность откликнуться он переживает, как телесную «пустоту». Если это состояние обостряется, то есть если происходит дальнейшая потеря чувствования, он ощущает «перемещение». По словам Джека, его ум будто бы отхо­дит от тела. Человек чувствует, что вышел из себя самого и наблюдает за собой со стороны.

Ум и тело нормального индивидуума функциони­руют, как комплементарные системы, обеспечивая хоро­шее самочувствие и приятные чувства. Когда в теле воз­никает импульс, ум определяет его смысл, адаптирует его к реальности и регулирует его высвобождение. У всех выс­ших животных, обладающих двойственностью ум-тело (mind-body), ум контролирует и координирует движение в интересах реальности, в то время как тело обеспечива­ет толчок или импульс, энергию и механизм движения. Поведение, интегрирующее эти аспекты, эмоционально. Оно начинается с импульса, который порождает чувство.



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА

ЗАЩИТА ОТ УЖАСА




мысль и соответствующее действие. Тип отношений тело-ум присутствует в эмоциональном отклике, мотивирован­ном стремлением к удовольствию.

Импульсы шизоида контролируются очень жестко, поскольку в глубине таится ужас. Чувства, на которые мо­жет опереться ум, отсутствуют. Вместо них ум подставля­ет логическую мысль, мотивирующую действие. Тело ста­новится инструментом воли, оно выполняет команды ума. Вот как я объясняю своим клиентам это отличие. В нор­ме человек ест, когда он голоден, а в шизоидном состоя­нии он ест, потому что двенадцать часов. Конечно, мно­гие нормальные люди едят в определенные часы, и тем не менее, этот момент хорошо иллюстрирует моих паци­ентов шизоидного типа. Шизоидный индивидуум занима­ется спортом или выполняет гимнастические упражнения, чтобы улучшить контроль над телом, а не для того, что­бы получить удовольствие от двигательной активности. Отсутствие силы удовольствия расщепляет целостность его личности, и человек компенсирует это, усиливая тот на­правленный контроль над телом, который осуществляет действующий через волю ум. Благодаря этому механизму, шизоиды часто становятся выдающимися актерами, танцов­щиками или атлетами.

Ум нормального индивидуума, кроме регулирова­ния и контролирования импульсов, время от времени мо­жет скомандовать телу, чтобы оно совершило действие, противоречащее природным инстинктам. Изначально дей­ствия мотивируются стремлением к удовольствию и удов­летворению, наступающему, когда цель достигнута. Если активность приводит к достижению цели, представляющей собой приятное переживание, то организм ведет себя спонтанно, координировано, что не требуя заметных уси­лий. Но есть ситуации, в которых достижение цели ис­ключает переживание удовольствия. Подросток выполня­ет домашнее задание скорее по необходимости, это заня­тие едва ли доставляет ему удовольствие. Многие ситуа­ции требуют сознательных, мобилизующих тело усилий, то есть усилий воли, когда ум дает телу команду действо-



вать определенным образом, противоречащим его спон­танным стремлениям или чувствам. Спонтанное желание солдата — уйти от опасности. Он заставляет себя встре­тить эту опасность усилием воли. Школьнику больше хо­телось бы играть, чем учиться, однако он занимается, подчиняясь дисциплине ума.

Миру давно известно, насколько уникальна чело­веческая воля. Выражения «сила воли», «воля к жизни» или «путь там, где воля» сообщают нам, какова ее приро­да. Воля функционирует как биологический механизм, про­должающий действовать, когда все другие средства оказа­лись безуспешными. Благодаря воле можно достичь цели, которая прежде казалась невозможной. Бесконечная мощь человеческой воли порождает способность преодолеть природное стремление к удовольствию и поступить, каза­лось бы, противоестественно. Воля действует через конт­роль эго над произвольной мускулатурой. Пол с помощью воли «собрал себя», преодолев тенденцию своего тела при­ходить в состояние паралича. Поскольку воля способна взять верх над телесным чувствованием, она крайне важ­на в жизни шизоидного индивидуума.

В норме, воля занимает вторичную или подчинен­ную позицию в психической экономии. Кроме того, мно­гие люди нашей культуры прилагают волевые усилия, что­бы справиться с повседневными рутинными действиями. Как часто можно услышать: «Мне понадобилась вся моя воля, чтобы пойти утром на работу». Такое высказыва­ние, (вполне приложимое к шизоидному состоянию), ука­зывает на то, что условия работы в современной нам куль­туре отторгают индивидуума от творческого процесса и отрицают то удовольствие и удовлетворение, которое вы­зывает продуктивная деятельность. Он работает в этих условиях по необходимости, а не потому, что хочет это­го. Чтобы дисциплинировать себя в соответствии с меха­нистичностью и стандартизованностью системы производ­ства массовой продукции, необходимы волевые усилия. Когда воля становится первостепенным механизмом дей­ствия, оттесняя нормальную мотивирующую силу удоволь-

Наши рекомендации