Характерологические проявления. Пути коррекции

Тип Э: 0–4; № 1 Н: 0

Безмятежный, мирный, не­возмутимый. В группе скро­мен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к уп­рямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хлад­нокровен.

Воспитателей беспокоят мало, а значит всегда стра­дают от невнимания педаго­гов, тренеров, начальников. Главное в подходе – повы­сить самооценку посред­ством привлечения внима­ния группы к данному чело­веку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Под­черкивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.

Тип Э: 20–24 № 2 Н: 0–4

Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех.

Поверхностен. Легко прощает обиды, пре­вращает конфликты в шут­ку. Впечатлителен, любит новизну.

Пользуется всеобщей любовью. Однако, поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результа­тов (увлекается, но быстро остывает).

Поощрять трудолюбие, ис­пользовать природный арти­стизм и склонность к новиз­не. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованно­сти (например, предлагая оригинальные задания). Ре­комендуется помочь органи­зовать время (кружковой работой, участием в экспе­дициях и т.д.).

Тип Э: 20–24; № 3 Н: 20–24.

Активный, имеет хорошо раз­витые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится об­щаться со всеми «на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую пози­цию.

Не выносит безразличия в свой адрес.

Основная тактика – подчерк­нутое уважение. Взаимоотно­шения следует строить на убеждении, спокойном, добро­желательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реак­ция. Не следует «выяснять от­ношения» в момент конфлик­та. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцен­тировать внимание на пробле­ме и на возможности решить ее без особого эмоционально­го напряжения. Подросткам данного типа необходима воз­можность проявления органи­заторских способностей, а также реализация энергети­ческого потенциала (спортив­ные достижения и т.п.).

Тип № 4 Э: 0–4; Н; 2024.

Тип неспокойный, насторо­женный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высо­коранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедленны. Не любит актив­ный образ жизни. Созерца­тель. Часто склонен к фило­софии. Легко драматизирует ситуацию.

Стремится поддержать. Огра­дить от насмешек. Выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного обще­ния, строгой временной рег­ламентации, а также не вклю­ченную в жесткую систему су­бординации. Активизировать интерес к окружающим. Ис­подволь сводить с людьми доб­рожелательно-энергичными.

Тип № 5 Э: 0–4; Н: 48.

Созерцателен, спокоен. Име­ет низкий уровень заинтере­сованности в реальной жизни, а значит и низкие достиже­ния. Направлен на внутрен­ние выдуманные или вычи­танные коллизии. Послушно-безразличен.

Остро нуждается в повыше­нии самооценки, это разруша­ет безразличие и повышает уровень притязаний, а, следо­вательно, качество работы или учебы. Желательно най­ти сильные стороны (способ­ности, задатки), чтобы как-то увлечь работой.

Тип № 6 Э: 0–4; Н: 1620.

Сдержанный, робкий, чув­ствительный, стесняется в незнакомой ситуации. Неуве­ренный, мечтательный. Лю­бит философствовать, не лю­бит многолюдья. Имеет склон­ность к сомнениям. Мало ве­рит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен па­никовать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантазиям.

Стараться поддерживать, опе­кать, подчеркивать перед группой положительные каче­ства и проявления (серьез­ность, воспитанность, чут­кость). Можно увлечь идеей (напри­мер, помощи кому-то более слабому). Это повысит само­оценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.

Тип № 7 Э: 0–4; Н: 8–16.

Человек скромный, активный, направленный на дело. Справед­ливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помошник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает ос­таваться в тени. В компани­ях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем^ Взаимоотно­шениям придает большое зна­чение. Иногда скучновато-мо­рализирующий.

В деятельности желательно предоставить свободный ре­жим; поощрять, это активи­зирует инициативу. Поста­раться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе под­чиняем). Избегать публичной критики. Внушать уверен­ность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет.

Тип № 8 Э: 4–8; Н: 0–4.

Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эсте­тически одаренный. Скорее со­зерцатель, чем деятель. Уравно­вешенный. Безразличный к ус­пехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов.

Главная задача – активизиро­вать потребность в деятельнос­ти. Найти занятие, могущее заинтересовать (скорее это не­что, связанное с художествен­ными проявлениями). Поощ­рять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обра­щая внимание на развитие со­циального интеллекта

Тип № 9 Э: 8–16; Н: 0–4.

Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении не­разборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротив­ляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новиз­не, любознательный. Соци­альный интеллект развит сла­бо. Нет умения строить адек­ватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципи­альных установок. Энергичен. Доверчив.

Режим желателен более жест­кий, мобилизующий. Устано­вить доброжелательные отноше­ния, но подросток должен чув­ствовать, что за ним наблюда­ют. Стремиться направлять энер­гию в полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то (поступить в ВУЗ и т.п.). Однако, в этом случае необходи­мо вместе распланировать пред­стоящую работу, фиксировать сроки и объемы и жестко конт­ролировать выполнение. Жела­тельно подростка данного типа ввести в состав группы или бри­гады с сильным лидером и по­зитивными установками.

Тип № 10 Э: 16–20; Н: 0–4.

Артистичен. Любит рассказы­вать. Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравно­вешен.

Поддерживать усилия, направлен­ные на достижение интересных целей (у самого хватает инициа­тивы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допус­кать до клоунства.

Тип № 11 20–24: Н: 4–8.

Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на риско­ванные развлечения. Не все­гда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто эгоисти­чен. Обаятелен. Имеет органи­заторские склонности.

Поощрять и развивать орга­низаторские склонности. Мо­жет быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское по­ложение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно допускать коллектив­ную критику в случае необхо­димости.

Тип № 12 20–24: Н: 8–16.

Легко подчиняется дисципли­не. Обладает чувством соб­ственного достоинства. Орга­низатор. Склонен к искусст­ву, спорту. Активен. Влюб­чив. Легко увлекается людь­ми и событиями. Впечатлите­лен.

Лидер по натуре, как эмоцио­нального, так и делового пла­на. Надо поддерживать лидер­ские усилия, помогать, на­правлять в деловом и личнос­тном плане.

Тип № 13 Э: 20–24; Н: 16–20..

Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не имеет, как правило, высо­кой духовной направленнос­ти. Погружен в житейские радости. Во главу угла жиз­ни ставит бытовые потребно­сти. Преклоняется перед пре­стижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, ус­пеха, выгоды. Презирает не­удачников. Общительный, де­монстративный. Жестко выдвигает свои требования.

Цель старшего – держать под­ростка «в рамках», так как тот склонен к зазнайству, под­чинению себе окружающих. Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять других, подчеркивая положительные личностные качества. Можно предложить роль организато­ра. При этом требовать выпол­нения обязанностей. Жела­тельно эстетическое воспита­ние.

Тип № 14 Э: 16–20; Н: 20–24.

Властный, мнительный, подо­зрительный, педантичный. Всегда стремится к первен­ству. Мелочный. Наслаждает­ся любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над более слабы­ми. Мстителен, пренебрежите­лен, деспотичен. Утомляем.

Нельзя относиться равнодуш­но. Можно относиться друже­любно, можно – с иронией. Дать возможность занять ли­дерское положение, однако, при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подрост­ку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональ­ное отношение к окружаю­щим и позитивные установки.

Тип Э; 8–16;

Н: 20–24.

Вечно недовольный, ворчли­вый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражите­лен. Завистлив. В делах неуве­ренный. В отношениях – под­чиненный. Перед трудностя­ми пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопа­мятный. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Го­лос тихий, резкий.

Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотноше­ния. Это легче сделать, осно­вываясь на мнительности дан­ного человека. Можно интере­соваться его самочувствием, успехами в доверительной бе­седе. В качестве какой-то об­щественной нагрузки, позво­ляющей иметь опору во взаи­моотношениях, можно дать канцелярскую работу (педан­тические свойства позволят делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки та­кого типа требуют постоянно­го внимания и индивидуаль­ного взаимодействия.

Следует поддерживать спра­ведливые критические сужде­ния, но избегать развития у подростка морализирования и критиканства.

Тип № 17 Э: 1в–20: Н: 4–8.

Очень эмоционален. Востор­женный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах – неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребяч­лив, нежен. Пользуется сим­патией окружающих. Фантазер.

