Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний

Эмоции Голова Брови Глаза Рот Руки Корпус Ноги Комп­лекс­ные реакции
Радость Откло­нена Приподнима­ние бровей, сглаживание поперечных складок Сужение глазных щелей; радиаль­ные складки у наруж-него угла Углы припод­няты Подвижны, хвата­ние за бока и т. п. Отклоне­ние назад Ступни развер­нуты Мотор­ное возбуж­дение
Внима­ние непро­изволь­ное Прямая или накло­нена к объекту Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу Расшире­ние глазных щелей; взгляд не фиксиро­ван Приот­крыт        
Внима­ние произ­воль­ное Прямая или накло­нена вбок, иногда вперед Сдвигание и опускание головок бровей; продольные складки между ними Сужение глазных щелей; взгляд фиксиро­ван Попе­речно растянут Иногда моделируют объект внимания Наклонен к объекту внимания или от него   Затор­можен­ность, непод­виж­ность; части тела копиру- объект
Удивле­ние Непод­вижна Приподнима­ние бровей; поперечные складки на лбу Расшире­ние глазных щелей, взор на объект Приот­крыт Неподвижны, иногда пассивно свисают Неподви­жен ИЛИ устремлен вперед Согнуты в коле­нях Гипо-томия муску­латуры
Презре­ние Закину- та назад Приподнима­ние дугообраз­но изогнутой одной брови; поперечная складка на лбу Веки опущены; глаза смотрят вниз Нижняя губи опуще­на   Напряжен и «снят с бедер» Напря­жен и «снят с бедер»  

Эмоции Голова Брови Глаза Рот Руки Корпус Ноги Комп-
                лекс-
                ные
                реак-
                ции
Печаль и Опуще- Сближение Веки Уголки Малоподвижны; Расслаб- Расслаб- Гипо-
горе на, при бровей и опушены, опуще- при сидении могут лен, ищет лены, тония
  сидении продольно- взгляд ны; быть опорой для опоры, ступни мускул,
  опира- поперечная пассивен центр головы линия сверну- иногда
  ется на складка на   нижней   спины ты тонус
  руку лбу   губы   сломана,   повы-
        при-   сутулость   шен до
        поднят       скован-
                ности
Гнев Прямая Сближение Расши- Плотно Размахивают; Наклонен Топание Наличие
    или опуска- рение сомкнут кисти сжаты в вперед ногами разру-
    ние головок глазных подво- кулак, дрожание     шитель-
    бровей и щелей; рачива-       ной
    продольно- быстрые ние губ       тенден-
    поперечная движе- внутрь       ции
    складка на ния          
    лбу глазных          
      яблок          
Страх Опуще- Сближение и Расшире- Закрыт Прижаты к груди Расслаб- Согнуты Гипо-
  на, приподнима- ние ИЛИ или закрывают лен «вдав- в коле- тония
  иногда ние бровей, глазных приот- лицо. Кисти сжаты лен» В нях.  
  отвер- продольно- щелей. крыт. в кулак, Дрожание бедра, Споты-  
  нута поперечная напряже- Попе-   непод- кание  
  или складка на лбу ние речно   вижен, при  
  откину-   нижнего растя-   сутулость ходьбе  
  та назад   века нут при        
        актив-        
        ных        
        формах        
        страха        
Боль Непод- Припод- Сужение Плотно Отдергиваются от Движение Отдерги- Общее
  вижна нимание глазных сомкнут источника боли прочь от вание от напря-
    головок щелей или   источника источни- жение
    бровей и   верхняя   боли. ка боли. мышц и
    поперечные   губа при-   Малая Иногда особен-
    складки на   поднята   подвиж- углова- но в
    лбу: сближе-       ность при тые ПОЗЫ месте
    ние бровей и       внутрен- со свер- болево-
    продольная       ней боли нутыми го ощу-
    складка на         носками щения
    лбу            

Лабораторное занятие состоит из двух частей. В первом опыте испытуемый оценивает признаки эмоций по фотографи­ям, во втором - по видеозаписи.

Для выполнения первой части задания студенты делятся на пары, один из членов пары выполняет роль экспериментатора, второй - испытуемого. Экспериментатор зачитывает испытуе­мому следующую инструкцию: «Вам будут предъявлены не­сколько фотографий, где изображен человек в разных эмоцио­нальных состояниях. Ваша задача заключается в том, чтобы,

выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, оценить интенсивность проявления каждого из признаков. Если признак едва проявляется, то оценивайте его единицей, а если проявля­ется отчетливо, - то двойкой».

