Методические указания по выполнению заданий на лабораторных занятиях

Все лабораторные занятия проводятся с использованием интерактивных методов с целью подготовки студентов к выполнению самостоятельных исследований: пониманию общего алгоритма проведения исследования, выработки умений взаимодействовать, предлагать и отстаивать свой подход к проблеме, выработки навыков научных психологических формулировок.

Все лабораторные работы проводятся по одному алгоритму:

1. Проверка конспекта соответствующих разделов

Конспектирование учебного пособия «Организация и проведение психологического эксперимента».

Конспекты по темам. Выделение основных понятий по теме курса. Создание опорного конспекта к теме из 2-5 основных положений по теме. Ответы на контрольные вопросы по теме.

2. Составление задач.

Данная работа относится к творческим заданиям. Студент должен сам придумать несколько вариантов упражнений по аналогии с упражнениями, разобранными в пособии.

- Предложить 2-3 исследовательских темы по «Социальной психологии» и «Психологии труда и организационной».

- Из списка тем для исследования выбрать одну и трансформировать эмпирическое исследование в психологический эксперимент, изменив гипотезу.

- Разработать план эксперимента, определив виды переменных.

3.Подготовка к тестированию по предложенным вопросам.

Лабораторная работа №1 «Проблема: выдвижение, описание, формулировка» (4 час.)

Цель: формирование навыка перехода от описания научной психологической проблемы как части объективной реальности на обыденном языке к строгим формулировкам с помощью понятийного аппарата.

Подготовка к занятию:

1. Прочитать в пособии раздел 1, параграфы 1.1. и 1.2

2. Найти современные определения предметов науки в различных психологических дисциплинах.

Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий:

1. Занятие начинается с обсуждения домашнего задания.

2. Выполняются творческие задания из «банка заданий»

Требования к отчетным материалам:

По двум-трем проблемам по алгоритму выполняются необходимые шаги

Занятие 1. (Групповая дискуссия)

Методика проведения:

  1. Определение предметов науки в различных областях психологии:

Общая психология,

Социальная психология,

Психология развития,

Психология труда.

Клиническая психология.

  1. Составление банка проблем по каждой из отраслей. – «мозговой штурм»: индивидуальная работа, работа в мини-группах по3 человека, обсуждение в группе.
  2. Определение «триады» проблема – объект – предмет исследования.
  3. Домашнее задание на составление «триад» в различных комбинациях.

Пример:

Тема: «Самоактуализация как фактор, влияющий на представления супругов

о брачном партнёре в семьях, находящихся на стадиях «Дети

покидают дом и опустевшее гнездо» ».

Объект: самоактуализация личности.

Предмет: самоактуализация, влияющая на представления супругов о брачном партнёре в семьях, находящихся на стадиях «Дети покидают дом» и «Опустевшее гнездо».

Занятие 2. (Групповая дискуссия)

Методика проведения:

  1. Обсуждение домашних заданий с корректировкой и вариантами.
  2. Разбор задач из банка задач анализа.
  3. Формулировка новых тем исследования по домашним заготовкам – работа в группах по 3 человека. Защита тем каждой группой.
  4. Домашнее задание по определению собственной темы исследования с ее анализом.

Студент должен разобрать представленную ему тему психологического исследования, объяснив какова его концепция. Например:

Тема: «Особенности и коррекция негативных эмоциональных состояний у лиц с травмами позвоночника и спинного мозга».

Объект: негативные эмоциональные состояния.

Предмет: влияние индивидуальных психологических особенностей личности инвалида на проявление негативных эмоциональных состояний и возможности их коррекции.

Гипотеза: у лиц с травмами позвоночника и спинного мозга проявляются негативные эмоциональные состояния, которые взаимосвязаны с их индивидуально – психологическими особенностями, учёт данных особенностей определяет успех коррекции.

Домашнее задание: разработать несколько вариантов концепций исследования.

Лабораторная работа № 2 «Концепция исследования» (4 час.)

Цель: формирование навыка представления пошагового хода исследования от общей идеи до конкретного плана

Подготовка к занятию:

1. Прочитать в пособии раздел 1, параграфы 1.3., 1.4 и 1.5

2. Предложить свои варианты разработки двух-трех идей, рассмотренных на предыдущих занятиях

Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий:

1. Занятие начинается с обсуждения домашнего задания.

