Пример ситуации для анализа

Ситуация для стороны А (подростка)

Холодным августовским вечером в одном из домов пригородного садоводства разгорелся конфликт между пятнадцатилетним подростком и его отцом. Резкие споры между ними не были редкостью, но на этот раз мальчик почувствовал себя особенно задетым и не смог оставаться дома. Он в сердцах выскочил на улицу и побежал, сам не зная, куда. Через некоторое время он пошел медленнее, не переставая мысленно спорить с отцом. Ну почему он должен жить так, как хочет его отец, у него своя голова на плечах. Отец же сам ругается, что сын несамостоятельный, безответственный, так пусть даст жить своим умом.

Вскоре мальчик несколько успокоился и почувствовал, что становится холодно.
Вернуться домой так быстро ему не позволяла гордость. Он увидел на одном из участков незакрытый сарай и решил, что это как раз то, что нужно, чтобы укрыться от холода и ветра, тем более, что на участке никого не было видно, и в окнах дома не горел свет.

В первое время мальчик, действительно, почувствовал себя гораздо лучше в полутемном уютном сарае, но вскоре его снова стал донимать холод. Он решил развести костер, чтобы согреться. В кармане нашлась зажигалка, а в сарае нашлась и бумага, и деревяшки для костра. Но как только костер начал разгораться, пламя перекинулось на мусор и начался пожар. Подросток попытался было загасить пламя, но не смог, и в страхе выскочил и побежал подальше. Он видел, что с соседних участков выскочили люди и побежали к сараю. Среди них были те, кто видели и узнали его.

В конце концов, мальчик вернулся домой. Прошло два дня, и два дня он живет в
страхе, что за ним придут. В милиции разговор короткий. Он слышал, что за такие вещи вполне можно загреметь в колонию, тем более, что он никогда не был паинькой, хотя и не замешан ни в чем серьезном. Родители пока ничего не знают. До него дошли
слухи, что сарай был благополучно потушен, и дом на участке не пострадал. Но можно себе представить, какую уйму денег надо будет заплатить за ущерб. (Карманных денег родители дают очень мало. Отец строгий и считает, что деньги развращают детей. Если они нужны, мальчик понемногу зарабатывает сам: распространение газет, рекламы помощь в погрузке чего-либо и т.д.)

Поэтому, когда к подростку обратился человек, назвавшийся с предложением поговорить с женщиной, которая, как оказалось, была хозяйкой участка с сараем, подросток с готовностью согласился. Ему особенно понравились слова представителя о возможности "внесудебного разрешения споров".

Ситуация для стороны Б (женщины).

Владелица участка с пострадавшим сараем - довольно молодая женщина (28 лет), разведенная, с
двумя маленькими детьми (девочка 4 и мальчик 5 лет). Дача осталась у нее от прежних,
более благополучных времен. Сейчас ей приходится нелегко, надо много работать, чтобы
обеспечить себя и своих детей. В день пожара она, намаявшись за день, заснула, уложив своих детей спать.

Но вскоре ее что-то словно бы толкнуло, она проснулась и, выглянув в окно, увидела
ужаснувшую ее картину. Около стены деревянного дома, где была она, и где мирно спали ее
дети, плясали языки пламени. На участке суетились люди. Не помня себя, женщина схватила
детей и, в чем была, выскочила на улицу. Перепугавшиеся дети громко плакали.

К счастью, все оказалось не так страшно, как ей показалось вначале. Это был всего лишь
сарай, и его потушили. Но ведь пламя легко могло перекинуться на дом, и страшно
подумать, что могло бы тогда произойти. Вы до сих пор не можете прийти в себя. Ваши
дети от пережитого шока начали писаться, и теперь у вас прибавилось тревог и хлопот.
Вполне возможно, им понадобится лечение, а вы слышали, что в подобных случаях это
недешево. Кроме того, сарай вам нужен, да и то, что сгорело внутри него, тоже стоит денег.
Как вы подсчитали с помощью знающих соседей, ущерб от пожара составит примерно 12
тысяч рублей. Для вас это большие деньги.