Затем экспериментатор берет фотографию, заносит в прото­кол ее номер и название запечатленной на ней эмоции. Далее, он показывает фотографию испытуемому, который должен назвать опорный элемент тела изображенного человека, выделить ос­новной признак эмоционального состояния и дать ему оценку по 2-балльной шкале. Ответы испытуемого экспериментатор фик­сирует:- в протоколе отдельно для каждой новой фотографии.

Потом студенты меняются ролями, и экспериментатор ста­новится испытуемым, а испытуемый - экспериментатором. Сле­дует позаботиться о том, чтобы в этом случае для предъявления были использованы уже другие фотографии, то есть исходный набор из 10-20 фотографий следует разделить на две части до начала опытов.

Примерно по той же схеме выполняется вторая часть зада­ния.

Обработка данных: 1) подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную интен­сивность проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, по­лученных при оценке каждой из предъявленных фотографий; 2) построить гистограммы и профили эмоций. Для этого на ось абсцисс надо нанести названия опорных элементов, а на ось ор­динат в одном случае количество выделенных признаков, а в другом - суммарную интенсивность.

Анализ и интерпретация результатов. Анализируя ре­зультаты выполнения обеих частей задания, необходимо срав­нить профили эмоций по материалам фотографий, а также по материалам видеозаписи, выделив наиболее и наименее инфор­мативные признаки. Интересно сравнить между собой профили полярных эмоций. Обратите внимание на то, что исходные эмо­ции имеют близкие профили. Сравните суммарную интенсив­ность и суммарную частоту проявления экспрессивных призна-

ков всех опорных элементов у человека в разных эмоциональ­ных состояниях - общую эмоциональность или чувствитель­ность к эмоциогенным ситуациям. В выводах указать, что каж­дая эмоция имеет свой паттерн.

Литература

1. Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии // Практикум по общей и экспериментальной психологии. Л., 1987. С. 161-168.

ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Вводные замечания: Тест включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, ха­рактеризующих систему отношений личности. Среди них отно­шение к лицам противоположного пола, к вышестоящим и под­чиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, другие свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с роди­телями и друзьями, собственные жизненные цели.

Цель работы: Диагностика состояния межличностных и семейных отношений.

Оборудование: Инструкция, бланк теста «Неоконченные предложения», ключ.

Ход работы: Испытуемый получает бланк теста и инструк­цию к нему: «В бланке даны начала предложений, которые Вы должны продолжить так, чтобы получилась законченная мысль. Исходите при этом из своей собственной ситуации и имеющего­ся у Вас жизненного опыта».

Бланк теста

1, Думаю, что мой отец редко _________________________

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 2. Если все против меня, то

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 3. Я всегда хотел

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 4. Если бы я занимал руководящий пост

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 5. Будущее кажется мне

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 6. Мое начальство

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 7. Знаю, что глупо, но боюсь

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 8. Думаю, что настоящий друг

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 9. Когда я был ребенком

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 12. По сравнению с большинством других семей моя семья

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 284

13. Лучше всего мне работается с

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 14. Моя мать и я

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 15. Сделал бы все, чтобы забыть

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 16. Если бы мой отец только захотел

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 20. Надеюсь на

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 21. В школе мои учителя

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 23. Не люблю людей, которые

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 24. В прошлом я

25. Считаю, что большинство юношей и девушек

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 26. Супружеская жизнь кажется

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 27. Моя семья обращается со мной как с

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 28. Люди, с которыми я работаю

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 29, Моя мать

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 30. Моей самой большой ошибкой было

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 31. Я хотел бы, чтобы мой отец

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 32. Моя наибольшая слабость заключается в том

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 33. Моим скрытым желанием в жизни

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 34. Мои подчиненные

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 35. Наступит тот день, когда

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 36. Когда ко мне приближается мой начальник

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 286

37. Хотелось бы мне перестать бояться

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 38. Больше всего люблю тех людей, которые

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 39. Если бы я снова стал ребенком

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 42. Большинство известных мне семей

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 43. Люблю работать с людьми, которые

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 44. Считаю, что большинство матерей

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 45. Когда я был школьником, то чувствовал себя виновным,

если

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 46. Думаю, что мой отец

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 47. Когда мне начинает не везти, я

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 48. Больше всего я хотел бы в жизни

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 287

49. Когда я даю другим поручение

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 50. Когда буду старым

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 52. Мои опасения не раз заставляли меня

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 53. Когда меня нет, мои друзья

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 54. Моим самым живым воспоминанием детства является

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 56. Моя половая жизнь

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 57. Когда я был ребенком, моя семья

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 58. Люди, которые работают со мной

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 59. Я люблю свою мать, но

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru 288

Обработка данных: В соответствии с ключом предложения объединяются в группы, каждое предложение получает свою оценку, затем находят сумму оценок четырех предложений и средний балл. Ключ, примеры предложений и варианты ответов с оценкой от - 2 до + 2 приводятся ниже.

