Этническая общность. Классификация этнических общностей (по Л.Н. Гумилеву).

Концептуальный аппарат этнической психологии (обозначить основные понятия).

Концептуальный аппарат этнопсихологии составляют катего­рии и принципы научного познания. Категории — принципы, отража­ющие наиболее существенные связи, отношения изучаемых явле­ний. Исследование этнических явлений невозможно без разработки понятийного аппарата. Он определяется спецификой предмета, ко­торый можно представить в виде системы следующих составляю­щих:

1) понятия, связанные с существованием: этнос — нация — этни­ческая группа — этнические интересы — этническая психология — лич­ность — идентификация;

2) категории деятельности: этническая культура — деятельность — общение — традиции

Каждое из этих понятий раскрывается через систему частных категорий. И с развитием этнопсихологических исследований будет возрастать потребность в расширении понятийного аппарата.

Эффективным методом познания в теории наций является сис­темный подход, согласно которому нация рассматривается как объективно существующая социальная система в общественной жизни. Гносеологическая форма ее отражения представляет собой систему понятий (понятийный аппарат), когда необходимо изучение связей между ними (то есть их структуру) и взаимоотношений с ок­ружающей средой. Развитие нации прослеживается, исходя из ее истории возникновения и становления.

По спра­ведливому мнению И.С. Кон, ни одна из своеобразных этнических свойств не является уникальной, а уникальна сама структура черт характера нации.

Общепризнанной категорией этнопсихологии является понятие психического склада нации. Как синоним употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», «нацио­нальная психология». Но понятия «психический склад нации» охва­тывает более широкий круг явлений, чем сами синонимы. Психичес­кий склад рассматривают как исторически складывающуюся сово­купность национального характера, индивидуально-своеобразных черт, традиций, обычаев, эмоциональных реакций.

Этническая общность. Классификация этнических общностей (по Л.Н. Гумилеву).

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

Виды этнических общностей

• Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

Создана российским историком и географом Л. Н. Гумилевым (1912—1992).

• Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

• Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

• Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

В социологии широко используется понятие этнические меньшинства, которое включает в себя не просто количественные данные.

Черты этнического меньшинства следующие:

— его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

— его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

— оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.

7. Зарождение этнопсихологии в истории и философии.Истоки этнопсихологии начинаются из трудов античных философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния, Страбона. Геродот, которого считают основателем истории, этнографии и этнопсихологии, много путешествовал и рассказывал об удивительных особенностях народов, с которыми встречался, их верования, религию, искусство. В своей работе \"История\" Геродот впервые осуществил сравнительный анализ особенностей жизни и характеров разных народов посредством окружающей среды. По результатам собственных наблюдений он дал этнографическое описание Скифии, в который вошли рассказы о богах, обычаи скифов, мифы об их происхождении. Геродот обратил внимание на такие характерные качества скифов: жестокость, недоступность, суровость. Наличие этих качеств, по его мнению, обусловлено особенностями окружающей среды (равнина со многими реками и травами) и образом жизни скифов (кочевой). Другими исследователями Древней Греции также было замечено влияние окружающей среды на формирование психических особенностей разных народов. Так, Гиппократ считал, что ведущими объективными факторами в всех различий между народами, их поведения, обычаев, выступают природа и климат территории проживания народа. Основоположником этнопсихологии является Дж Б Вико. В своем трактате \"О общей природе вещей\" он рассмотрел проблемы развития народа, обусловленность его психологических особенностей. Дж Б Вико установил, что каждое общество в истории своего развития проходит три эпохи: 1) эпоху богов, 2) эпоху героев, 3) эпоху людей, а психические особенности человека как представителя определенного народа появляются в ходе истории этого народа. Во второй половине XIX в в европейской социологии появились разнообразные научные течения, рассматривающие человеческое общество как таковое, что тождественно животному миру. До сих течений относятся: антропологическая а школа в социологии, органическая школа, социальный дарвинизм. Ведущее положение, которое объединяет эти течения, в том, что их представители недооценивали особенности объективных тенденций, а на общественное явления механически переносили открытые М Дарвином биологические законы. Сторонники этих течений пытались доказать, что существует прямое влияние биологических законов на социальное, экономическое и духовную жизнь народа Они пытались обосновать \"теорию" о непосредственном влиянии анатомо-физиологических задатков на психику и на этой основе объяснить черты их внутреннего, морально-духовного склада с помощью биологических признаков.

8. Психология народов как первая форма социально-психологического знаниясложилась в середине XIX в. в Германии. Психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ (нация). Процесс образования наций, который осуществлялся в это время в Европе, приобретал в Германии специфическую форму в связи с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель. Эта специфика получила отражение в ряде теоретических построений немецкого обществоведения той эпохи. Определенное влияние она оказала и на психологию народов. Теоретическими источниками ее послужили: философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта, которая, по выражению М.Г. Ярошевского, явилась «гибридом лейбницевской монадологии и английского ассоцианизма» (Ярошевский, 1976. С. 238). Психология народов попыталась соединить эти два подхода. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории – народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии – «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа». В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920). Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Основное же развитие идея получила в 1900 г. в первом томе десятитомной «Психологии народов». Уже в «Лекциях» на основании курса, прочитанного в Гейдельберге, Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Вундт отказался от неопределенного понятия «духа целого» и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и обычаев.

