Постройте плодотворные отношения с руководителем
Если в предыдущем параграфе мы говорили о построении взаимоотношений в команде с позиции руководителя, то в этой главе будем рассматривать тот же вопрос, но с позиции участника команды.
Выделим в этом вопросе пять существенных аспектов:
1. Этика взаимоотношений с руководителем.
2. Как принимать и исполнять поручения руководителя.
3. Как убедить своего руководителя.
4. Как работать с «трудным» руководителем.
5. Как узнать мнение руководителя о себе.
Как построить взаимоотношения с руководителем
Надо признать, ошибок здесь мы допускаем очень и очень много. Малейшее несовпадение поступков, распоряжений руководителя с нашими взглядами немедленно получает у нас осуждение. Ошибок своему шефу мы не прощаем никаких! При малейшем отступлении от коллегиальности категорично произносим: «Волюнтаризм!» При терпеливом выслушивании мнений и демократичности руководителя обвиняем его либо в безволии, слабохарактерности, либо в недостаточной распорядительности и оперативности руководства, либо в несамостоятельности.
Зададим себе вопрос: «Какой подчиненный нам нравится больше других?» Это человек, который прежде всего:
□ хорошо выполняет наши поручения, т. е. добротно, надежно работает, оказывая тем самым руководителю реальную помощь;
□ дипломатичен, тактичен, привлекателен, интересен, в общем авторитетен в глазах руководителя. Человек, с которым приятно сотрудничать;
□ искренне защищает и повышает авторитет своего руководителя; человек, которому можно доверять.
Глава 3 Управление персоналом
Отсюда следует, что в построении взаимоотношений с руководителем существуют по крайней мере три задачи:
1. Оказывать руководителю реальную помощь, хорошо выполнять его поручения. Для этого используйте следующие приемы:
□ Добросовестно и своевременно выполняйте поручения руководителя.
□ Выступайте с такой инициативой, реализация которой не потребует от руководителя дополнительных усилий.
□ Предлагайте свою помощь руководителю в тех случаях, если можете помочь ему сэкономить время или разрешить реальную проблему.
□ Не перекладывайте свою работу на руководителя: обращайтесь за указаниями только тогда, когда они действительно Вам нужны.
D Хорошо информируйте руководителя по вопросам, за которые Вы отвечаете. Держите своего шефа в курсе всего. Ничто так не раздражает руководителя, как ситуация, когда посторонние люди больше знают о происходящем в его организации, чем он сам. Информируйте вашего руководителя по кадровым вопросам, о планах, о предполагаемых изменениях, о бюджете и других важных делах. Докладывайте ему о возможных неприятностях заблаговременно и сразу старайтесь предложить выход из этих ситуаций.
D Обращаясь к руководителю с предложениями, исходите прежде всего не из своих, а из его интересов и задач.
□ Согласованную с руководителем точку зрения смело отстаивайте во всех ситуациях и во всех инстанциях.
D Воспринимайте просьбы руководителя как приказы: это избавит от многих неприятностей.
2. Быть приятным, интересным привлекательным, авторитетным для сотрудничества человеком. Чтобы решить эту задачу:
□ Имейте привлекательный внешний вид.
D Будьте вежливы, тактичны и приветливы с руководителем, разговаривайте спокойно, без раздражения.
□ Не лицемерьте, не заискивайте, не унижайтесь.
О Докладывая руководителю о работе, старайтесь свои сообщения сделать интересным^ и полезными для него.
□ Научитесь воспринимать критику со стороны руководителя не по форме, а объективно, по существу.
D Не пытайтесь скрывать от руководителя свои служебные проблемы и недостатки.
□ Не исходите из того, что руководитель знает меньше вас, не хитрите с ним, будьте искренни.
П Не обращайтесь в вышестоящие инстанции, не посоветовавшись с руководителем.
Глава 3 Управление персоналом
D Будьте дипломатичны: не спорьте с руководителем по мелочам, не задавайте неприятных вопросов.
□ Ваши личные разговоры с руководителем не делайте достоянием общественности.
О Подписывая у руководителя подготовленный Вами документ, не считайте, что снимаете с себя ответственность.
О Не говорите всегда только «да» или только «нет»: поддакивающий надоедает, а тот, кто говорит всегда «нет», раздражает.
□ Не пытайтесь командовать Вашим руководителем. Высказывайте свои предложения тактично. Вы не можете дать ему прямой приказ, но можете сказать: «Не кажется ли Вам, что было бы неплохой идеей, если?»
3. Защищать и повышать авторитет своего руководителя, быть преданным и надежным. Для этого:
□ Не подводите своего руководителя, не подрывайте его авторитет.
□ Поддерживайте своего руководителя в трудных для него ситуациях.
□ Не критикуйте руководителя за его спиной.
□ Распоряжения руководителя воспринимайте и передавайте дальше как собственные.
а Делитесь с руководителем собственным авторитетом.
D Уважайте должностной авторитет руководителя (особенно при посторонних) независимо от Ваших личных взаимоотношений.
□ Ошибки и срывы руководителя берите и на себя.
О Разногласия с шефом не выносите за пределы его кабинета.
□ По возможности оградите своего руководителя от серьезных ошибок.