Критическая оценка проекта Итоговая ситуация.

Помимо продуктивных проектных ходов, использование теоретической модели может быть нацелено на определение в готовом продукте всего того, что блокирует реализацию потребностей ребенка. Язычок с зацепляющей поверхностью будет засорен,и через определенное время перестанет работать как крепление –блокируется потребность в фиксации основным узлом.В результате потери зацепляющих свойств оборудование потеряет способность к трансформации и конструированию игровых образов,что приведет к существенной потере интереса детей к оборудованию.Оставшиеся возможности позволят использовать их как отдельные игровые элементы,а это принципиально противоречит первоначальному способу развития коммуникативных способностей у детей. Предложение:необходимо продумать другой способ крепления, не затрагивая функциональных и выразительных свойств предмета. В случае, если это невозможно,придется в принципе изменить конструкцию основного узла. Возможность создания компьютерной программы проектирования на основе разработанной модели Разработка модели в формате компьютерной программы обеспечит гораздо более удобное и наглядное управление ею. Ведение проекта происходит подобно управлению иерархией папок в операционной системе Windows. Каждая папка представляет из себя зафиксированное впечатление,имеющее две стороны – предмет и потребность,а также перечисленные выше свойства.Основная задача оператора в этом случае состоит в корректном введении информации,на основе которой программа сможет дать необходимые выводы. Главный принцип ведения проекта основан на создании структуры проекта, в которой каждое впечатление занимает определенное место и связано со всем проектом. Это позволяет рассмотреть весь проект с позиции определенного его элемента или с позиции определенного субъекта. На сегодняшний день такая возможность отсутствует,так как гибкая и быстрая смена точки зрения на проект –одна из самых сложных задач для сознания проектировщика.Здесь можно провести аналогию с появлением трехмерных программ моделирования объектов, которые позволяют рассматривать объект с любой точки зрения,только в данном случае происходит рассмотрение не трех мерного тела, а смыслового пространства относительно человека с различных точек зрения. Дополнительным достоинством программы является то,ч то параллельно с созданием предмета происходит создание документации. Каждый элемент проекта является звеном структуры, в которой выделены причинно-следственные связи. В этом случае с помощью программы можно представить весь проект относительно определенного его элемента,что дает ясное представление третьему лицу о причинах формообразования. Произведена попытка представления всех элементов и этапов проекта относительно человека – как проектировщика, так и потребителя, – позволяющая переориентировать мышление дизайнера. Современное дизайн-проектирование не может быть замкнутым на самоё себя, его методологическими предпосылками и основаниями для ведения проекта должны служить данные о человеке, полученные гуманитарными и естественными науками. Чем более активно будет происходить это взаимодействие, тем ближе окажется дизайнер к запросам реальных потребителей. Поэтому теоретическая модель, разработанная в данном диссертационном исследовании,в дальнейшем может быть представлена в виде программы,которая позволяет отдельному проектировщику получить системное и развернутое представление об условиях проекта, специфике его субъектов,что, в свою очередь,создает возможности более эффективного ведения работы и осознания как особенностей каждого этапа,так и процесса проектирования в целом. Такого рода рефлексия чрезвычайно полезна, поскольку позволяет более точно вести проектную документацию, отсутствие которой на сегодняшний день создает существенные проблемы для коммуникации внутри системы дизайна.

2.1 . Методика формирования проектного решения и способы художественно-конструкторской проработки проекта . Методика формирования проектного решения Создание проекта имеет ряд последовательных этапов, которые устанавливают логику создания проектной формы. Информационное обеспечение проекта, сбор материалов, предпроектный и проектный ' анализы являются важными предварительными стадиями в проектировании. Результатом этого этапа является конкретизация проблемной ситуации и способ ее решения в виде будущей идеи проекта, идеального проектного решения. Первый этап создания новой формы - это возникновение метаобраза проекта, условного интуитивно-чувственного представления о внешнем виде и визуальном образе объекта проектирования. Мета образ (или прообраз) лишен всякой конкретики и сложно описывается языком вербальных коммуникаций, так как он существует в чувствен­ но-идеальной сфере. Иногда мета-образ называют дизайнерской идеей, еще не воплощенной в визуальные формы. Однако дизайн-идея поддается описанию и выражению, она формулируется. Мета-образ возникает на интуитивно-чувственном уровне как тонкая, эфемерная,

