Исследование детских игровых диад Питчера и Шульиа
Испытуемые: 255 детей обоего пола, возраст — 2-5 лет. Метолика: наблюдение за свободными играми детей. Результаты:
1) в возрасте около 3 лет девочки чаше выбирают для игр других девочек, чем мальчиков;
2) 3-летние мальчики проявляют гендерную нейтральность в играх;
3) в 4 года мальчики начинают предпочитать в качестве партнеров для игр других мальчиков;
4) в 5 лет мальчики демонстрируют большее стремление к гендерной сегрегации, чем девочки (по Maccoby, 1 999).
В исследовании детских игровых диад Питчера и Шульца была обнаружена та же закономерность: девочки начинают придерживаться половой сегрегации в 3, а мальчики позже — в 4 года, но, возникнув позже, стремление играть отдельно от противоположного пола у мальчиков выражено более ярко.
Таким образом, гендерная сегрегация начинает проявляться на третьем году жизни детей. Девочки и мальчики отличаются по началу ее проявления и по степени проявления, хотя в этом возрасте довольно часто встречаются смешанные группировки, когда мальчики и девочки играют в одни и те же игры вместе.
В возрасте от 3 до 5 лет в большинстве культур гендерная сегрегация проявляется очень ярко. Ей способствуют следующие факторы: распространение ролевых игр, увеличение круга общения, количественный рост однополых группировок в условиях автономии общения от взрослых и характер культуры (с преобладанием гендерного неравенства или равенства). Рассмотрим эти факторы более подробно. Гендерная сегрегация в детских группах 281
В дошкольном возрасте дети начинают играть в ролевые игры. В предыдущие периоды можно было «играть рядом» и, по-видимому, было не так важно, какого пола этот «играющий рядом». В ролевых же играх пол доктора, учителя, родителя является важным фактором.
Процесс увеличения круга общения детей протекает в основном так, как описал Стрейер. Он наблюдал детей во франко-канадском детском учреждении и обнаружил следующее. В предыдущих возрастах дети обычно дружат по двое. Но по мере взросления они начинают образовывать более многочисленные дружеские группировки: по три и четыре человека. При этом наблюдается следующая закономерность: к дружеской диаде (которая составляет центральное ядро группировки) присоединяются один или два человека. Такие группировки (из трех или четырех человек) менее устойчивы, чем диады. Половой же состав новых группировок может быть и смешанным. Но если мальчик присоединяется к диаде девочек, он никогда не становится членом «ядра», а только периферийным участником. То же самое происходит, когда девочка присоединяется к «ядерной диаде» мальчиков.
Взрослые организуют общение детей так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом. В этих случаях половая сегрегация является скрытой или даже вообще незаметной. Она проявляется наиболее ярко там, где дети предоставлены себе — в свободных детских играх. По мере взросления дети все чаще начинают играть без взрослых, и половая сегрегация усиливается. Это ярко демонстрирует исследование Э. Маккоби и К. Жаклин. Они обнаружили, что для игры дети образовывают и однополые, и смешанные группировки, но в возрасте 4,5 лет соотношение первых и последних группировок составляет 3:1, а 6,5 лет — уже 11:1.