Тема 8. ВОЛЯ. ЭМОЦИИ. ЧУВСТВА

Основные вопросы

1. Воля: значение, функции и формы проявления.

2. Структура волевого действия. Развитие воли.

3. Эмоции: значение, функции, виды, теории.

4. Природа и сущность чувств.

Основные термины и понятия

Эмоциональные состояния; настроение; аффективное состояние; стресс; фрустрация; волевые свойства; произвольные и непроизвольные действия.

Вопросы и задания для самоконтроля

1) Чем отличаются чувства от эмоций?

2) Каковы основные функции чувств и эмоций?

3) Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий?

4) В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания?

5) Назовите факторы, обуславливающие формирование положительных и отрицательных эмоций?

Темы рефератов и докладов

1) Становление волевых качеств личности.

2) Функциональное назначение различных эмоций у человека.

3) Основные направления и пути развития воли.

4) Любовь как нравственное чувство.

5) Понятие, признаки и проявление воли у человека.

6) Развитие эмоциональной сферы у человека.

Методические рекомендации

При изучении эмоций и чувств раскрывается природа рассматриваемых явлений как своеобразного отражения человеком окружающего мира, а также показывается, что в процессе познания раскрывается своеобразное субъективное отношение человека к предмету познания. Это отношение составляет мир чувств и эмоций.

Эмоции и чувства не существуют вне ощущения, восприятия, представления, вне познания человека, вне его деятельности. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Следовательно, складывающееся своеобразное отношение человека к окружающему миру, в конечном счете, детерминировано этим миром.

Эмоции и чувства возникают при очень сложном взаимоотношении объекта и субъекта и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. В большей мере они определяются особенностями личности, ее индивидуальным опытом.

При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать, что при тесной практической взаимосвязи чувств и эмоций нужно, однако, их дифференцировать. Эмоции отражают отношения к раздражителям при удовлетворении органических потребностей, при непосредственных реакциях человека на предметы окружающей обстановки, они сопровождают процесс ощущений как эмоциональный тон. Чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру, к удовлетворению сложных потребностей, возникающих в процессе развития личности.

Тесная связь чувств со знаниями и направленностью личности раскрывается в интеллектуальных, эстетических, нравственных, моральных чувствах. Анализируя эти сложные чувства необходимо подчеркнуть их социальный характер.

В основе образования чувств и эмоций лежит установление и поддержание динамического стереотипа. Благоприятные, привычные внешние условия, хорошее состояние здоровья связаны с легкостью образования временных нервных связей и переживаются как положительные состояния. Нарушение привычных внешних условий, ухудшение самочувствия вызывают отрицательные переживания.

Характеризуя эмоциональный настрой личности, важно указать на особую роль эмоциональных состояний, окрашивающих на определенный период всю деятельность человека. В человеческой психике проявляются настроения, аффекты, аффективные и стрессовые состояния, фрустрации, зависящие от определенного соотношения объективных и субъективных условий. Они характеризуются длительностью, динамичностью, силой, своеобразием протекания.

При изучении этой темы необходимо отметить стимулирующее и тормозящее влияние чувств на деятельность личности и сложные взаимоотношения воли и чувств личности. Раскрывая чувства как своеобразную сторону деятельности личности, показывают своеобразие их сигнальной и регулирующей функций.

Человек не только познает мир, отражая его в своих эмоциях и чувствах, в ощущениях, восприятии, памяти, воображении, мышлении, но и изменяет его, приспосабливает к своим нуждам и потребностям. С помощью разума он определяет, когда, где и какое приложить усилие, как организовать свою деятельность, чтобы получить необходимый результат. Создать усилие, удержать его так долго, как это необходимо, и призвана воля – сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало. Благодаря воле человек по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости может выполнять движения, действия в заранее спланированном и с заранее предусмотренной силой. Более того, человек может соответствующим образом организовать свою психическую деятельность и направить ее на определенное содержание. Человек может сдержать внешнее проявление эмоционального состояния, а порой внешне показать даже совершенно противоположное. Таким образом, воля, с одной стороны, направляет действия человека или сдерживает их, с другой – организует психическую деятельность, исходя из задач и требований.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия – наличие преград и препятствий. Воля именно тогда и проявляется, когда человек встречается с трудностями на пути к цели.

В психологии, закрепившиеся у человека волевые свойства обозначают специальными терминами: целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, настойчивость, мужество.

Организация практических занятий по теме связана с некоторыми трудностями: в частности, в учебных условиях невозможно воссоздать и продемонстрировать волевой акт во всех звеньях.

При изучении этой темы важно уделить больше внимание вопросам природы воли и волевым свойствам личности.

Литература

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1988. – 560 с.

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юристъ, 1996. – 631 с.

3. Крофорд В. Три кита успеха. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. – 192 с.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.

5. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994. – 576 с.

6. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, 1994. – 496 с.

7. Опалев А.В. Умение общаться с людьми… Этикет делового человека. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996. – 318 с.

8. Практическая психология для менеджеров. – М.: Филинъ, 1997. – 328 с.

9. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. – М.: Академия, 2000. – 240 с.

10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.

Наши рекомендации