призрачная трудноуловимая форма. Следующей стадией проектирования является перевод метаобраза в сферу логико-понятийного уровня. Это происходит посредством

постепенного насыщения образа предметным содержанием. Перевод осуществляется созданием формального образа, который художественными средствами проецирует чувственное видение образа в визуальную форму. Дальнейшее предметное насыщение происходит во время создания предметного образа, когда степень конкретизации

логически структурируется. Первоначальная идея возникает в мире визуальных носителей, теряя свою идеальность, но обретая способы материальной реализации.

Первоначальное видение объекта конкретизируется в процессе эскизирования, вариативного поиска объемно-пространственного, композиционного, конструктивного, компоновочного и пластического решения. На этой стадии дизайнеру требуется осуществить синтез пе-Шетодики дизайн-деятельности 1Нечисленных компонентов проектной формы, работая одновременно во всех направлениях. Пластика соподчиняется визуальным свой­ствам объекта, компоновка - функцией объекта и его конструкцией. Компоновка - это процесс поиска оптимальных соотношений различ-ных элементов формы и пространственного объединения их в единое целое, а также результат этого процесса. Эти решения заимообусловлены, однако их потенциальные воз­можности создания новой формы практически неограниченны. Следует отметить, что дальнейшие стадии проектирования учитываются уже на стадии эскизирования, тем самым дизайнер отбирает воз­ можности исходя из экономических, производственных, технических и и других возможных факторов. Несмотря на то что эти факторы должны были рассматриваться на стадиях проектного анализа, учиты­

ваться они должны на всех стадиях проектирования. На стадии эскизирования первичная идея проходит различные конструктивные и визуальные трансформации, порождая разные формы воплощения. Используются средства моделирования - способы описания и представления объекта, в зависимости от которых разли­

чаются художественно-образное, математическое, проектно-графи-ческое, объемное, словесное моделирование. Для дизайнера важно владеть художественно-образным моделированием - процессом воображения и создания художественной модели действительности (вещи, комплекса вещей, ситуации), где образ выступает как катего­

рия проектирования. Это позволяет дизайнеру выбрать наиболее удачное решение и

далее разрабатывать именно его. Если выбранное решение оказалось ошибочным, всегда существует возможность вернуться к первым эскизам и выбрать другую форму воплощения. В эскизировании проводится работа над детализацией проекта, разрабатываются отдельные элементы проекта, функциональные связи, онструктивные узлы, возможные сочетания материалов. При этом каждый отдельный эле­мент проходит через соподчинение целому (особенно это важно в про­ ектировании сложных комплексов) и рассматривается как неотъем­лемая часть конструкции, внешней формы, которая создается в зави­симости от конструкции, технологии и материала. Возникают противоречия, связанные с проблемой реализации кон­

струкции подобранными материалами и технологическими противоречиями. Устранение их происходит различными способами. Напри мер, заменяется материал или конструкция, ее элементы, крепежные узлы, модули; корректируется технологическая карта проекта и кон структорское решение. Компоновочное решение может быть измене­но из-за эргономических особенностей или возникшего противоречия со средой. Важнейшим значением в дизайне является материал и его конструктивные и визуальные свойства. Внешний вид материала опреде­ляется цветом, фактурой, текстурой, блеском и чистотой поверхнос­ти, а также качеством покрытия, окраски, обработки. Материал бывает искусственным или природным. Фактура в материале - это внешнее строение поверхности с такими ее показателями как гладкость,

