Позитивные стороны профсоюзного членства
· Организация коллективной защиты индивидуальных прав работников;
· Инициирование заключения коллективного договора (добиваться повышения заработной платы, социальных гарантий, охраны труда на предприятие);
· Заключение Соглашения по охране труда;
· Контроль профсоюзов за соблюдением законодательства;
· Локальные нормативные акты согласовываются с профсоюзом;
· Защита при сокращении, реорганизации или ликвидации учреждения;
· Гарантии для молодежи по трудоустройству по окончании обучения;
· Организация совместного досуга и коллективных акций;
· Представительство интересов работника и трудового коллектива;
· Мобилизация коллектива для выполнения плана;
· Создание морально-психологического климата в коллективе;
· Общественный контроль за охраной труда;
· Обучение специалистов по охране труда (совместное);
· Кадровый резерв администрации из профсоюзных лидеров;
· Досуг, спорт, оздоровление детей;
· Снятие социальных вопросов;
· Авторитет руководителя.
Действия профсоюзной организации по вовлечению
В профсоюз новых членов
Вовлечение - это формирование и расширение членской базы профсоюза через сильную профсоюзную организацию путем соответствующей агитационной, разъяснительной организационной работы и оказания специальных услуг по защите прав и интересов работников (мотивации).
Результат целиком зависит от авторитета организации и содержания ее деятельности. Постоянная целенаправленная работа (а не случайные, разрозненные мероприятия), наступательная агитационная работа дают хорошие результаты, пусть и не сразу.
Здесь следует очень хорошо усвоить две истины:
- никто не вступит в профсоюз, пока ему кто-нибудь не предложит сделать это;
- успешное вовлечение новых членов должно основываться на долгосрочном планировании и постоянном проведении этой работы - хорошо подготовленными активистами и членами профсоюза.
В чем заключается работа по вовлечению?
Во-первых, необходимо планирование этой работы, а лучше - разработка долгосрочной программы вовлечения с определением сроков и ответственных за выполнение мероприятий, отчетности, методов стимулирования за результаты работы, обобщение и внедрение лучшего опыта.
Профсоюз должен рассматривать вовлечение новых членов в качестве своего приоритета, должен нарабатывать практику вовлечения и проводить его на систематической основе, обучать определенным приемам и методам работы своих активистов, выделять средства специально для проведения этой работы, искать пути проникновения в новые организации, а также наращивать свое присутствие там, где есть первичные профорганизации.
Во-вторых, очень важно понять, что если вовлечение будет рассматриваться в качестве работы председателей профсоюзных организаций в их свободное время, то профсоюз не может рассчитывать на сколько-нибудь заметный приток новых членов.
Вовлечение требует времени и должно являться приоритетом деятельности специальных лиц (агитаторов) в комитетах профсоюза, обеспечивающих на профессиональном уровне реализацию намеченных планов и мероприятий, отвечающих за эффективность проводимой работы.
Сегодня практически любая организация может стать объектом конкретной работы по вовлечению в профсоюз.
Во-первых - это организации, где уже создана первичная профсоюзная организация, но объединяет далеко не всех работающих на предприятии.
Во-вторых - это новые организации, в которых нет первичных профорганизаций.
В-третьих - это отраслевые учебные заведения, «поставщики» профсоюзных активистов и членов профсоюза в будущем.
С чего начинать?
1. Выбрать группу агитаторов и провести ее подготовку по вопросам вовлечения в профсоюз новых членов.
К этой работе целесообразно подключить, членов профсоюзного комитета, заслуженных ветеранов отрасли, наиболее авторитетных членов трудового коллектива.
2. Определить финансирование из средств профбюджета на проведение этой работы.
Перед тем как планировать работу по вовлечению в профсоюз, комитет профсоюза должен определить, какие расходы могут возникнуть и какие средства будут необходимы. Это могут быть расходы:
- на изготовление агитационных материалов - листовок, буклетов, плакатов и пр.;
- на оплату труда агитаторов и пропагандистов;
- транспортные, представительские расходы;
- расходы на обучение агитаторов и актива.
Важно рассматривать затраты на вовлечение новых членов в качестве инвестиций. Они могут быть покрыты за счет членских взносов, которые будут платить новые члены, новые профорганизации.
3. Составить план агитационно-разъянительной работы в коллективах. Работа по вовлечению должна проводиться строго индивидуально. Традиционное проведение коллективных переговоров здесь может не сработать.
4. Отобрать для конкретной работы те коллективы, ситуация в которых в данный момент наиболее благоприятна и обещает дать положительный результат.
Наилучшим временем для вовлечения в профсоюз новых членов является период возможных изменений в учреждении. Реорганизация, сокращение объемов деятельности учреждение, предстоящее сокращение штатов создает атмосферу незащищенности работников, в условиях которой они скорее обратятся за помощью в профсоюз.
Удачным временем для начала работы или проведения очередной кампании по вовлечению в профсоюз может стать период после успешно проведенной акции по отстаиванию интересов работающих граждан или населения региона (оплата труда, жилищно-коммунальная реформа и др.).
