Методические указания по выполнению заданий на лабораторных занятиях
Все лабораторные занятия проводятся с использованием интерактивных методов с целью подготовки студентов к выполнению самостоятельных исследований: пониманию общего алгоритма проведения исследования, выработки умений взаимодействовать, предлагать и отстаивать свой подход к проблеме, выработки навыков научных психологических формулировок.
Все лабораторные работы проводятся по одному алгоритму:
1. Проверка конспекта соответствующих разделов
Конспектирование учебного пособия «Организация и проведение психологического эксперимента».
Конспекты по темам. Выделение основных понятий по теме курса. Создание опорного конспекта к теме из 2-5 основных положений по теме. Ответы на контрольные вопросы по теме.
2. Составление задач.
Данная работа относится к творческим заданиям. Студент должен сам придумать несколько вариантов упражнений по аналогии с упражнениями, разобранными в пособии.
- Предложить 2-3 исследовательских темы по «Социальной психологии» и «Психологии труда и организационной».
- Из списка тем для исследования выбрать одну и трансформировать эмпирическое исследование в психологический эксперимент, изменив гипотезу.
- Разработать план эксперимента, определив виды переменных.
3.Подготовка к тестированию по предложенным вопросам.
Лабораторная работа №1 «Проблема: выдвижение, описание, формулировка» (4 час.)
Цель: формирование навыка перехода от описания научной психологической проблемы как части объективной реальности на обыденном языке к строгим формулировкам с помощью понятийного аппарата.
Подготовка к занятию:
1. Прочитать в пособии раздел 1, параграфы 1.1. и 1.2
2. Найти современные определения предметов науки в различных психологических дисциплинах.
Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий:
1. Занятие начинается с обсуждения домашнего задания.
2. Выполняются творческие задания из «банка заданий»
Требования к отчетным материалам:
По двум-трем проблемам по алгоритму выполняются необходимые шаги
Занятие 1. (Групповая дискуссия)
Методика проведения:
- Определение предметов науки в различных областях психологии:
Общая психология,
Социальная психология,
Психология развития,
Психология труда.
Клиническая психология.
- Составление банка проблем по каждой из отраслей. – «мозговой штурм»: индивидуальная работа, работа в мини-группах по3 человека, обсуждение в группе.
- Определение «триады» проблема – объект – предмет исследования.
- Домашнее задание на составление «триад» в различных комбинациях.
Пример:
Тема: «Самоактуализация как фактор, влияющий на представления супругов
о брачном партнёре в семьях, находящихся на стадиях «Дети
покидают дом и опустевшее гнездо» ».
Объект: самоактуализация личности.
Предмет: самоактуализация, влияющая на представления супругов о брачном партнёре в семьях, находящихся на стадиях «Дети покидают дом» и «Опустевшее гнездо».
Занятие 2. (Групповая дискуссия)
Методика проведения:
- Обсуждение домашних заданий с корректировкой и вариантами.
- Разбор задач из банка задач анализа.
- Формулировка новых тем исследования по домашним заготовкам – работа в группах по 3 человека. Защита тем каждой группой.
- Домашнее задание по определению собственной темы исследования с ее анализом.
Студент должен разобрать представленную ему тему психологического исследования, объяснив какова его концепция. Например:
Тема: «Особенности и коррекция негативных эмоциональных состояний у лиц с травмами позвоночника и спинного мозга».
Объект: негативные эмоциональные состояния.
Предмет: влияние индивидуальных психологических особенностей личности инвалида на проявление негативных эмоциональных состояний и возможности их коррекции.
Гипотеза: у лиц с травмами позвоночника и спинного мозга проявляются негативные эмоциональные состояния, которые взаимосвязаны с их индивидуально – психологическими особенностями, учёт данных особенностей определяет успех коррекции.
Домашнее задание: разработать несколько вариантов концепций исследования.
Лабораторная работа № 2 «Концепция исследования» (4 час.)
Цель: формирование навыка представления пошагового хода исследования от общей идеи до конкретного плана
Подготовка к занятию:
1. Прочитать в пособии раздел 1, параграфы 1.3., 1.4 и 1.5
2. Предложить свои варианты разработки двух-трех идей, рассмотренных на предыдущих занятиях
Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий:
1. Занятие начинается с обсуждения домашнего задания.