шероховатость, рельефность. Текстура - рисунок на поверхности материала, возникающий из-за строения материала. Текстуры и фактуры могут быть природными, подлинными или имитационными (фактура «под дерево», «под кирпичную кладку»). Блеск - это способность поверхности материала зеркально отражать свет, наиболее про­

стое разделение поверхностей по этому показателю - блестящая и матовая. Свойства материала - это его физические особенности и способ­

ность технологически обрабатываться. Исходя из этих свойств материалы делятся на конструкционные, декоративно-конструкционные, декоративные, декоративно-защитные. Конструкционный материал - материал, несущий рабочую нагруз­ку конструкции благодаря наличию необходимой жесткости, упругос­

ти, прочности, гибкости. Декоративно-конструкционный материал -материал, конструкционные и декоративные свойства которого одно­временно использованы (выявлены) в изделии. Декоративный (отделочный) материал - материал, применяемый для улучшения внешне­го вида изделия. Отделочные материалы обладают богатой тексту­рой, фактурными возможностями, блеском, цветом, хорошей сочета­емостью с другими материалами и пр. Одним из видов отделки является покрытие - слой или несколько слоев материала, искусственно полученных на поверхности (окраска, гальванические покрытия, об­лицовка). В зависимости от назначения различаются защитные, за­щитно-декоративные и декоративные покрытия. В производстве существует нормирование декоративных свойств материала (качество окраски, степень полировки, матовости). Это необходимо учитывать при составлении цвето-фактурной карты проекта. При возможной корректировке проекта возможна замена одного материала на другой, но только в том случае, когда это вызвано целями улучшения конструкции или внешнего вида изделия. Нередки случаи замены материала по экономическим критериям (дефицит исходного сырья или его высокая стоимость, требование снижения себестоимость продукта и пр.). Цвето-фактурная карта проекта - это документ, устанавливаю­щий качество и количество использованных цветов, фактур и материалов в проекте. Цвета устанавливаются по стандартным шкалам (RGB, CMYK, Pantone) и ГОСТам красителей, красок. Применяются готовые альбомы цветовых карт и колоритов. Дизайнеру важно пони­мать особенности технологии нанесения красящего материала и соответствие свойств краски и поверхности материала. При создании эскизного решения используются изображение и построение объекта в проекционной зависимости и перспективы. Проекции не только отражают основные внешние качества проекта, но и при их построении позволяют обнаружить конструктивные противо­речия или откорректировать форму для ее согласованности в различ­ных видах. Из этого следует, что проекционные виды - это способ организации целостной формы и общей конкретизации проекта. Объект проектирования уточняется, насыщается деталями, масштабирующи­ми элементами - это делает его визуально убедительным и графи­чески полноценным. Дизайнеру важно владеть навыками проектной графики для передачи иллюзорного построения или быстрого эскиз­ного моделирования, а также владеть способами графической трансформации в соответствующих пакетах компьютерных программ. На этапе построения проекций и перспективного изображения проект пре­вращается в убедительную и выразительную визуальную форму Еще одним средством и проектным требованием является мас­штабирование и передача визуального масштаба проекта. Помимо

установленных нормированных конструкторских масштабов необходимо передавать масштабность визуальную и сомасштабность эле­ментов проекта целому. Средствами передачи масштаба является Помещение в проект изображения человека (как правило, условного) либо его части (рука, голова), а также иллюзорное или условное изоб-

