Младший школьный возраст - 6(7)-10(11) лет.
Ведущая деятельность и новообразование: учебная деятельность, произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта.
Социальная ситуация: освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.
Средний школьный возраст, подросток - 10(11 )-14( 15) лет. Ведущая деятельность и новообразование: интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представления о себе "не как о ребенке".
Социальная ситуация: освоение норм и отношений между людьми.
Старший школьник (ранняя юность) - 14(15)-16(17) лет. Ведущая деятельность и новообразование: учебно-профессиональная деятельность, профессиональное и личностное самоопределение.
Социальная ситуация: освоение профессиональных знаний, умений.
Поздняя юность или ранняя зрелость - 18-25 лет. Ведущая деятельность и новообразование: трудовая деятельность, профессиональная учеба.
Социальная ситуация: освоение профессионально-трудовых умений .
Зрелость - после 25 лет.
Ведущая деятельность и новообразование: 20-50 лет зрелость, 50-75 - поздняя зрелость,75 - старость.
Возраст
Понятие «возраст» не только календарное (т.е. по количеству прожитых дней, месяцев или лет от дня рождения), но и биологическое, психологическое и юридическое.
Паспортный возраст - это время от момента рождения, определяемое количеством прожитых лет, месяцев, дней
Биологический возраст - степень морфологического и физиологического развития' организма (истинная степень старения организма}. Расхождение между хронологическим (календарным, паспортным) и биологическим возрастом позволяет оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида в разные фазы старения. Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регулярных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений. Биологический возраст человека зависит:
- от наследственности;
- от условий внешней среды;
- от образа жизни.
Основные проявления биологического возраста при старении - нарушение важнейших жизненных функций, сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и повышение вероятности смерти или понижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из этих проявлений отражает течение биологического времени и связанное с ним повышение биологического возраста.
Критерии определения биологического возраста:
1) половая зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);
2) скелетная зрелость (по срокам и степени окостенения скелета);
3) зубная зрелость (по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов);
4) наследственность (по анамнезу семьи);
5) конституция (соотношение частей и пропорций тела);
6) интеллектуальная зрелость (уровень развития человека как личности).
у женщин отмечается генетически большая жизнеспособность на протяжении всей жизни, т.е. меньший биологический возраст, чем у мужчин.
Факторы долголетия:
- у женщин: удовлетворенность сексуальной жизнью, наличием семьи и детей;
- у мужчин - удовлетворенность карьерой..
Психологический возраст - уровень умственного и личностного развития человека, выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень. Психологический возраст определяет, кем и как человек себя ощущает на данный момент, т.е. отражает самоощущение и психологический тонус человека. Фактически психологический возраст - это физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития и поведения. иначе говоря, психологический возраст - специфическое сочетание психики и поведения человека. Психологический возраст - определенный уровень развития психики. который включает:
а) умственный возраст - определяется с помощью теста Векслера, содержащего вербальные и наглядные задания, по сумме которых получают «общий интеллектуальный показатель» у детей 4-16 лет. Психолог может ориентировочно определять IQ (Ай-Кью, или интеллектуальный коэффициент);
б) социальную зрелость (SQ-Социальный коэффициент) - оценивают по адаптированности человека к социальной среде, которая его окружает. Иногда специалисты оценивают социальный (гражданский) возраст, т. е. уровень усвоения человеком социальных ролей и норм;
в) эмоциональную зрелость, под которой понимают произвольность эмоций, уравновешенность, личную зрелость. Точных критериев для оценки эмоциональной зрелости нет, однако возможны искажения психологического возраста (ощущение себя моложе или старше календарного возраста). Считают, что в 25 лет оценка паспортного и самооценка субъективного возраста совпадают, тогда как молодежь и подростки стремятся к «взрослению» по отношению к реальному возрасту, а люди старше 25 лет _ наоборот, уменьшают его по своим субъективным ощущениям (отставание в среднем на 5 лет за каждое последующее десятилетие). Специалисты с помощью особых методов могут определить, не выходят ли эти искажения за рамки так называемые нормы. Изучением этих проблем занимается наука возрастная психология:
Важно, что психологический и хронологический возраст не должны быть слишком далеки друг от друга (разрыв не должен превышать 3-4 года). И если в юности более естественно чувствовать себя немного старше, а в пожилом возрасте немного моложе, то в зрелом возрасте важна гармония перспективы и опыта.
