Трехногая собака
В течение десяти лет все знали Алленов как прекрасную семью. Их было четверо: отец, мать и две девочки, Санди и Мелисса, восьми и пяти лет. Неожиданно муж ушел из семьи и через две недели потребовал развод. Вот тогда-то его жена Джулия, симпатичная 28-летняя женщина обратилась ко мне за помощью. Она жаловалась на потерю сна и аппетита, говорила о снедающей ее обиде и чувстве отверженности. "Во мне словно что-то надломилось" - повторяла Джулия. Девочки тоже очень тосковали по отцу.
На первом сеансе я попросила их нарисовать то, что они любят. Девочки рисовали свои увлечения, друзей, домашних зверюшек, а на рисунках Джулии вся семья была изображена в полном составе. Вот тогда я и вспомнила случай, когда мне повстречалась трехногая собака, и я рассказала о ней матери и девочкам.
"На прошлой неделе нам пришлось ехать на машине с моим сынишкой Кейси. Вдруг он меня окликает: "Мам, посмотри скорее туда! - и показывает налево. - Собака с тремя ногами!" А сам прямо рот открыл от изумления.
"Вижу, - отвечаю я , - с тремя ногами, ну и что?"
"Мам, ты только посмотри, что она выделывает", - возразил сын.
"Гляди, с мячиком играет, побежала, а вот села, глянь-ка,
кость грызет. Совсем как наша собака все делает, а у самой только три ноги. Как у нее получается?" (Пауза.)
"Знаешь, Кейси, я думаю, она научилась обходиться без этой четвертой ноги. Вероятно, она поняла, что можно радоваться жизни и с тремя оставшимися ногами".
"А как ты думаешь, ей трудно было научиться?" - задал Кейси очередной вопрос.
"Думаю, что да, особенно вначале. Чтобы научиться чему-то новому всегда нужно время. Зато если выучил, это будет с тобой навсегда".
Помолчав, Кейси поинтересовался, куда делась четвертая нога. Нельзя знать наверняка, ответила я. Может, такой родилась или потеряла ногу, когда была щенком, а может, и недавно. Не это главное. Главное в том, что, потеряв нечто существенное, собака научилась по-новому использовать то, что осталось.
Мой ответ вполне удовлетворил Кейси, и он затих, удобно откинувшись на спинку сидения. Когда мы приехали домой, он тут же побежал к приятелю рассказать об удивительной собаке о трех ногах".
Наши встречи с семейством продолжались в течение полугода. За это время было рассказано много других историй и метафор в качестве основного средства лечения. За это время Джулия устроилась на хорошую работу, начала подумывать о возобновлении занятий в колледже, что не помешало бы ее карьере. У нее появился поклонник и "рана стала затягиваться".
Состояние девочек значительно улучшилось уже в первые два месяца. Вернулись аппетит и сон. Правда, время от времени они жаловались на возвращение головных болей и болей в животе. Иногда отказывались идти в школу. Как выяснилось, все эти симптомы приходились на те дни, когда наведывался или звонил отец. Мне пришлось пригласить его вместе с девочками на сеанс семейной психотерапии. Это помогло ему в полной мере осознать свое место в жизни дочерей, и он постарался проявить всю свою заботу и любовь к девочкам.
Месяца через два после окончания лечения меня порадовала звонком Мелисса. Она восторженно рассказала, что у них во дворе появилась трехногая собака и они с Сенди подкармливают ее и обучают всяким "забавным штучкам".