Организация работа по вовлечению в профсоюз в учреждении, где уже создана первичная профорганизация
Главная особенность такой работы состоит в том, что она возлагается на действующую профсоюзную организацию, а ее результат целиком зависит от авторитета первички и содержания ее деятельности.
Сначала нужно тщательно подготовиться к беседе, составить список работников - не членов профсоюза, проанализировать состав по возрасту, категориям, образованию, специальности, продолжительности работы в отрасли и в учреждении, семейному положению.
Важно знать уровень оплаты труда, условия труда и проблемы по каждой категории работников, намеченных для собеседования.
В процессе проводимых бесед с вступающими в профсоюз главное следует сосредоточить на разъяснении позиции и действий профсоюза по вопросам оплаты труда, улучшения условий труда, ведения переговоров с работодателем, содержания коллективного договора, роли профсоюза в отстаивании прав и интересов работников. Необходимо вступающих в профсоюз ознакомить со структурой профсоюза, его Уставом, общим положением о деятельности первичной профсоюзной организации, порядком формирования финансовой базы профсоюза и использования членских профсоюзных взносов.
Но самое главное - необходимо найти актуальную тему для беседы с конкретным работником, в процессе которой можно «разговорить» собеседника.
Это могут быть: проблемы в отношениях с администрацией и коллективом, условия работы, перспективы продвижения по службе, учеба, семейные проблемы, воспитание детей.
В особенности необходимо узнать текущие проблемы работников, а также, какие услуги, предоставляемые профсоюзом, могут быть интересны конкретной группе работников.
Этими услугами могут быть: содействие в обучении, переводе на другой участок работы, юридические консультации, различные виды страхования, лечение, помощь членам семьи.
Создание новой профсоюзной организации.
1. Собрать и проанализировать информацию об учреждении (хозяйственная принадлежность, численность работающих, наличие коллективного договора, какие есть проблемы в трудовом коллективе и пр.).
2. Познакомиться с работодателем. Хорошо, если агитатору кто-либо представит этого работодателя на одном из совещаний или на другом мероприятии.
При первом посещении учреждения и встрече с руководителем, объяснив ему цель своего посещения, не следует очень навязчиво предлагать свое сотрудничество и настаивать на немедленном создании первичной профорганизации. Необходимо расположить к себе собеседника, проявить знания в области вашей отрасли, его проблем, сообщить, что удается делать профсоюзам для их решения.
Неплохо по окончании визита оставить работодателю или другому представителю администрации, с которым состоялась беседа, свою визитную карточку, листовку или буклет о профсоюзе. Очень важно при этом получить согласие на следующую встречу, в том числе и с коллективом.
Отношение администрации и работников к профсоюзу является ключевым фактором любой кампании по вовлечению новых членов. Ясно, что благожелательное или даже нейтральное отношение администрации будет способствовать успешному проведению кампании.
3. Организовать встречу с работниками. Опыт показывает, что встреча с тремя - пятью наиболее авторитетными работниками может оказаться более полезной, чем проводить собрания. Нередко участники этой первой встречи становятся агитаторами и организаторами создания первичной профсоюзной ячейки.
4. Распространить листовки, буклеты, фотомонтажи по итогам профсоюзных акций и мероприятий, листовок о детях членов профсоюза, и об их успехах в учебе, музыке, спорте. Такая информация, как правило, формирует мнение о профсоюзе как о сплоченной и сильной организации и вызывает желание у работника быть вместе с коллективом, ощутить на себе заботу профсоюза.
5. Контакт «лицом к лицу» с каждым индивидуально является наиболее эффективным методом вовлечения новых членов. Но организаторы при этом должны обладать умением убеждать. Они должны быть хорошо информированы о проблемах данного рабочего места, иметь ясные представления относительно того, что профсоюз может предложить конкретному работнику для его защиты, каким образом следует отвечать на возражения, возможные выпады со стороны собеседника в адрес профсоюза.
Что нужно знать при проведении беседы?
Опыт тех, кто давно и успешно занимается работой по вовлечению в профсоюз новых членов, говорит, что первая беседа - это половина дела.
Потенциальному члену необходимо коротко, дружелюбно и понятно объяснить, какую организацию представляет инициатор встречи, какая цель беседы, почему собеседник может быть заинтересован в профсоюзе.
При этом важно все:
- простое приветствие, знакомство;
- прямой взгляд;
- улыбка и дружелюбное поведение, подходящая случаю одежда, не вызывающая раздражения по поводу разницы в материальном положении собеседников;
- быстрая и понятная информация о том, что собой представляет профсоюз и чем он занимается.
Следует избегать:
· позиции превосходства над потенциальным членом профсоюза;
· употребление жаргона, непонятных для собеседника слов и выражений;
· чтения лекции, длинных монологов.
Важно продумать наиболее удачный переход от приветствия и представления к диалогу о том, какое значение для работника может иметь профсоюз. Очень важна правильная интонация беседы. Например:
Скажите: «Если мы сначала обсудим ваши проблемы и ситуацию в коллективе, то нам легче будет рассказать, что для вас может сделать профсоюз».