Поддерживать положитель­ный настрой. Желательно раз­вивать эстетические склонно­сти, поддерживать увлечения (поощрять, интересоваться, предлагать выступить перед классом, группой). Обратить внимание на выработку воле­вых качеств (настойчивости, уровня притязаний).

Тип № 18 4–8; Н: 16–20.

Эмпатичный. Очень жалост­ливый, склонный поддержи­вать слабых, предпочитает интимно-дружеские контак­ты. Настроение чаще спокой­но-пониженное. Скромный. Застенчивый. Не уверен в себе. Созерцатель. Легко ста­новится настороженным и подозрительным в неблаго­приятных условиях.

Рекомендуется наладить щадящеразвивающий режим. Контролировать исподволь, относиться спокойно-доброже­лательно. Помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае являются достижение цели, формирование активной позиции, налаживание кон­тактов (со сверстниками и взрослыми). Исключить пуб­личное обсуждение, если воз­можны негативные оценки.

Тип Э: 4–8;

Н: 4–8.

Спокойный тип. Молчаливый, рассудительный. Замедленно-деятелъный, очень последова­тельный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный, скромный, низкоэмоциональный. Иног­да отвлечен от реальности.

У подростков данного типа надо постараться повысить самооценку, развить систе­му притязаний, раскрыть склонности и способности подростка.

Заинтересовать чемто можно, дав какуюто работу с высо­кой личной ответственностью (по типу деятельность долж­на быть больше связана с бу­магами, чем с людьми). Под­ростки такого типа нуждают­ся в советах по разным воп­росам, но выраженных в де­ликатной форме.

Тип Э: 16–20;

Н: 16–20.

Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоци­онально беден. Любит про­тивопоставлять себя коллек­тиву. Очень напорист в дос­тижении значимых для себя ценностей. Престижен. Ча­сто фальшив. Практичен.

Режим взаимодействия мяг­кий, терпимый, чтобы не обострять негативные каче­ства. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли пе­ревести энергетику в пози­тивное русло, а потребность в борьбе за первенство в при­емлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в по­зитивные социальные груп­пы с сильным влиятельным лидером.

Тип № 21 12–16; Н: 8–12.

Очень энергичен, жизнерадо­стен. «Любимец публики». Считается, что подростки та­кого типа счастливцы. Дей­ствительно, они часто очень одарены, легко учатся, арти­стичны, малоутомляемы. Од­нако наличие этих качеств часто имеет негативные ре­зультаты. Подростки (и моло­дые люди) с детства привыка­ют, что им все доступно. В результате чего не учатся се­рьезно работать над достиже­нием цели. Легко все броса­ют, часто прерывают дружбу Поверхностны. Имеют доволь но низкий социальный интел лект.

Требуют доброжелательнострогого отношения. В кол­лективе не стоит выбирать на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые по­ручения организаторского типа). Строго требовать вы­полнения поручений. Жела­тельно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), раз­бить на периоды срок испол­нения, расписать по времени задачи и контролировать вы­полнение. Это, с одной сторо­ны, поможет добиться постав­ленной цели, с другой сторо­ны – приучит к упорядоченной работе.

Тип № 22 8–12; Н: 8–12.

Очень пассивно-безразлич­ный. Уверен в себе. В отно­шении к окружающим жес­тко-требователен. Злопамя­тен. Часто проявляет пас­сивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокро­вен.

К чужому мнению относит­ся безразлично. Ригиден, предпочитает при­вычные дела и монотонность быта. Интонации речи ма ловыразительные. Малоэстетичен.

Создать у подростка ощуще­ние, что он интересен вос­питателю (тренеру и т.д.). Следует интересоваться ме­лочами быта, самочувствия. Среди общественных пору­чений желательно выбрать что-то, требующее аккурат­ного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т.п.). Хвалить за исполнительность. Помо­гать в выборе занятий (же­лательно индивидуальные, а не групповые виды спорта или художественной самодеятельности.

Тип № 23 Э: 16–20; Н: 8–12.

Общительный, активный, иници­ативен, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет до­биваться намеченной цели. Често­любив. Любит лидировать и уме­ет быть организатором. Пользует­ся доверием и искренним уваже­нием окружающих. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлен.