Ключ

Группы предложений__________________ № № заданий

1. Отношение к отцу 1 16 3146

2. Отношение к себе 2 17 32 47

3. Нереализованные возможности 3 18 33 48

4. Отношение к подчиненным 4 19 34 49

5. Отношение к будущему 5 20 35 50

6. Отношение к вышестоящим лицам 6 21 36 51

7. Страхи и опасения 7 22 37 52

8. Отношение к друзьям 8 23 38 53

9. Отношение к своему прошлому 9 24 39 54

10. Отношение к лицам противоположного пола 10 25 40 55

11. Сексуальные отношения 11 26 41 56

12. Отношение к семье 12 27 42 57

13. Отношение к сотрудникам 13 28 43 58

14. Отношение к матери 14 29 44 59

15. Чувство вины 15 30 45 60

Варианты ответов и их оценка

Большинство известных мне семей:

1. Несчастливы, недружные, распались............... - 2

2. Нервные, не очень дружные.............................. — 1

3. Все одинаковые................................................... О

Будущее кажется мне:

1. Мрачным, плохим, странным............................ — 2

2. Туманным, неприглядным.................................. - 1

3. Неясным, неизвестным........................................ 0

Анализ и интерпретация результатов: На основе полу­ченных средних для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Расположив указанные системы отношений в порядке от 1 до 15 по горизон­тали, а их оценки от -2 до +2 по вертикали, можем получить графическое изображение системы отношений с наглядным распределением их на положительные и отрицательные.

О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

-1

-2

Такое представление облегчает выявление у обследуемого дисгармонии в системе межличностных и семейных отношений. Однако, с точки зрения практической консультативной работы с клиентом, более важно, конечно, качественное изучение допол­ненных предложений.

Литература

1. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие. М, 1998. С. 117.

ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ РОРШАХА

Вводные замечания: При исследовании сложных форм творческого воображения и в особенности при определении ти­пов воображения применяют метод чернильных пятен. Этот ме­тод состоит втом, что испытуемому показывают заранее заго-

товленное на листе бумаге чернильное пятно какой-либо слож­ной и причудливой формы и предлагают указать, на что это мо­жет быть похоже или что оно собой напоминает. В зависимости от характера ответа определяют степень развитости воображе­ния и его тип. Этот метод был предложен Бине (1895). В даль­нейшем он был усовершенствован Дирнборном (1897) и Шар­пом (1899), однако наибольшее развитие этот метод получил в работе швейцарского психиатра Г. Роршаха (1921). Последний применил его для клинической диагностики различных катего­рий душевнобольных. Последующие проверки этой редакции метода подтвердили ее пригодность и для исследования нор­мальных субъектов - взрослых и детей.

Так, Бен-Эшенбург применил этот метод для исследования детей в возрасте 13-15 лет, Лопфе — для исследования школьни­ков 4-6 классов, Пиаже - для исследования детей младшего воз­раста и т. д. У прежних исследователей обработка данных по методу чернильных пятен была несложной: определялось число ответов, средняя скорость их образования, тип, богатство и раз­нообразие ассоциаций. У Роршаха анализ ответов крайне обши­рен и достигает чрезвычайной сложности. Если первоначальные исследователи ограничивались определением степени развития воображения и установлением господствующего типа образов, то Роршах наряду с этими моментами устанавливает тип пере­живания, тип восприятия, устанавливает специфические виды ответов для различных душевных заболеваний. Замечено, на­пример, что слабоумие и состояние глубокой депрессии прояв­ляется в низкой продуктивности воображения, в отсутствии ка­ких-либо толкований пятен. Различные мании, паралитические и паранойяльные синдромы сопряжены с множественностью и изменчивостью возникающих образов, с их несвязностью и не­соответствием объективному, очертанию пятен.