ражение среды, куда помещается объект проектирования. Через визуальное сопоставление объекта с человеком возможно обнаружение немасштабных элементов, особенно это касается сложных простран­ственных комплексов (интерьеры, экстерьерные комплексы). Традиционная ручная графическая подача позволяет тонко про­писывать проектную ткань, устанавливая визуальные отношения чувственно - это делает проектную подачу живой и очеловеченной, индивидуальной. В сравнении с традиционной подачей, компьютерная графика значительно холоднее по эмоциональной составляющей, а компьютерные визуальные образы выглядят несколько отстраненными. Однако средства компьютерного моделирования позволяют в гораздо боль­шей степени конкретизировать проект и устанавливать формы пода­чи невозможные традиционными средствами. В первую очередь, это касается передачи динамических сред и образа движения, моделирования динамического освещения и расстановка видеокамер, созда­ния маршрута прохождения по интерьерам, домам, экстерьерам. В смоделированной компьютерной среде интерьера самостоятельно выбираются нужные ракурсы и рассматривается проект интерьера с любой точки, включая невозможные для обычного человеческого восприятия. Следует привести частую ошибку в выборе ракурса, когда в погоне за красивым видом выбирается такой ракурс интерьера, который не существует при реальном нахождении в нем. Подобная ошибка в архитектуре называется «ошибкой архитектора». Макет комплекса домов выглядит убедительно и красиво сверху, но при опускании точки восприятия для человека внутри этого комплекса объемы, тектоника и компоновка выглядят менее убедительно и красиво, чем с высоты птичьего полета. Одновременно с этапом построения проекций и перспективного изображения объекта проводится этап макетирования. Макетирование - это выполнение макетов предметов, комплексов в натуральную величину или в масштабе из макетных материалов. Макетирование служит не только для создания и последующей демонстрации объекта проектирования, но и как средства установления компоновочной структуры, соотношений объемов и эргономических параметров, которые при графическом построении воспринимаются иначе и труднее согласовываются. Методики дизайн-деятельности Макетирование дает возможность решать ряд задач проектиро­вания, начиная от формирования проектных идей, проверки и отработ­ки наиболее важных и ответственных сторон проектного решения, имеющих отношение к будущему функционированию объекта, и за­канчивая важнейшей методической функцией фиксации движения проектной мысли на различных этапах проектирования. Поэтому стадия макетирования методически проводится параллельно с этапом графической проработки. На этой стадии создаются макеты различной степени сложности: рабочие поисковые (служат для уточнения и оперативной отработки фрагментов, узлов и пр.), иллюзорные, условные. В качестве материалов используются бумага (белая или тонированная, окрашенная), картон, пластмассы (гибкие и жесткие, прозрачные, окрашенные, матовые), древесина, проволока, жесть. От характера макета и проекта отбирается соответствующий макетный материал. Макетирование является значимой проектно-исследовательской частью дизайнерской деятельности и одной из важнейших дисциплин в профессиональном обучении дизайнера. В макетировании различают следующие виды моделей: материальную, технологическую, митационную, действующую. Материальная модель - геометрически точное отображение реального объекта по принципу подобия элементов, построенное в масштабе и соответствующее всем его функциональным и конструктивным параметрам. Технологическая модель - атериальная модель объекта, воспроизводящая его функционально-морфологические свойства. Имитационная модель - воспроизводит внешний вид изделия для передачи его художественной сущности, совмещает функциональ­ную и имитационную задачу, исполняется как в натуральную величи­ну, так и в необходимом для экспонирования масштабе. Действующая модель - исполняется в реальном материале для проверки действия спроектированного изделия. На заключительной стадии подачи проекта подготавливаются необходимые планшеты с главными видами, перспективами, развертками, планировкой, планами местности, проекциями, чертежами, компоновочными и конструктивными схемами, эргономической частью. При необходимости все необходимые чертежи и конструктор- ско-ехнологическая документация могут прилагаться отдельно. Наносятся текстовые элементы: название, размеры, указание мае штаба, экспликации, детализации, сопроводительные надписи, пояс нения. Логика их размещения предусматривается общей компоновочной схемой планшетов, как и выбор размеров и шрифта. Здесь используются знания основ композиции, шрифтовой и проектной графики. В целом, проект должен быть подготовлен как художественно выразительный объект, имеющий собственную художественную и эстетическую ценность. Кроме планшетов или распечаток, в экспозиционном пространстве помещается оформленный макет и пояснительная записка (как правило, написанная на основе проектного анализа). Дополнительны­ми элементами экспозиции могут быть видеоряд, музыкальное со­провождение, рабочие эскизы, электронные презентации и пр.