Не говорите: «Мы здесь для того, чтобы вовлечь вас в профсоюз».
Скажите: «Как вам здесь работается? Какие проблемы беспокоят?».
Не говорите: «Все ждут, что вы вступите в профсоюз».
Очень важно послушать, какие слова потенциальный член профсоюза употребляет при описании своих проблем, и использовать их при ответе. Это поможет активисту говорить с вовлекаемым на одном языке.
Тактика взаимодействия с недоброжелательно настроенной администрацией.
Большинство мероприятий и попыток по вовлечению в профсоюз новых членов выявляет враждебное отношение к профсоюзу со стороны администрации.
Это проявляется в разнообразных формах:
· отказ в организации встречи и посещения;
· попытка предотвратить расклейку и раздачу листовок;
· изъятие рекламных материалов профсоюза;
· ведение антипрофсоюзной пропаганды;
· запугивание возможным сокращением или закрытием отдела, филиала, предприятия;
· оскорбления в адрес должностных лиц профсоюза, преследования профсоюзных активистов;
· попытка дискредитировать требования профсоюза;
· обещание поощрить работников, не вступающих в профсоюз;
· противодействие проведению собраний коллектива.
Если комитет проводит собрание по вопросам деятельности профсоюза и вовлечению в профсоюз желающих, то следует быть готовым к тому, что собрание посетит агрессивно настроенный представитель администрации.
Организаторы встречи, профсоюзные активисты должны быть готовы к некоторым или ко всем перечисленным приемам и уметь противостоять сопротивлению администрации.
Председателю или представителю профсоюзного комитета следует:
· рассказывать свою собственную историю, связанную с профсоюзом, рассказывать ее простыми словами, откровенно, не скрывая бывших сомнений;
· быть доступным для проведения конфиденциальных бесед с потенциальными членами профсоюза;
· при необходимости прибегать к помощи юриста для обоснования своих позиций.
Как поступить, если многие предприятия остаются равнодушными к идее создания на предприятии первичной профорганизации?
Проявление равнодушия или явный отказ от профсоюза со стороны самих работников является более серьезным врагом, чем открытое проявление враждебности со стороны администрации.
Причинами этому могут быть:
· сильная зависимость работников от настроения и непредсказуемых действий работодателя;
· опасение потерять рабочее место, льготы или вызвать неудовольствие администрации;
· неуверенность работников в себе, чувство бессилия что-нибудь изменить;
· неуверенность в возможностях профсоюза при решении наиболее важных проблем;
· отсутствие достаточных знаний о правах работников и профсоюза;
· отрицательное отношение к профсоюзу из-за негативного опыта в прошлом;
· индивидуализм - «я ни в ком не нуждаюсь и в состоянии сам решить свои проблемы»;
· отсутствие поддержки или явное недоброжелательство к профсоюзу в семье, со стороны друзей, родителей.
Надо помнить, что если мы начнем «давить» на работников, голословно обвинять их в незнании сути профдвижения и неправильных оценках, то они начнут защищаться и искать оправдания и подтверждения своей позиции. Это опасно. Надо попытаться понять собеседника, узнать, почему у него сложилось такое мнение, тогда нам проще будет помочь его изменить.
Отстаивая свою точку зрения, убеждая собеседника в преимуществах объединения в профсоюз, надо опираться на некоторые бесспорные утверждения:
· коллектив - это сила;
· работодатель быстрее будет прислушиваться к мнению коллектива, чем одного работника;
· коллективу легче защитить интересы работника перед работодателем, чем самому работнику;
· через профсоюз можно участвовать в разработке планов и программ развития предприятий;
· профсоюз через колдоговоры может реально влиять на рост заработной платы и установление льгот;
· профсоюз - это бесплатные юридические консультации, помощь при рассмотрении дел в суде;
· профсоюз поможет в житейских и бытовых проблемах, в вопросах организации отдыха и лечения.
Что следует иметь в виду организаторам работы по вовлечению в профсоюз?
Надо постоянно помнить, что талант организатора не только в том, чтобы он сам владел и показывал примеры высокого профессионализма в работе, но и умел собрать команду единомышленников, привлечь к работе наиболее уважаемых, авторитетных профактивистов, искренне верящих в профсоюзы, в силу коллектива, умеющих эту веру донести до остальных. Важно также видеть и поощрять успехи всех членов команды, всех участников работы по вовлечению в профсоюз за каждого нового члена профсоюза, за каждую новую организацию, за каждый случай, когда профорганизация была сохранена от развала и выхода из профсоюза. Необходимо разработать стройную систему стимулирования профактива, в том числе за результаты по вовлечению в профсоюз новых членов.
Список литературы
1. Мотивация профсоюзного членства, сост. Е.В.Есенина, Н.Г.Ракшенко,
Л.А.Киселева, приложение к газете «Солидарность», №3,4, 2006 г.
2. Профсоюзное членство. Учебное пособие для профсоюзных
преподавателей и актива, Кишинев, 2003