История развития психогенетики

Начало развития психогенетики как на­учной дисциплины связано с именами выдающихся ученых прошлого столетия Фрэнсиса Гальтона и Грегора Менделя, опубликовавших в 1865 г. результаты своих исследований.

В цикле статей под названием «Насле­дование таланта и характера» Гальтон пи­шет: «... у нас есть все основания считать, что способности или особенности харак­тера зависят от множества неизвестных причин, которые до сих пор не подвер­гались тщательному анализу» (цит. по: [Фогель, Мотульский, 1989]). Он прихо­дит к выводу о необходимости примене­ния статистического подхода к анализу этих причин. Развивая данные положения,

Гальтон впервые провел систематическое изучение индивидуальных различий и внут­рисемейного, и близнецового сходства; он определил величину степени связи между переменными, не зависящую от единиц измерения, — коэффициент корреляции.

Основополагающей для генетики яви­лась концепция Менделя, выдвинутая им в работе «Опыты над растительными гиб­ридами», опубликованной в 1865 г. в «Тру­дах Общества естествоиспытателей» в Брюнне. Опыты Менделя и открытые им законы заложили основу представлений о гене и определили основное направление генетических исследований в XX в.

Принципиальное влияние на развитие всей биологической науки в целом и гене­тики в частности оказал также выдающийся ученый прошлого столетия Чарльз Дарвин. Сформулированные им представления о механизмах эволюционного развития по­зволили включить концепции Гальтона и Менделя в более широкий общебиологи­ческий контекст.

В начале XX в. бурно развивается ма­тематический аппарат генетики. Основной проблемой этого периода являлось противо­речие между континуальностью гальтонов-ской модели наследственности и дискрет­ным характером менделевской концепции. Еще в прошлом веке ученик Гальтона Карл Спирмен предпринял ряд попыток объяс­нить полученные его учителем данные на основе принципов наследственности Мен­деля. Однако в полном объеме эта задача была решена Рональдом Фишером, разрабо­тавшим модель полигенного наследования. Согласно этой модели, фенотипическая дисперсия некоторых признаков может быть обусловлена большим количеством генов, каждый из которых передается от поколения к поколению в строгом соот­ветствии с законами Менделя. Работы Фишера заложили основу биометрической генетики.

Примерно в это же время американ­ский исследователь С. Райт приступил к разработке метода, позволяющего выра­зить сложноформализуемые гипотезы о причинно-следственных связях в простой и поддающейся проверке форме. Райту принадлежат первые работы по путевому анализу, он же является основателем аме-


5.1. Психогенетика



риканской школы популяционной гене­тики.

Гальтон продолжил развитие методов анализа генетических данных представле­ниями о том, что корреляционные связи между переменными могут отражать нали­чие лежащего в их основе общего обуслов­ливающего фактора. Сначала К. Спирмен, а затем Л. Терстон предложили и разра­ботали методы анализа множественных связей между переменными — широко применяемые в современной психологии приемы факторного анализа.

Развитие методологии психогенетичес­ких исследований представлено на рис. 5.2 (приводится по: [Neale, Cardon, 1992]). Мы же ограничимся характеристикой лишь наиболее важных работ.

В середине нашего века идеи Фишера получили развитие в работах Бирмингем­ской школы, основанной К. Мазером и его

учеником Дж. Джинксом. Благодаря серии исследований, проведенных на экспери­ментальных организмах, был разработан способ разделения средовой компоненты фенотипической дисперсии на внутри- и межсемейную.

Вплоть до конца 70-х гг. подходы, пред­ложенные Фишером и Райтом, разви­вались параллельно. Решающий прорыв осуществили в серии своих публикаций К. Клонингер, Дж. Раис и Т. Рейх [Clonin-ger et al., 1979]. Авторы представили обоб­щенную путевую модель, объединяющую модель путей детерминации фенотипичес­кой дисперсии генетическими и средовыми факторами с предложенной Фишером моделью результатов ассортативности (не­случайного скрещивания).

Именно в 70-е гг. теоретические и стати­стические методы генетических исследова­ний стали широко и успешно применяться


История развития психогенетики - student2.ru

История развития психогенетики - student2.ru

Дарвин(1858,1871) Естественный отбор Половой отбор Эволюция

Мендель (1865) Наследуемость признаков Гены: один в гамете два в зиготе Закон расщепления

Гальтон (1865) Корреляция Внутрисемейное сходство Близнецы

Фишер (1918) Объединение подходов Гальтона и Менделя ANOVA: разложение дисперсии

Уотсон и Крик (1953) Субстрат наследственности

Мазер (1949), Джинкс (1971) Биометрическая генетика Анализ моделей (растения)

Рао, Раис, Клонингер (1970) Ассортативность и «культурная наследствен ность»

Джинкс и Фалкер (1970) Анализ моделей (поведение человека)

Современная методология психогенетических


Рис. 5.2.Основные идеи и их авторы, оказавшие влияние на формирование современных

математических методов психогенетики т? !Г;

Наши рекомендации