2. Выполняются творческие задания из «банка заданий»: работа в командах по 5-6 человек, защита решений перед другой командой и критика ее решений.
3. Выбирается проблема для самостоятельного проектирования (возможный план выпускной работы)
Требования к отчетным материалам:
По двум-трем проблемам по алгоритму выполняются необходимые шаги
Занятие 1.
Методика проведения:
- Формулировка всевозможных гипотез по предложенным темам – «мозговой штурм».
- Обсуждение вариантов.
- Домашнее задание по формулировке гипотезы своего исследования и подбора методик.
Пример:
Тема: «Влияние перфекционистских тенденций академически успешного
студента на его «Я - концепцию» ».
Объект: перфекционистские тенденции на Я – концепцию академически
успешного студента.
Предмет: влияние перфекционистских тенденций на Я – концепцию
академически успешного студента.
Гипотеза: имеется различие в Я – концепции академически успешного
студента с разным уровнем и направленностью перфекционистских тенденций.
Занятие 2.
Методика проведения:
- Определение измеряемых признаков, операционализация переменных в соответствии с заявленной гипотезой.
- Работа в группах по 3 человека. Защита своего варианта.
- Домашнее задание: Подбор психодиагностических методик.
Пример:
Тема: «Влияние матери на становление гендерной идентичности девочки –
подростка».
Объект: гендерная идентичность.
Предмет: влияние матери на становление гендерной идентичности девочки –
подростка.
Гипотеза: матери, выступая в качестве эталона, оказывают значительное
влияние на формирование гендерной идентичности девочек –
подростков.
Методики: 1. «Опросник маскулинности - феминности» С. Бэм.
2. «Опросник гендерной идентичности Холла и Халбершата».
3. Методы статистической и математической обработки с
помощью U – критерия Манна – Уинти и интерпретации
эмпирического материала.
Лабораторная работа № 3 «Разработка программы: варианты, условия, трудности» (6 час.)
Цель: формирование навыка составления проекта научного психологического исследования
Подготовка к занятию:
1. Прочитать в пособии раздел 1, параграф 1.6. и раздел 2, параграфы 2.1. 2.2
2. Составить свой оригинальный проект исследования и подготовиться к его защите
Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий:
1. Занятие начинается с обсуждения домашнего задания.
2. Выполняются творческие задания из «банка заданий»: решение задачи идет последовательно: индивидуально, в парах, в командах по 5-6 человек, полной группой.
3. Групповая дискуссия по обсуждению индивидуальных проектов.
Требования к отчетным материалам:
По двум-трем проблемам по алгоритму выполняются необходимые шаги
Занятие 1. Пилотажное исследование (4 час.)
Методика проведения:
- Обсуждение целей и задач пилотажа.
- Формулирование правдоподобных гипотез по своей теме.
- Определение измеряемых признаков.
- Возможный вариант батареи методик.
- Домашнее задание по сбору и обработке материала.
Занятие 2.
Методика проведения:
- Обсуждение результатов пилотажа.
- Домашнее задание на составление полной программы исследования.
Занятие 3.Планирование основного этапа (2 час.).
Методика проведения:
Обсуждение вариантов развития исследования в зависимости от:
- количества переменных и методик
- возраста и количества испытуемых,
- вида исследования клиническое, эмпирическое, экспериментальное,
- условий проведения,
- длительности сбора материала,
- сложности обработки эмпирических данных.
Лабораторная работа № 4 «ППП «СТАТИСТИКА» (3 час.)
Цель: формирование навыка работы с ППП «СТАТИСТИКА»
Подготовка к занятию:
1. Прочитать в пособии раздел 2, параграф 2.3
Ход занятия и рекомендации по выполнению заданий:
1. Занятие проходит в компьютерном классе
2. На примерах различных задач по обработке данных изучаются возможности программы
Требования к отчетным материалам:
По решенным задачам необходимо сделать психологическую интерпретацию результатов обработки.