2.2. Методы разрешения технических противоречий в дизайне и поиска ошибок

В дизайн-деятельности всегда возникает проблема ошибок про­ектирования, способов их устранения и обнаружения, а также мето­дов разрешения технических противоречий и тупиковых ситуаций. Методы преодоления тупиковых ситуаций, которые могут сложить­ся на разных этапах проектирования по самым разным причинам: так­тика повторений - выясняются причины возникновений неприемлемого результата и соответствующая часть процесса проектирования осуществляется вновь. Тактика изменения основания поиска - причины возникновения неудовлетворительного результата не анализи­руются, а соответствующая часть процесса ведется в новом направлении, тупиковая ситуация не столько преодолевается, сколько обхо­дится. Тактика параллельного поиска - часть процесса, давшая не­приемлемый результат, проигрывается дизайнерами, не участвовавшими до этого в работе и привлекаемыми на время. В тупиковой ситуации возможен следующий порядок действий:

1) выйти за рамки исследовательской и проектной позиций, встав на позицию критика, переоценить проектную ситуацию;

2) определить новые ценностные ориентиры;

3) с познавательно-проектной позиции выявить характер конфликта

«морфология», «технология») задачу преобразования объекта;

5) трансформировать проблему, выразив ее в категориальных оп­ позициях;

6) найти культурный образец, дающий предметную аналогию смыс­

ловой структуре конфликта;

7) сформулировать на этой основе замысел и воплотить его в

трансформациях объекта.

Иногда технико-эксплуатационные и потребительские свойства изделий можно улучшить и привести в соответствие с изменившимися нормами и требованиями за счет преобразования лишь структуры изделия и (или) его внешнего вида - такой проект будет считаться модернизацией. Модернизация, при которой структура изделия принципиально не меняется, а происходит лишь частичное его изменение - замена ма­

териала, технологии, отдельных деталей формы и т.д., называется модификацией. Внесение технологических изменений происходит в следующих проектных случаях: 1) технология обеспечивает снижение умственной нагрузки при сохранении сути задачи; 2) технология используется с целью сделать заметным ранее не заметные части, усиливая об­ ратную связь и способность управлять процессом; 3) если техноло­

гия осуществляет переход к автоматизации при сохранении сути за­ дачи; 4) изменение характеристик задачи (шнурки на ботинках не нужны, потому что они фиксируются липучками). Д. Норман в книге «Дизайн обыденных вещей» приводит реко­ мендации устранения проектных ошибок и их избегания при функцио­ нировании объекта: 1) понять причину ошибки и свести их к миниму­му; 2) сделать возможным отмену предыдущих действий или уменьшить вероятность необратимого действия; 3) облегчить поиск оши­бок и их исправления; 4) изменить отношение к ошибкам. Эти рекмендации могут использоваться дизайнером для своеобразного диалога с потребителем и его культурой потребления, отслеживая ошибки функционирования или пользования. Ошибка пользователя — это ошибка проектировщика, следовательно, если человека изменить сегодня нельзя, то следует менять вещь или систему вещей, после чего неминуемо последует изменение самого человека. Проектные ошибки обнаруживаются как скрытые противоречия в процессе реализации вещи, комплекса вещей и их функционирования в среде и с человеком. Следовательно, наблюдение за реальной жиз нью проектов является действенной дизайн-практикой, позволяющей использовать эмпирические знания в проектировании и создавать новые формы «на минуту» раньше, чем возникнет ошибка пользования (или противоречие) в реализованном проекте и появится настоящая потребность в новой форме.

Вопросы

1. В чем заключается методика формирования проектного ре­

шения?

2. Какие существуют способы художественно-конструкторской

проработки проекта?

3. Как формируется последовательность создания проекта?

4. Какие бывают методы разрешения проектных противоречий?

4.4. Дизайн-экспертиза проектных разработок

и предметных форм

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 6

ТЕСТЫ

Наши рекомендации