Создать возможность лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач, сле­дить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах.

Тип № 24 Э: 12–16; Н: 4–8.

Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Сре днеобщите лен. Привязчив к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ста­вить перед собой задачи и доби­ваться решений. Не склонен к со­перничеству. Иногда обидчив.

Предпочитает спокойное дове­рительное отношение окружа­ющих. Желательно отлаживание четких деловых контактов.

Тип № 25 Э: 8–12; Н: 4–8.

Активен, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто спокойно-безразличен. Инициати­вы почти не проявляет, действу­ет по указке. Пассивен в соци­альных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к моно­тонной кропотливой работе.

Желательно спокойно-деловое отношение. Находить и реко­мендовать лучше индивиду­альные занятия. Хорошо справляются с администра­тивной работой.

Тип № 26 Э: 4–8; Н: 8–12.

Спокоен, уравновешен, терпе­лив, педантичен. Честолюбив. Целеустремлен. Имеет твердые принципы. Временами обид­чив.

Любят доверительные отношения, спокойный темп работы. Не склон­ны к панибратству. Желательно поощрять при классе (группе) за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверен­ности в своих силах.

Тип № 27 4–8: Н: 12–16.

Уравновешенно-меланхолич­ный. Тонко чувствительный. Привязчивый; ценит довери­тельно-интимные отношения, спокойный. Ценит юмор. В це­лом – оптимист. Иногда пани­кует, иногда впадает в депрес­сии. Однако, чаще спокойно-за­думчив

Создать обстановку активно-спо­койной деятельности. Желатель­но избежать жесткой регламен­тации. Рекомендовать эстетичес­кие и литературные занятия.

Тип № 8–12: Н: 16–20.

Меланхоличный, честолюби­вый, упорный, серьезный. Иног­да склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с немного­численным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях от­носительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.

Рекомендуется направлять уси­лия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе.

Тип № 29 Э: 12–16; Н; 16–20.

Жестко требователен к окружа­ющим: упрям, горд, очень чес­толюбив. Энергичен, общителен, настроение чаще боевитое. Не­удачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.

Взаимоотношения строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно по­смеиваться над недостатками, если подросток заносчив.

Тип № 30 16–20: Н: 12–16.

Гордый, стремится к первенству, злопамятен. Стремится к лидерству во всем.

Энергичен, упорен. Спокойный, рас­четливый. Любит риск, непреклон­ный в достижениях. Не лишен ар­тистизма, хотя и суховат.

Не допускать зазнайства. Под­держивать в позитивных усили­ях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль от­ношений. Нейтрализовать озлоб­ленность. Развивать социальный интеллект.

Тип № 31 Э; 8–12; Н: 12–16.

Застенчив, независтлив, стре­мится к самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми проявля­ет наблюдательность, чувство юмора.

Склонен к глубоким довери­тельным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навя­занный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обви­няет только себя.

Обеспечить спокойную добро­желательную обстановку. Стараться вовлекать в актив­ное решение деловых вопро­сов. Поощрять социальную активность, вовлекать в уча­стие в каких-либо мероприя­тиях (семинарах, конферен­циях и т.п.).

Тип № 32 Э: 12–16; Н: 12–16.

Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энер­гичен. Упорен. Целеустрем­лен.

Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испы­тывает.

В общении не склонен к со­переживанию. Ценит толь­ко информативность. Эмоционально ограничен­ный тип.

Не поддерживать в конф­ликтных ситуациях. Воз­действовать через честолю­бие. Отношения поддержи­вать ровные, пытаясь испод­воль развивать социальный интеллект.

Данная методика рассчитана на контингент испытуе­мых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может ис­пользоваться:

1. При формировании классных коллективов.

2. При знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или группу подростками.

3. В деятельности работников «службы занятости» и отделов кадров при приеме на работу подростков.

4. В профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности, на профессии типа «человек-человек»).

5. В профподборе производственных групп в целях дос­тижения оптимального делового и социального сотрудни­чества.

6. В спортивной практике при подборе команд.

7. В педагогической практике в целях коррекции взаи­моотношений в системах: «ученик – учитель» и «ученик – класс».

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК «АДАПТИВНОСТЬ»

Наши рекомендации