Глава 4: Возникновение игры в онтогенезе

Глава 1: Предмет исследования – развернутая форма игровой деятельности

Проблемой определения понятия «игры» занимались следующие ученые:

Е.А. Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.

Все они давали разные определения данному понятию.

Д.Б. Эльконин:

Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Предмет исследования:

  • Природа и сущность ролевой игры
  • Психическая структура развернутой формы игровой деятельности
  • Возникновение игры
  • Развитие игры в фило- и онтогенезе
  • Значение игры в жизни ребенка

Содержание игры:

  • отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами
  • это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой общественной жизни

Единица развитой формы игры:

Именно роль и органически с ней связанная деятельность представляют собой основную далее неразложимую единицу развитой формы игры.

Глава 2: Об историческом возникновении ролевой игры

Каково происхождение игры?

Е.А. Аркин: игрушки остаются неизменными в ходе исторического развития общества

Е.А. Аркин выделяет следующие «изначальные» игрушки:

  • звуковые игрушки (трещотки, погремушки и т.д.)
  • двигательные игрушки (волчок, мяч и т.д.)
  • оружие (лук, стрелы и т.д.)
  • образные игрушки (изображения, куклы и т.д.)
  • веревочка, из которой делают разнообразные фигуры

Все «изначальные» игрушки возникли на определенных ступенях развития общества и далее не изменялись, их возникновению предшествовало изобретение орудий труда.

НО:нельзя изолировать историю игрушки от истории ее обладателя, от истории места ребенка в обществе.

Антиисторические, ошибочные выводы Е.А. Аркина

Как в ходе исторического развития возникла ролевая игра?

Положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых.

Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше дети включаются в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями.

У детей, которые живут в обществе, стоящем на относительно низкой ступени развития, ролевых игр нет!

С переходом общества на более высокую ступень развития, ребенок все позже включается в производительную деятельность взрослых, увеличивая, таким образом, период детства.

Глава 3: Теории игры

  1. Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк

Основные идеи «теории упражнения» К. Грооса:

  1. Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению.
  2. У высших животных, особенно у человека, природные реакции являются недостаточными для выполнения жизненных задач.
  3. В жизни каждого существа есть детство.
  4. Время детства необходимо для приобретения приспособлений, необходимых для жизни. Чем сложнее организм и его будущая жизнь, тем длиннее период детства.
  5. Там, где индивид из собственных внутренних побуждений и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры.

мы играем не потому, что мы бываем детьми, а потому, что приобретаем таким образом приспособления, необходимые для жизни.

Ф. Бойтендайк:

  • Игра есть всегда с чем-либо (игра есть ориентировочная деятельность)

двигательные игры животных (Гроос) – не игры.

  • В основе игры лежат не инстинкты, а более общие влечения
  • Играют только с теми предметами, которые сами «играют» с играющими

Критика теории К. Грооса

Проанализировав предложенные разными авторами теории игры, Д.Б. Эльконин пришел к выводу о том, что следует выделять ориентировочную деятельность, исследовательскую деятельность и игру.

Развитие в фило- и онтогенезе:

ориентировочная деятельность исследовательская деятельность игра

  1. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях

Дж. Селли: особенности ролевой игры

Преобразование ребенком Глубокая поглощенность

себя и окружающих предметов созданием вымысла и жизнью в нем

В. Штерн: ребенок, переходя в мир фантазий, живя в нем, пытается «убежать» от препятствий, с которыми он сталкивается в реальном мире, т.к. еще не способен их преодолеть.

З.Фрейд:

  • В основе существования всего живого лежит биологическая предопределенность главных влечений:
  • Влечение к смерти тенденция к «самовоспроизведению»
  • Влечение к жизни тенденция к самосохранению, самоутверждению
  • Общество и человек являются антагонистами

Игра, по З. Фрейду может использоваться:

  • Как прожективная диагностическая методика (т.к. в игре представлены вытесненные желания)
  • Как терапевтическое средство

К.Левин и С. Слиозберг:

Жизненное пространство личности

Слои различной ирреальные слои

степени реальности (мир фантазий и снов)

переход осуществляется

через замещение

Ж. Пиаже: уделяет большое внимание изучению символической игры. Возникновение символа (подражание и использование одного предмета вместо другого) рождается внутри совместной деятельности ребенка с взрослым. Пиаже исключает из игры все, так называемы, функциональные игры первых месяцев жизни с собственным телом.

ИТОГ:

  • Во всех теориях ребенок рассматривается изолированно от общества, в котором он живет
  • Отношения ребенка с взрослым не имеют прямой связи с психическим развитием, что неверно
  • Не учтено, что способ действий с предметом может быть освоен ребенком только через образец
  1. Отечественные подходы

К.Д. Ушинский: игра связана, несомненно, с работой воображения. Ушинский не предлагает собственную концепцию игры, но указывает на ее большое значение в развитии психики ребенка.

М.Я. Басов: «своеобразие игрового процесса основано на особенностях взаимоотношения индивидуума со средой, на почве которой он возникает»

П.П. Блонский:

Виды деятельности, понимаемые как «игра»

Мнимые игры Строительные игры драматизация Подвижные игры Интеллектуальные игры
Манипуляции младенца, нервнобольного и т.д. Строительное искусство ребенка (конструктор, пластилин и т.д.) Драматическое искусство ребенка (сюжетные игры) Драматизация + бег Шашки, шахматы, ребусы и т.д.

Л.С. Выготский: игра – ведущий тип деятельности дошкольного возраста

  • Сущность игры – исполнение желаний, обобщенные аффектов
  • В игре ребенок принимает на себя различные роли взрослых
  • Всякая игра есть игра по правилам
  • Игра требует от ребенка действий
  • Игра – источник развития

По мнению Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготский ближе всего подошел к раскрытию психологической природы игры.

Глава 4: Возникновение игры в онтогенезе

Развитие игры связано со всем ходом развития ребенка. В первую половину года у ребенка опережающим является формирование сенсорных систем. В то время, как двигательные системы только начинают развиваться, движения ребенка носят хаотичный характер, сенсорные системы уже становятся относительно управляемыми.

Большое значение в возникновении игры играет формирование акта хватания, в ходе которого связь между зрительным восприятием и движением устанавливается мгновенно. Что в последствии приведет к возможности ребенка манипулировать предметами.

Ф. И. Фрадкина:

Развитие строения игрового действия в пределах раннего детства понимается как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к действиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих действий.

Наблюдения автора за поведением собственного внука натолкнули на мысль: «процесс овладения предметными действиями происходит у ребенка только в совместной деятельности с взрослым».

Предпосылки для перехода к ролевой игре:

Наши рекомендации