Проектирование систем человек — машина. б) закрепление контрольного талона за прибывшим автомобилем - человек (во­ дитель автомобиля);




б) закрепление контрольного талона за
прибывшим автомобилем - человек (во­
дитель автомобиля);

в) снятие контрольного талона с убы­
вающего автомобиля - человек (води­
тель автомобиля);

г) расчет суммы и сбор платы — человек
(служащий в будке).

Отдельные задачи, поручаемые чело­веку, следует по возможности объеди­нять таким образом, чтобы каждому оператору было обеспечено определен­ное разнообразие и удовлетворение, что­бы он мог проявить инициативу для со­вершенствования работы всей системы и чтобы была оправданна выплата работ­нику достаточно привлекательной для него зарплаты. Поэтому на следующем этапе проектирования можно, например, решить, что одному и тому же оператору целесообразно поручить сбор денег, вы­полнение некоторых функций машины в случае ее аварии, проведение текущего обслуживания и ремонта машины, от­ветственность за регулировку машины с целью сведения к минимуму ее просто­ев и управление работой отдельной по­луавтоматической системы, которая нап­равляет водителей к свободным местам, когда почти вся стоянка занята.

Первые попытки распределить рабо­ту между человеком и машиной, весьма вероятно, потребуют пересмотра перво­начального комплекса функций, кото­рый был установлен на этапе 2. Может быть, придется даже несколько пройти этапы 2 и 3, прежде чем удастся найти приемлемый вариант.

4. Определить необходимые методы обу­чения, вспомогательные устройства, кон­струкции средств коммуникации между человеком и машиной и конструкции машин.

Традиционная последовательность - сна­чала машина, потом люди — здесь была сознательно нарушена, чтобы показать, что даже так называемым автоматичес­ким системам нужен не только ведущий оператор; нужны и другие операторы, которые проводят наладку, аварийный ремонт, техническое обслуживание и со­вершенствование системы. Затраты вре-

мени^ и денежных средств на создание такой системы, расходы на ее эксплуа­тацию и возможности ее усовершенство­вания для продления срока ее службы -все это в очень значительной степени за­висит от того, насколько удачно опреде­лены задачи операторов или потребите­лей. В обнаружении и устранении оши­бок такого рода и состоит цель проекти­рования систем человек — машина.

Для оценки систем с этой точки зрения нужно провести те этапы, кото­рые на рис. 7.10 включены в зону "Учет человеческих факторов при проектиро­вании".

На всех этапах эргономического проектирования нужно учитывать все пять режимов работы систем:

а) наладку;

б) нормальную работу;

в) работу в аварийных условиях;

г) техническое обслуживание и ремонт;

д) развитие системы.

Как и в разд. 7.3 "Системотехника", не следует считать, что схема предпола­гает линейную последовательность эта­пов. Разработку технической документа­ции по каждому этапу можно вести в произвольном порядке, но для заверше­ния этой работы придется много раз об­ращаться к другим этапам. Главное, чтобы образующаяся при этом система технической документации использова­лась для отбраковки конструктивных решений, удовлетворяющих не всем тре­бованиям. Стрелками на схеме показа­ны основные соответствия, к которым нужно стремиться.

В примере с проектированием сис­темы управления автомобильной стоян­кой процесс эргономического проектиро­вания займет очень много времени, по­скольку здесь стоит задача отработать три функции, возложенные на человека, по каждому из пяти режимов работы системы. Так, функцию "закрепление контрольного талона за прибывшим ав­томобилем" можно отработать следую­щим образом (остальные функции здесь не разбираются, чтобы не усложнять при­мер) .

а) Определить характеристики человека. Синглтон [59] предлагает разделить ре­шение этой задачи на несколько ступе-




Глава 7 Готовые стратегии (конвергенция)



Проектирование систем человек — машина. б) закрепление контрольного талона за прибывшим автомобилем - человек (во­ дитель автомобиля); - student2.ru

Проектирование систем человек — машина. б) закрепление контрольного талона за прибывшим автомобилем - человек (во­ дитель автомобиля); - student2.ru



Проектирование систем человек — машина. б) закрепление контрольного талона за прибывшим автомобилем - человек (во­ дитель автомобиля); - student2.ru

Рис. 7.10

ней, из которых наиболее важными яв­ляются ступени "описание задачи" и "со­держание работы". На этих ступенях можно, например, решить, что каждый водитель останавливает свой автомобиль перед фотоэлементом и, высунув руку в

окно, берет контрольный талон, который выдается автоматическим устройством. Эти действия при пяти режимах работы системы можно было бы определить следующим образом:

Наши рекомендации