Формулирование задач и разработка или подбор методики

Для того чтобы составить программу исследования, надо продумать, как при помощи доступных, надежных методов объяснить, проверить или подтвердить определенные факты, теоретические положения. В программе исследования выделяют две части: методологическую, процедурную. Методологическая часть включает разработку программы исследования (постановка проблемы, задач, определение объекта и предмета изучения, уточнение основных понятий):

а) определение проблемы, объекта и предмета исследования: проблема– это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании; любая проблема характеризуется неясностью, неопределенностью и именно поэтому стимулирует исследовательскую мысль; объект– это некоторые реальные социальные, психологические явления, которые порождают проблему; предмет -исследования – это тот угол зрения, под которым может быть изучен объект (например, объект – студенты академии, а их личностные характеристики являются предметом исследования). Выделение предмета исследования позволяет конкретно сформулировать цель (общую задачу), которая стоит перед студентом; она может быть детализирована путем выделения частных задач.

б) определение цели, задач: цель– это предполагаемый основной результат исследования, конкретное объяснение причин и условий возникновения рассматриваемой проблемы. Формулирование задачи исследования и подбор методики. Цель исследования должна быть четко сформулирована и ясна студенту; она может быть детализирована путем выделения частных задач. Задачи обычно касаются четырех аспектов работы:

1. Анализ теоретических положений, лежащих в основе работы;

2. Определение методик и процедуры исследования;

3. Анализ полученных результатов;

4. Формулирования выводов и (или) рекомендаций;

в) формулирование гипотезы: построение некоторого предположения на основе имеющихся знаний о существовании какой–либо закономерности, причины явления или связи нескольких явлений; это – предположительный ответ на проблему исследования. Гипотеза – направляющая научная идея, требующая дальнейшей проверки. Она – не простое предположение и в то же время еще не истина. Истина – уже установленная закономерность, тогда как гипотеза еще ожидает подтверждения. Выбор гипотезы важен, поскольку, во–первых, нельзя проводить исследование, не имея перед собой четких направлений и целей; во – вторых, от правильной постановки гипотезы зависит выбор методов исследования; в –третьих, только имея какую–то предварительную идею, можно определить, какие материалы и факты необходимо анализировать для усвоения проблемы. Условия построения гипотезы: она должна быть проверяема при помощи наличных методических средств; не должна включать слишком много ограничений и допущений. Теоретическая проверка гипотезы – сопоставление предположения с имеющимися в научной литературе уже доказанными положениями, принципами. Экспериментальная проверка гипотезы – оценка ее правильности или ложности – устанавливается опытным путем, на основе анализа данных, полученных в исследовании.

Процедурная часть программы включает в себя: а) план организации исследования: указывается время и условия проведения опытов, критерии выбора испытуемых и их характеристики: возраст, пол, образование, количество, кратко рассматриваются процедуры исследования. Составление рабочего плана представляет трудную, ответственную работу. Если план не продуман, составлен наспех, он потребует в дальнейшем многократных уточнений, исправлений и легко может привести к невыполнению исследования в срок.

б) определение методик исследования необходимо, поскольку они предрешают эмпирическую ценность исследования, возможности выполнения работы на должном уровне, в целом эффективность всей работы. Подчас недостаточная тщательность в выборе совокупности методов исследования приводит к необходимости повторения всей работы. Все методики должны быть валидными и надежными, или пройти соответствующую проверку исследованием.

Описание методик: в методику входит задание для испытуемых (инструкция, материал для работы), описание условий проведения опыта (эксперимент групповой или индивидуальный, длительность и т.д.), характеристика зависимых и независимых переменных. Составляется перечень методик, указываются авторы; если методика оригинальна, то дается ее полное описание и инструкции к ней. Выбор методов исследования зависит от следующих трех моментов: предмета исследования; цели; технических возможностей.

Проведение опытной работы

Овладение методикой предполагает проведение пилотажного (пробного) исследования и опытной работы. Опытную работу по теме следует начинать с пробы на двух – трех испытуемых. Это позволяет выяснить, насколько удачно в содержательном отношении и по форме составлен опытной материал, проиграть ход работы, увидеть на двух – трех примерах получаемый результат. После пробы студент вносит коррективы либо в содержание, либо в порядок проведения работы и после этого привлекает к выполнению задания большее количество испытуемых. Главным в проведении исследования является получение надежной и достоверной информации. В ходе сбора первичной информации должна соблюдаться научная этика (использование полученных данных только в научных целях, устранение недостаточно качественнойинформации и т.д.).

Обработка полученного материала: материал систематизируется; положения и факты работы проверяются на наличие расхождений и противоречий между ними. Подготовив эмпирический материал, исследователь подвергает его последовательной обработке. Выделяют ряд стадий:

· описание способов обработки эмпирического материала, который будет получен в исследовании: логическая и количественная обработка собранных данных;

· математически – статистические способы анализа данных, позволяющие упорядочить, классифицировать результаты исследования;

· таблицы, графики, схемы, которыми будет завершаться математически –статистическая обработка.

Наши рекомендации