9. Основные направления этнопсихологических исследований.Это наука изучающая закономерности развития и проявления национально психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. 3тенденции. Первая (релятивизм) заключается в подчеркивании различий между культурами.. Релятивизм не означает явного или скрытого расизма, в котором его сторонников нередко обвиняют. Напротив, релятивисты испытывают чувство уважения к каждому изучаемому народу и являются последователями Ф. Боаса, подчеркивавшего, что все культуры равные, но разные.Утверждая равенство культур, они мало интересуются установлением сходства между ними. А различия интерпретируются ими с качественной, а не с количественной точки зрения. Релятивисты стремятся избежать даже намека на предпочтение собственной группы, пытаясь понять людей на «их собственном языке» и «исходя из их ценностей». Описание и оценку с точки зрения внешнего наблюдателя они рассматривают как унижение людей, отмечая, что даже людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где они практиковались. Релятивисты предполагают, что любые психические феномены можно объяснить исходя в основном из культурных переменных с незначительным добавлением других, в частности биологических, факторов.

Вторая тенденция абсолютизация сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними. Сторонников абсолютизмамало волнует проблема этноцентризма и, как следствие, игнорируется возможность того, что особенности культуры исследователей влияют на их концепции. В многочисленных сравнительно-культурных исслед-ях используются неадаптированные стандартные методики, проводится проверка их лингвистической эквивалентности. Псих-ие феномены, рассматр-ся как одинаковые во всех культурах. Если различия обнаруживаются, их интерпретируют как количественные, иными словами, осуществляют оценочные сравнения. В результате легко делается вывод, что люди в одной культуре более интеллектуальны (или более честны, более депрессивны), чем в другой, а культуры одинаковые, но неравные. Сторонники «абсолютизма наоборот», рассм-ют культуры как равные и одинаковые, а наличие различий объясняют неспособностью существующих методик выявить внутреннее сходство между психоло-гическими явлениями. Подобные концепции можно рассматривать и как крайний случай еще одного направления в этнопсихологии – универсализма.

10. Предмет и задачи этнопсихологической антропологии.Этнопсихология — на­ука, изучающая психоло­гические особенности индивида или группы людей, связанные с этни­ческой или культурной принадлежностью и про­являющиеся на созна­тельном и бессознатель­ном уровнях. Цели этнической психологии состоят в выявлении психо­логических механизмов формирования позитивной этничес­кой и культурной идентичности, а также в изучении психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровнях. Исследователю любой этничес­кой культуры необходимо сделать попытку понять и объяснить данную этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механиз­мы регуляции сознания и поведения человека (в частности, механизмы преодоления кризисов и стрессовых ситуаций), особенности ценностной структуры данной куль­туры, типы ее социальной организации, принципы внутри- и внешнегруппового вза­имодействия.

Основные задачи этнической психологии на современном этапе ее развития могут быть сформулированы таким образом:

1) исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодей­ствия (межэтнического восприятия; межэтнической напряженности; этноцентризма и этнической интолерантности; изменяющейся этнической идентичности; этнических миграций и аккультурации и др.);

2) изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентично­сти на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; особенностей трансформации этнической идентич­ности личности; этнопсихотерапии и других аспектов этничности как индивидуаль­но-личностной характеристики человека;

3) создание и апробирование программ и методов социально-психологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности;

4) развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека.

11. Базовая и модальная личность. По мнению Р.Линтона, базовая личность - особый тип интеграции человека в культурную среду. Такой тип включает в себя особенности социализации членов данной культуры и их индивидуально-личностные характеристики. По определению А.Кардинера, базовая личность - это «…техника размышлений, система безопасности (то есть стиль жизни, посредством которого человек получает защиту, уважение, поддержку, одобрение), чувства, мотивирующие согласованность (то есть чувство стыда или вины) и отношение к сверхъестественному». Базовая структура личности передается из поколения в поколение через воспитание и в какой-то мере определяет судьбу народа. И Линтон, и Кардинер подчеркивали, что изменение социальной организации неизбежно ведет к изменению базового типа личности. Подобные трансформации случаются, когда внедряются новые трудовые технологии, расширяются контакты с соседними племенами, заключаются межплеменные браки и т.п.

Для раскрытия базовой личности, как правило, использовались не статистические, а нестрогие с точки зрения психолога описательные методы, часто личные впечатления этнолога о способах ухода за детьми. Модальная личность соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам личности, чаще всего встречающимся у взрослых членов данного общества. Именно общества, а не культуры, так как исследователи модальной личности интересовались, прежде всего, современными индустриальными обществами. Эти черты личности должны изучаться статистическими, прежде всего тестовыми методами, но выбор определенных показателей затруднен, так как не существует общепризнанной теории личности. Так, Линтон предлагал разграничивать социально желательную структуру личности, которая была бы оптимальной для членов данного общества, и модальную личность, которая в реальности наблюдается у его членов. Столкнувшись с трудностями выделения одной модальной личности в любом индустриальном обществе, этнологи стали разрабатывать концепцию мультимодалъных обществ, согласно которой каждый народ представлен не одной модальной личностью, а несколькими, с переходными формами между ними.

Наши рекомендации