Среди современных методов исследования воображения и личности метод Роршаха наряду с достоинствами обладает так­же и значительными принципиальными и методическими не­достатками. Такие моменты, как социальная направленность испытуемых, их жизненный опыт, интересы, профессиональные

навыки, многообразие форм психической деятельности и т. д. -все это не получает достаточного учета при данном методе, и его результаты в значительной мере носят формальный харак­тер. Ниже мы приводим описание метода чернильных пятен по Роршаху в сокращенном виде, опуская, главным образом, его типологическую часть и клинические выводы. Эти моменты в известной мере важны и интересны для психиатра и психотера­певта, но при исследовании нормальных субъектов они могут привести при отсутствии достаточной психологической подго­товки к крайне рискованным выводам.

Цель работы: Знакомство с проективной методикой Рор-шаха. Определение некоторых индивидуальных характеристик воображения и типов личности испытуемого на основе расшиф­ровки его ответов.

Оборудование: Студентам заранее дается задание подгото­вить стимульный материал - пятна Роршаха. Их изготовление, в общем, несложно: надо на развернутый лист бумаги налить чер­нила или тушь, затем перегнуть лист пополам и разгладить; при вторичном развороте листа на нем получится причудливый ри­сунок симметричной формы. Таким образом, необходимо заго­товить 10 карточек с пятнами Роршаха - 4 чисто-черных пятна, 3 черно-красных и 3 многоцветных. В последнем случае приме­няют красную, синюю, оранжевую, зеленую и желтую туши. Чтобы избежать простоты и резкой схематичности чернильных пятен, можно сделать на листе предварительный рисунок, избе­гая при этом какой-либо нарочитой тенденциозности. Тушь на­носится на контур рисунка, лист перегибается, затем разглажи­вается и на нем получается богатое деталями чернильное пятно.

Ход работы: В методике чернильных пятен, по Роршаху, наиболее ответственными моментами являются инструктаж ис­пытуемого перед началом опытов и последующий анализ его ответов при истолковании пятен. Чтобы избежать какого-либо внушения, надо ограничиться самой сжатой и нейтральной ин-

струкцией, которая в то же время правильно бы направила ис­пытуемого на необходимые высказывания.

Инструкция испытуемому: «Сейчас я покажу Вам ряд чер­нильных пятен. Каждое пятно внимательно рассмотрите с раз­личной стороны и скажите мне, на что оно походит или что оно напоминает, что это может быть». Если испытуемый - ребенок или крайне застенчив, необходимо до начала опыта установить с ним контакт и, в частности, беседуя, указать, что иной раз облака могут казаться животными, человеческими лицами и т. п.

Инструкция экспериментатору: Сначала покажите испы­туемому таблицу с черным пятном. Заметьте время. В протоколе запишите ответ и время, потраченное испытуемым на рассмот­рение и составление ответов в данном опыте. Наряду с этим точно отметьте в протоколе все дополнительные речевые, ми­мические и пантомимические реакции испытуемого. Затем та­ким же способом покажите остальные пятна.

Форма протокола может быть следующего вида:

Таблицы № опыта Ответы испытуемого Время Поведение испытуемого

Обработка данных: При анализе ответов Роршах учитывает следующие моменты: 1) число ответов, время, количество отка­зов от истолкования пятен; 2) зависимость ответов от восприятия формы, динамичности, цвета пятен; 3) характер восприятия — це­лостный или аналитический; 4) содержание образов и т. д.

На основе этих данных Роршах устанавливает «тип пережи­вания», «тип восприятия» и доминирующий «тип образов». Для установления этих типов необходимо провести систематический анализ отдельных ответов испытуемых по следующей особой форме протокола. В этой таблице есть три основных раздела: какими признаками пятна определен ответ, характер восприятия и содержание ответа.

Возьмите ответ испытуемого по первой таблице, сопоставь­те его с другими и определите, был ли ответ обусловлен формой пятна (Formantwort, что в протоколе сокращенно обозначается буквой F) или в нем выражены двигательные моменты пятна (Bewegungsanwort - В), или, наконец, ответ был определен цве­том чернильного пятна (Farbantwort - Fb). Последний фактор Роршах в свою очередь подразделяет на два вида: ответ был всецело определен цветом чернильного пятна (Farbantwort - Fb), ответ был определен и цветом и формой пятна (Form farbantwort -FFb). Итак, в зависимости от конструктивного характера ответа его надо соответствующим образом оценить и эту оценку по­местить в надлежащей графе протокола в виде единицы или крестика.

Если по каждой таблице испытуемый дал несколько отве­тов, то все они должны быть оценены отдельно и их оценки по­мещены в соответствующих графах протокола.