Вы могли бы, конечно, подать в суд на возмещение ущерба. Ваши соседи сказали вам,
что это был подросток, и сообщили, где он живет. Но кто знает, что у него на уме. Может,
если заявить на него в милицию, на следующий день он или его дружки уже по-настоящему
сожгут дом, а то сделают что-нибудь и похуже. Даже если у него нормальные родители, в
чем вы не уверены, судя по поведению сына, неизвестно, как поведут себя они, и опять же,
как сам подросток среагирует на обращение к ним. Вы слышали немало страшных историй
про месть в подобных случаях, и тревога не оставляет вас.

Поэтому вы согласились на предложение соседей попробовать договориться с подростком без
обращения в милицию.

Таблица В.Линкольна.

ТАБЛИЦА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПЕРЕГОВОРАМ   Последствия сорванных переговоров 8.         3. Порядок заполнения таблицы.
Направление уступок (не обязательно) 7.         7.
Финальное (предельное) предложение 6.         4.
Предложения отступления (сигнальное) 5.         5.
Последующие предложения 4.       8.
Начальное предложение (как?) 3.       6.
Проблема в повестке переговоров (что?) 2.   2.
Собственные интересы -принципы (почему?) 1.         1.

ПОДХОДЫ К ПЕРЕГОВОРАМ

Мягкий подход Жесткий подход Принципиальный подход
Участники — друзья. Участники — противники. Участники вместе решают проблему.
Цель — соглашение. Цель — победа Цель — разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно.
Сделать уступки для культивирования отношений. Требовать уступок в качестве условия продолжения отношений. 0тделить людей от проблемы.
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы. Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы. Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, но стоять на жесткой платформе при решении проблемы.
Доверять другим Не доверять другим. Продолжать переговоры независимо от степени доверия.
Легко менять свою позицию. Твердо придерживаться своей позиции. Концентрироваться на интересах а не позициях
Делать предложения. Угрожать. Анализировать интересы.
Обнаруживать свою подспудную мысль. Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли Избегать возникновения подспудной линии
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения. Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение. Обдумывать взаимовыгодные варианты.
Искать единственный ответ: тот на который пойдут они. Искать единственный ответ, тот, который примете вы. Разработать многоплановые варианты выбора, а решать позже.
Настаивать на соглашении. Настаивать на своей позиции Настаивать на применении объективных критериев.
Пытаться избежать состязания воли. Пытаться выиграть в состязании воли. Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли.
Поддаваться давлению. Применять давление Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению.

Задание 2.

Разработайте примерную программу профилактики деструктивных конфликтов, в одной из предложенных ситуаций на Ваш выбор:

· Для школьников (школьного класса или между учителями и школьниками)

· Для начинающих туристов (альпинистов)

· Для молодой семейной пары

· Для начинающих жить вместе семьи из двух поколений (к старшим пришла молодая семья)

· Для семьи с ребенком-подростком (или двумя детьми)

· Для небольшой организации, которая собирается расширяться и взять к имеющимся 15 еще 15 сотрудников.

· Для сотрудников фирмы, которые обслуживают клиентов с различными требованиями

· Для крупной организации, готовящейся к серьезным инновациям.

Программа должна содержать:

1. обоснование специфичности данной социальной общности и проблем, которые могут вызвать у них деструктивные конфликты;

2. наиболее вероятные варианты конфликтов в выбранной группе (группах)

3. методы профилактики и переориентации этих конфликтов в конструктивные.

4. с какими трудностями может столкнуться группа при внедрении предложенных методов профилактики. Как преодолеть эти трудности.

При выполнении задания необходимо использовать материалы аудиторных занятий и литературу. Например,

1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2003.

2. Ваниорек А., Ваниорек Л. Моббинг: когда работа становится адом. М., 1996.

3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М., 2002.

4. Гордон Т. Повышение родительской эффективности. Екатеринбург, 1997.

5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.

6. Уизерс Б. Управление конфликтом. СПб., 2004.

Наши рекомендации