2. Выполняются творческие задания из «банка заданий»: работа в командах по 5-6 человек, защита решений перед другой командой и критика ее решений.

3. Выбирается проблема для самостоятельного проектирования (возможный план выпускной работы)

Требования к отчетным материалам:

По двум-трем проблемам по алгоритму выполняются необходимые шаги

Занятие 1.

Методика проведения:

  1. Формулировка всевозможных гипотез по предложенным темам – «мозговой штурм».
  2. Обсуждение вариантов.
  3. Домашнее задание по формулировке гипотезы своего исследования и подбора методик.

Пример:

Тема: «Влияние перфекционистских тенденций академически успешного

студента на его «Я - концепцию» ».

Объект: перфекционистские тенденции на Я – концепцию академически

успешного студента.

Предмет: влияние перфекционистских тенденций на Я – концепцию

академически успешного студента.

Гипотеза: имеется различие в Я – концепции академически успешного

студента с разным уровнем и направленностью перфекционистских тенденций.

Занятие 2.

Методика проведения:

  1. Определение измеряемых признаков, операционализация переменных в соответствии с заявленной гипотезой.
  2. Работа в группах по 3 человека. Защита своего варианта.
  3. Домашнее задание: Подбор психодиагностических методик.

Пример:

Тема: «Влияние матери на становление гендерной идентичности девочки –

подростка».

Объект: гендерная идентичность.

Предмет: влияние матери на становление гендерной идентичности девочки –

подростка.

Гипотеза: матери, выступая в качестве эталона, оказывают значительное

влияние на формирование гендерной идентичности девочек –

подростков.

Методики: 1. «Опросник маскулинности - феминности» С. Бэм.

2. «Опросник гендерной идентичности Холла и Халбершата».

3. Методы статистической и математической обработки с

помощью U – критерия Манна – Уинти и интерпретации

эмпирического материала.

Лабораторная работа № 3 «Разработка программы: варианты, условия, трудности» (6 час.)

Цель: формирование навыка составления проекта научного психологического исследования

Подготовка к занятию:

1. Прочитать в пособии раздел 1, параграф 1.6. и раздел 2, параграфы 2.1. 2.2

2. Составить свой оригинальный проект исследования и подготовиться к его защите

Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий:

1. Занятие начинается с обсуждения домашнего задания.

2. Выполняются творческие задания из «банка заданий»: решение задачи идет последовательно: индивидуально, в парах, в командах по 5-6 человек, полной группой.

3. Групповая дискуссия по обсуждению индивидуальных проектов.

Требования к отчетным материалам:

По двум-трем проблемам по алгоритму выполняются необходимые шаги

Занятие 1. Пилотажное исследование (4 час.)

Методика проведения:

  1. Обсуждение целей и задач пилотажа.
  2. Формулирование правдоподобных гипотез по своей теме.
  3. Определение измеряемых признаков.
  4. Возможный вариант батареи методик.
  5. Домашнее задание по сбору и обработке материала.

Занятие 2.

Методика проведения:

  1. Обсуждение результатов пилотажа.
  2. Домашнее задание на составление полной программы исследования.

Занятие 3.Планирование основного этапа (2 час.).

Методика проведения:

Обсуждение вариантов развития исследования в зависимости от:

  1. количества переменных и методик
  2. возраста и количества испытуемых,
  3. вида исследования клиническое, эмпирическое, экспериментальное,
  4. условий проведения,
  5. длительности сбора материала,
  6. сложности обработки эмпирических данных.

Лабораторная работа № 4 «ППП «СТАТИСТИКА» (3 час.)

Цель: формирование навыка работы с ППП «СТАТИСТИКА»

Подготовка к занятию:

1. Прочитать в пособии раздел 2, параграф 2.3

Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий:

1. Занятие проходит в компьютерном классе

2. На примерах различных задач по обработке данных изучаются возможности программы

Требования к отчетным материалам:

По решенным задачам необходимо сделать психологическую интерпретацию результатов обработки.

Наши рекомендации