После оценки ответа по конструктивным моментам его надо разобрать с точки зрения структуры восприятия. Если черниль­ное пятно воспринято испытуемым как единое целое, то такой ответ надо отметить в графе «Целостное и слитное восприятие» (Ganzantwort - G). Если отмечены также и отдельные детали, то такой ответ надо отметить в графе «Целостное и дифференци­рованное восприятие» (Ganzdetailantwort - GD). Если ответ дан на основе восприятия отдельных частей чернильного пятна, то такой ответ надо отметить в графе «Восприятие по отдельным частям» (Detailantwort - D). Если ответ дан на основе воспри­ятия отдельных очень мелких частей чернильного пятна, то та­кой ответ надо отметить в графе «Восприятие по мелким кусоч­кам» (Kleindetailanwort - Dd). Кроме того, могут встретиться ответы, которые даны не основе восприятия таких мелких дета­лей чернильного пятна, которое заведомо могли бы быть отме­чены в связи с более крупными частями пятна. Такие ответы составляют особую группу - олигофренического восприятия (Do), так как характерны для испытуемого или с пониженным интеллектом, или при депрессивном состоянии. Наконец, осо­бую группу составляют ответы, которые определяются воспри-

ятием промежуточных частей чернильного пятна (Detailzwischen-figurantwort - DZW).

По содержанию ответы классифицируются следующим об­разом: люди и части человеческого тела составляют одну груп­пу; животные и части тела животных - другую; предметы - тре­тью; растения, ландшафты, анатомические детали - следующие отдельные группы. Если возникает необходимость, можно вы­делить еще другие виды ответов. Результаты анализа заносятся в протокол.

Протокол эксперимента

  Ответ   Чем определен ответ Структура восприятия   Содержание otbетов  
    Фор- дви-   Цветом   Це- Це- Воспр. Вос- Оли- Вос- Части Жи- Пред- Рас- Ланд- Ана-
  даго мой же- ни-ем Фор­мой и цве- Цве­том и фор­мой Цве­том лости и дифф воспр. лост. и лиф-фер- вос- по от­дельн. час- прия­тие по мелк, кус. го-френ. воспр. тие про­меж.. пятна челов. тела вотные иих части меты тения том. дета­ли
    F В FFb FbF Fb G GD D Dd Do DZW М Т G Р L Ad

Анализ и интерпретация результатов. Проведя указанным способом оценку всех ответов испытуемого по всем таблицам, вычислите по каждой рубрике протокола сумму всех случаев.

Для определения «типа переживания» Роршах предлагает следующую формулу - В : (FFb + FbF + Fb) : F, В означает чис­ло ответов, содержащих двигательные моменты; в скобки за­ключены все три возможные вида ответов по цвету: форма + цвет (FFb), цвет + форма (FbF), цвет (Fb); F означает число ответов, определенных формой чернильных пятен. В зависимо­сти от доминирования какого-либо члена отношения устанавли­вается и соответствующий тип переживания. При определении типа переживания Роршах предлагает внести некоторые по­правки по группе ответов - цвет, а именно: каждый случай фор­мы-цвета приравнять 0,5, каждый случай цвета-формы прирав­нять 1, а каждый случай цвета приравнять 1,5. При данных по­правках рабочая формула для установления типа переживания примет такой вид: В : (FFb х 0,5 + FbF х 1 + Fb х 1,5): F.

Разберем один конкретный пример: предположим, что мы имеем такое отношение 15 : (2 х 0,5 + 2х1,5):3 = 15:6:3. Следовательно, мы можем сказать, что двигательные реакции относятся к реакциям по цвету и форме как 15:6:3.

В тех случаях, когда испытуемый по преимуществу обна­руживает в ответах двигательные реакции (образы движущихся предметов и живых существ: танцующих людей, извергающего­ся вулкана и т. п.), то он, по Роршаху, относится к интроверти-рованному (обращенному внутрь себя) типу личности. Если ис­пытуемый обнаруживает предрасположение к истолкованию чернильных пятен, главным образом, на основе их цвета (на­пример, синее пятно вызывает мысль о небе, васильке, а красное пятно - о знамени и т. п.), то он относится к экстравертирован-ному (обращенному вовне) типу личности. Если у испытуемого представлены, главным образом, ответы на основе формы чер­нильных пятен, то он принадлежит к суженному (Koartierter) типу личности. Если у испытуемого равномерно представлены как ответы-движения, так и ответы - цвет при незначительном числе ответов — чистая форма, то он принадлежит к уравнове­шенному типу (Ambiaequal).