Психологический возраст определяется путем сопоставления уровня психологического развития человека с соответствующим среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.
Юридический возраст - возраст наступления конкретных прав и обязанностей гражданина, утвержденный законом, например:
• возраст совершеннолетия (18);
• возраст наступления уголовной ответственности (с 16 лет, а по ряду тяжких и особо тяжких преступлений - с 14 лет);
• брачный возраст (в РФ - с 18 лет);
• возраст сексуального согласия (16 лет);
• призывной возраст (18-27 лет);
• трудоспособный возраст (мужчины - 16-59 лет; женщины-16-54года);
• пенсионный возраст (мужчины - с 60 лет, женщины с 55 лет) и т.д;
Потребности
(англ. needs) - форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности). Потребности как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. В своих первичных биологических формах потребности выступают как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности
Движущие силы развития человека - это противоречие между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека (как физическими, материальными, так и духовными) и средствами и возможностями для их удовлетворения. Потребности создают мотивы поведения, того или иного вида деятельности, направленных на их удовлетворение; т.е. побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.
Теорию мотивации, или теорию (иерархию) потребностей человека, предложил Абрахам Харольд Маслоу, американский психолог и учёный (1908-1970), в своей книге «Мотивация и личность», выпущенной в 1954 году. В ней он говорит о том, что множество потребностей человека можно разделить на пять основных категорий в направлении от простого к сложному.
Основные потребности
1) Физиологические потребности (голод, жажда, отдых, половое влечение и т.д.).
2) Экзистенциальные потребности (потребность в безопасности существования, в комфорте, постоянстве условий жизни, в чувстве уверенности, избавления от страхов и неудач).
З) Социальные потребности (в социальных связях, в общении, , привязанности, заботе о другом и внимании к себе, в совместной деятельности, т.е. потребность в любви).
4) Престижные потребности, или потребности в уважении (в самоуважении, уважении со стороны других, в признании, в достижении успеха и высокой оценки со стороны других людей, в служебном росте, в одобрении, признании).
5) Духовные потребности (в познании, в самоактуализации, в самовыражении и самоидентификации. Если уточнить содержание данной группы, то их можно разбить ещё на три категории, и тогда общее количество уровней увеличится до семи:
5-й уровень - познавательные потребности (знать, уметь и исследовать);
6-й уровень - эстетические потребности (гармония, порядок, красота);
7-й уровень (высший) - потребности в самоактуализации (в реализации своих целей, способностей, в развитии собственной личности).
По мере удовлетворения низких потребностей все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Такие потребности не находятся в неразрывной последовательности: и не имеют фиксированного положения. Такая иерархия наиболее устойчива, но у разных людей взаимное расположение потребностей - может варьировать. Бывает, что потребность, например, в самоуважении более насущна, чем потребность в любви. Таким образом, возникновение (актуализация) следующих потребностей процесс постепенный, с медленным пробуждением и активизацией. Если базовые потребности удовлетворены совсем незначительно, то потребностей более высокого уровня может не возникнуть вовсе.
Интересно то, что понятие «пирамида потребностей» у Маслоу отсутствует. Он предлагает для иллюстрации не пирамиду, а спираль, что, по его мнению, более точно отражает теорию мотивации. Суть дела состоит в том, что представленная иерархия содержит потребности универсальные и располагает их по принципу насущности их удовлетворения.
Маслоу соглашается, что иерархия потребностей может зависеть от условий, в которых находится личность, у некоторых людей потребности высокого порядка могут вообще не возникать (в скромных условиях существования достаточного требуемого количества пищи).
Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь / Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация. |
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» - в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте). |
Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу |
Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности Эстетические потребности: гармония, порядок, красота Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать Потребность в уважении (почитании): компетентность, достижение успеха, одобрение, признание Потребность в принадлежности и любви: принадлежать к общности, быть принятым, любить и быть любимым Потребность в безопасности: чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение |