Москва 2014
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
КУРСЫ ПО ВЫБОРУ М.2 ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Для направления подготовкиООП 050400.68 Психолого-педагогическое образование
ПрофиляПедагогическая психология
Квалификация (степень) выпускника «магистр»
Форма обученияочная
Москва 2014
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование
Разработчики:
ГБОУ ВПО МГПУ, доцент общеинститутской кафедры психологии образования
В.М. Поставнев
Рецензенты:
ГБОУ ВПО МГПУ, профессор общеинститутской кафедры психологии образования
А.И. Савенков
Программа одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования
Протокол № 1 от «01» сентября 2014 г.
Зав. кафедрой: профессор А.И.Савенков
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014
© Общеинститутская кафедра психологии образования, 2014
1.Цели и задачи освоения дисциплины «Эволюционная психология»
Цель учебной дисциплины: расширение знаний студентов о закономерностях эволюции психики, изучением видоспецифических психологических особенностей человека как представителя вида Homo sapiens.
Задачи учебной дисциплины:
- Ознакомить студентов с основными направлениями и категориями эволюционной психологии;
- Раскрыть основные закономерности эволюции поведения и психики;
- Ознакомить с разнообразием проявления психического;
- Ознакомить с направлениями и методами исследования в эволюционной психологии.
2. Место дисциплины в структуре ООП.Учебная дисциплина «Эволюционная психология»входит в вариативную часть цикла профессиональных дисциплин курсы по выбору.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента.
Для успешного овладения программой дисциплины студент должен
знать:
- методологические основы научного познания;
- законы исторического и общественного развития;
- особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;
уметь:
- последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;
владеть компетенциями:
- историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений.
Учебная дисциплина «Эволюционная психология» предусматривает межпредметные связи с дисциплинами: «Экологическая психодиагностика», «Экологическая психопедагогика», «Формирование экологической культуры учащихся», «Методика внешкольной эколого-просветительской деятельности», «Этническая психология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Эволюционная психология»направлен на формирование следующих компетенций:
- способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);
- способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);
- способен представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПКНИ-8)
- готов осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- алгоритм выделения существенных связей и отношений профессиональной деятельности;
- возможности эволюционных идей в анализе образовательной среды и причин нарушений в поведении и развитии детей и подростков;
- структуру, стиль, логику изложения научных результатов;
- феномены, психологическую сущность которых способна объяснить эволюционная психология
уметь:
- выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных;
- определить концептуальные основы диагностики образовательной среды;
- оформлять и представлять результаты научно деятельности;
- использовать положения эволюционной психологии в объяснении и прогнозировании психолого-педагогических феноменов
владеть:
- способами выделения существенных связей и отношений, проведения сравнительного анализа данных;
- осуществлять диагностику образовательной среды на основе положений эволюционной психологии;
- способами представления научному сообществу результатов исследования;
- ориентироваться в современных научных направлениях при определении стратегии и тактики профессионального взаимодействия