Исходя из данных о структуре восприятия, можно опреде­лить «типы восприятия». Для этого надо составить новое отно­шение: (G + GD) : (D + Dd + Do + DZW), то есть установить соот­ношение числа случаев целостного и аналитического восприятия и тем самым вывести, если это возможно, соответствующий до­минирующий тип восприятия: целостный или аналитический.

Данные с содержанием ответов и характер их внутреннего соотношения дают основание для установления доминирующе­го «типа образов» при воображении (или ряда основных мотивов воображения - предметы, живые существа, природа и т. д.).

Такие моменты как время ответов, по Роршаху и другим ис­следователям, не имеют существенного значения. Лишь при па­тологическом укладе личности, когда ответы крайне замедляют­ся, это служит симптомом упадка умственных сил или депрес­сивного состояния. Чрезмерное количество отказов от истолко­вания чернильных пятен характерно для негативных субъектов.

Наконец, данные о внешнем поведении очень полезны для ха­рактеристики эмоциональной сферы испытуемого.

Литература

1. Любимов П. С. Исследование типов воображения по ме­
тоду Роршаха: Практикум по экспериментальной психологии.
М, 1956. С. 115-122.

2. Сосновский Б. А. Методика теста Г. Роршаха: Лабора­
торный практикум по общей психологии. М., 1979. С. 90-95.

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИЯХ

Вводные замечания: Тест потребности в достижениях на­правлен на исследование особенностей мотивации достижения. Предложен Ю. М. Орловым в 1978 году. Опросник может при­меняться для исследования влияния мотивации достижения на эффективность деятельности, а также для индивидуального кон­сультирования. Лица с высоким уровнем потребности в дости­жениях характеризуются следующими чертами: настойчивостью в достижении своих целей; неудовлетворенностью в достигну­том; постоянным стремлением сделать дело лучше, чем раньше; склонностью сильно увлекаться работой; стремлением пережить радость успеха; неспособностью плохо работать; потребностью изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел; отсутствием духа соперничества; желанием, чтобы и другие с ним пережили успех и достижение результата; неудовлетво­ренностью легким успехом; готовностью принять помощь и по­могать другим при решении трудных задач.

Исходный перечень пунктов опросника составлялся таким образом, что в них косвенно отражались индивидуальные осо­бенности человека, ориентированного на достижение. Оконча­тельная шкала содержит 23 пункта.

Цели работы: 1. Приобретение студентами навыков работы с опросником. 2. Диагностика уровня развития потребности в достижениях и ее влияние на успешность учебной деятельности.

Оборудование: Текст опросника (ОПД), ключ.

Ход работы: Студенты знакомятся с текстом опросника и отвечают на вопросы. Исследование может проводиться как ин­дивидуальным, так и групповым способом.

Текст опросника

1. Думаю, что успех в жизни зависит больше от расчета, чем
от случая.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь потеряет для
меня смысл.

3. Для меня в любом деле важнее процесс исполнения, чем
его конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач в работе,
чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живут дальними
целями, а не близкими.

6. Если даже есть возможность и я уверен, что никто этого
не заметит, я не могу пройти в кино без билета.

7. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

8. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятель­
ные.

9. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать
некоторые ее элементы.

10. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о ме­
рах предосторожности.

11. Мои родители считали меня ленивым ребенком.

12. Думаю, что в моих неудачах повинен я сам, а не обстоя­
тельства.

13. Мои родители строго контролировали меня.

14. Терпения во мне больше, чем способностей.

15. Лень, а не сомнения в успехе, вынуждают меня часто
отказываться от своих намерений.

16. Думаю, что я уверенный в себе человек.

17. Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою
пользу.

18. Я - неусердный человек.

19. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

20. Если бы я работал в газете, я писал бы, скорее, об ори­
гинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

21. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

22. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих то­
варищей.

23. Я настойчив в достижении своих целей.

Обработка данных: Ответ «да» соответствует положитель­ной корреляции утверждения с критерием, ответ «нет» - отри­цательной.

Ключ «+» 1, 2, 7, 8, 9, 15, 17, 19, 20, 22, 23;

Опорные элементы и экспрессивные признаки некоторых психических состояний - student2.ru «-»3, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 18,21.

Тестовые нормы

Сырой балл Стены

0-4 0

5-7 1

8 2

9 3

10 4
11-12 5

13 6

14 7

15 8
16-17 9
18-23 10

По результатам учебной деятельности выделить три группы студентов: хорошо, средне- и слабоуспевающих.

Анализ и интерпретация результатов: Висследованиях влияния потребности в достижениях на эффективность учебной деятельности, по отношению к которой данная потребность вы­ступает в качестве побуждающего фактора, достаточно выде­лить три уровня развития данной потребности: «низкий» - ин­дивидуальный балл от .0 до 9, «средний» - от 10 до 13 и «высо­кий» — от 14 баллов и выше. Тогда сравнение результатов ус­пешной учебной деятельности с уровнем развития потребности будет свидетельствовать о влиянии (или не влиянии) данной потребности на успешность учебной деятельности.

В индивидуальном консультировании желательно исполь­зовать шкалу стенов. Отклонение индивидуального балла от среднего значения (5 стенов) в ту или иную сторону свидетель­ствует, соответственно, о высоком или низком уровне развития потребности в достижениях у данного индивида.

Литература

1. Практикум по психодиагностике / Под ред. А. А. Бода-
лева. М: МГУ, 1988. С. 99-102.

2. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева. М.:
МГУ, 1987. С. 170-174.

ДИАГНОСТИКА МОТИВОВ ДОСТИЖЕНИЯ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ

Вводные замечания: Опросник для измерения мотивации достижения А. Мехрабиана имеет две формы: для мужчин и для женщин. При подборе пунктов теста учитывались категории людей с мотивом стремления к успеху (Ms) и избегания неудачи (Maf) в поведении, детерминированном мотивацией достиже­ния. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоцио­нальной реакции на успех и неудачу, различия ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях. Методика А. Мехрабиана измеряет результирую­щую тенденцию мотивации достижения, то есть разницу (Ms-

Maf), так как пункты построены на основе сравнительных ут­верждений. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли Ms над Maf или наоборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию достижения (Ms > Maf), а низкие пока­затели — на тенденцию избегания (Ms < Maf). Людям с мотивом Ms свойственны следующие особенности: их привлекает ситуа­ция достижения; они уверены в успешном исходе дела; им свой­ствен поиск информации (суждений) о своих успехах, готов­ность принять ответственность, решительность в неопределен­ных ситуациях, большая настойчивость при стремлении к цели; они получают большое удовольствие от интересных задач; хотят выполнить более или менее сложную, но реально выполнимую работу; сверхсложные или простые задачи не вызывают у них энтузиазма. Людям с мотивом Maf свойствен поиск информации о возможности избегания неудачи в ситуации достижения. Они берутся за выполнение сверхсложных задач или простых. Мето­дика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы - мужскую (Форма А) и женскую (Форма В). Ниже приводится модификация теста-опросника А. Мехрабиана, выполненная М. Ш. Магомед-Эминовым.

Цель работы: Диагностика двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избе­гания неудачи. Определение преобладающего мотива.

Оборудование: Текст опросника (формы А и В), ключ.

Ход работы: Исследование может проводится как в инди­видуальной, так и в групповой форме. В любом случае испы­туемым предлагается следующая инструкция.

Инструкция: «Тест состоит из ряда утверждений, касаю­щихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень

Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений ис­пользуйте следующую шкалу:

+3 - полностью согласен,

+2 - согласен,

+1 - скорее согласен, чем несогласен,

О — нейтрален,

-1 - скорее несогласен, чем согласен,

-2 — несогласен,

-3 — полностью несогласен.

Прочтите утверждения теста и оцените степень своего со­гласия или несогласия. При этом на бланке ответов против но­мера утверждения поставьте цифру, которая соответствует сте­пени Вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Дайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте время на его обдумывание. При обработке результатов проводится под­счет баллов по определенной системе, а не анализ содержания отдельных ответов. Результаты теста будут использованы толь­ко для научных целей и дается полная гарантия о неразглаше­нии полученных данных. Если у Вас возникли какие-то вопро­сы, задайте их теперь, а потом приступайте к работе».

Текст опросника (форма Л)

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опа­
саюсь получения плохой.

2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое
мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь,
чем трудиться над ним в одиночку.

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен,
что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

4. Меня больше привлекает дело, которое не требует на­
пряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в ко­
тором возможны неожиданности.

5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил
бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому,
что у меня может хорошо получиться.

6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко оп­
ределены и зарплата выше средней, работе со средней зарпла­
той, в которой я должен сам определять свою роль.

