Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии
Так уж повелось, что давать советы, в том числе и по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие. Тем не менее, обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.
Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.
Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал , либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.
Престижность профессии.
Предрассудки могут стать препятствием нормальной жизнедеятельности. В отношении работы они проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: могильщик).
Другой пример. Экономист или инженер ничуть не более полезен для людей, чем социолог или слесарь.
Кроме того, престижность профессии хороша, когда учтены все Ваши интересы и способности. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций. Может так получиться, что «модное» название сыграет с Вами злую шутку, и на рынке труда не будут востребованы специалисты без опыта: например, - антикризисный управляющий.
Сейчас мы поговорим о профессиях информационно-технологического профиля и вместе попробуем выявить необходимые качества (компетентности), которыми должен обладать тот или иной специалист.
Мы разделимся на 3 группы. Сейчас каждая группа должна выбрать одну из наиболее понравившихся, представленных нами, профессий и попытаться создать образ этого специалиста, а также выявить необходимые личностные качества этого специалиста.
(Происходит работа в группах; студенты помогают в создании образа специалиста.)
Теперь попросим каждую группу представить свою проведенную работу, а затем мы вместе посмотрим, про какие личностные качества мы забыли упомянуть.
(Просмотр на слайдах компетентностей для каждого специалиста – приложение 1; раздаем материал со списком факультетов различных вузов Томска, где можно получить образование по представленным направлениям – Приложение 2.)
Также мы бы хотели вам рассказать о такой методике как образовательная карта. Образовательную карту мы также создадим в группах.
В центре – образование. Дальше, отводя стрелки, мы подписываем то, что понимаем под этим словом. Так мы будем наглядно видеть: что для нас – образование, какие понятия мы понимаем под этим значением, что будет включено в образование. Это также может помочь в профессиональном самоопределении.
(Проходит работа в группах, по завершении подводим итог.)
Таким образом, эту образовательную карту мы может создать каждый из вас самостоятельно. Это поможет вам в течение всего образовательного пути, который вы сами себе строите. Помните, все в ваших руках. И именно эта образовательная карта может вам не только в том, что вы сможете наглядно увидеть свое представление о вашем образовании, но в том, что она может натолкнуть вас на что-то новое, принести новую идею, путем ассоциаций.