7. Я трачу больше времени на чтение специальной литера­
туры, чем художественной.

8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность
неудачи в нем равна 50 %, делу достаточно важному, но не
трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные боль­
шинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства
и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно
лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с това­
рищами.

11. Если бы я собрался играть в карты, то, скорее, сыграл бы
в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышле­
ний.

12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем
где все участники приблизительно равны по силам.

13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь
игрой, скорее, для развития своих умений, чем для отдыха и
развлечений.

14. Я, скорее, предпочту сделать какое-то дело так, как я
считаю нужным, пусть даже с 50 % риска ошибиться, чем делать
его, как мне советуют другие.

15. Если бы мне пришлось выбирать, то я, скорее, выбрал
бы работу, в которой начальная зарплата будет 300 рублей и
может остаться в таком размере неопределенное время, чем ра­
боту, в которой начальная зарплата равна 150 рублям и есть га­
рантия, что не позднее, чем через 5 лет я буду получать более
500 рублей.

16. Я, скорее, стал бы играть в команде, чем соревноваться
один на один.

17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока полностью
не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремлюсь за­
кончить дело побыстрей и с меньшим напряжением.

18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по
пройденному материалу вопросам, требующим для ответа вы­
сказывания своего мнения.

19. Я, скорее, выбрал бы дело, в котором имеется некоторая
вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть боль­
шего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и
существенно не улучшится.

20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегче­
нием вздохну («пронесло!»), чем порадуюсь хорошей оценке.

21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершен­
ных дел, то я, скорее, вернулся бы к трудному, чем к легкому.

22. При выполнении контрольного задания я больше беспо­
коюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем
думаю о том, как правильно его решить.

23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к ко­
му-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

24. После неудачи я, скорее, становлюсь еще более собран­
ным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то
я, скорее, не стану рисковать, чем все-таки приму в нем актив­
ное участие.

26. Когда я берусь за трудное дело, я, скорее, опасаюсь, что
не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем
когда несу за свою работу личную ответственность.

28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое
задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверен.

29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне кон­
кретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной
ставят задачу лишь в общих чертах.

30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с боль­
шим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную за­
дачу, чем перешел бы к задаче другого типа.

31. Когда нужно соревноваться, у меня, скорее, возникнет
интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее,
чем пытаюсь их реально осуществить. .

Текст опросника (форма В)

1. Ябольше думаю о получении хорошей оценки, чем опа­
саюсь получения плохой.

2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена,
что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

3. Меня больше привлекает дело, которое не требует на­
пряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в
котором возможны неожиданности.

4. Если бы у меня что-то не выходило, я, скорее, приложила
бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому,
что у меня может хорошо получиться.

5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко оп­
ределены и зарплата выше средней, работе со средней зарпла­
той, в которой я сама должна определять свою роль.

6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом
неудачи, чем надеждой на успех.

7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литера­
туре развлекательного жанра.

8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность
неудачи равна 50 %, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я, скорее, выучу развлекательные игры, известные боль­
шинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства
и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно
лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с това­
рищами.

11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегче­
нием вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

12. Если бы я собралась играть в карты, то я, скорее, сыгра­
ла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую раз­
мышлений.

13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем,
где все участники приблизительно равны по силам.

14. После неудачи я становлюсь, скорее, еще более собран­
ной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.

15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят
радость успехи.

16. В новых неизвестных ситуациях у меня, скорее, возни­
кает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.

17. Я, скорее, попытаюсь приготовить новое интересное
блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить
привычное блюдо, которое у меня обычно хорошо выходило.

18. Я, скорее, займусь чем-то приятным и необременитель­
ным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но
не очень увлекательное.

19. Я, скорее, затрачу все свое время на осуществление од­
ного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время
два-три дела.

20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я ис­
пользую время, скорее, для того, чтобы расслабиться и отдох­
нуть, чем почитать и поработать.

21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной ком­
нате и мы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама ор­
ганизовать ее, чем чтобы это сделала какая-нибудь другая.

22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к ко­
му-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.

23. Когда нужно соревноваться, у меня, скорее, возникает
интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

24. Когда я берусь за трудное дело, я, скорее, опасаюсь, что
не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем
тогда, когда несу за работу личную ответственность.

26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое
задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена.

27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с боль­
шим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную,
чем перешла бы к задаче другого типа.

28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо
мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне кон­
кретно указывают, что и как делать.

Наши рекомендации