Психоаналитический подход в работах Анны Фрейд
Перечень примерных вопросов к экзамену
1. Проблема стереотипов обыденного сознания по отношению к подросткам
2. Психоаналитический подход в работах Анны Фрейд
3.Социопсихоаналитическая теория Э. Эриксона (самоидентичность; семь конфликтов; психосоциальный мораторий; компоненты идентичности).
4. Подростковый возраст в описании Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
5. Формирование идентичности по Эриксону.
6. Типичные реакции при переходе от детства к взрослости.
7. Возрастные задачи развития подростка.
8. Проявления амбивалентности подростка.
9.Особенности эмоциональной сферы в пубертатный период.
10.Особенности структуры самосознания в пубертатный период.
11.Формирование Я-концепции (образа «Я») и ее составляющие: социальное «Я»; физическое «Я»; психологическое«Я».
12.Особенности общения в пубертатный период.
13. Проявления подросткового кризиса идентичности.
14. Половое созревание и физическое развитие подростка.
15. Психологическое сопровождение становления полового самосознания и поведения подростков.
16. Напряженность в отношениях между подростками и родителями
17.Особенности подростковой субкультуры
18. Отношение подростка к своей телесности.
19. Проблемы отношения подростка с собственным характером.
20.Психологическое сопровождение становление полового самосознания и поведения подростков.
21.Проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков.
(Вопросы с 18 по 21 освящены в тренинговых программах для подростков- это есть у вас в эл. Версии)
Психоаналитический подход в работах Анны Фрейд
Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития для бесконечного количества сфер детской жизни. Особое внимание в психоанализе уделяется линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.
Ступени от незрелости к зрелости, а не хронологический возраст, рассматриваются ею как показатели развития. Если рост происходит путем прогрессивного продвижения к более высокому уровню, то нормальное детское развитие, согласно взглядам А.Фрейд, идет скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.
В отличие от классического психоанализа, изучающего прежде всего скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд одна из первых в детской психоаналитической традиции распространяет основные положения З.Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию "Я" личности. А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.
Становление принципа реальности, с одной стороны, и мыслительных процессов, с другой, открывает путь для новых механизмов социализации - таких, как подражание, идентификация, интроекция, способствующих образованию инстанции "Сверх-Я". Формирование эффективного "Сверх-Я" означает для ребенка решающий прогресс в социализации. Ребенок теперь способен не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения, но и "сам принимает в них участие и может чувствовать себя их представителем". Однако, эта внутренняя инстанция еще очень слаба и долгие годы нуждается в поддержке и опоре со стороны авторитетного лица (родители, учитель) и может легко разрушиться из-за сильных переживаний и разочарования в нем.
Подражание, идентификация, интроекция - необходимые предварительные условия для последующего вступления в социальное сообщество взрослых. Далее должны быть сделаны новые шаги "наружу": из семьи в школу, из школы в общественную жизнь. И каждый из этих шагов сопровождается отказом от личных преимуществ, от "индивидуально-внимательного" отношения к себе. Так, внутри школьного класса существует одинаковый порядок для всех учеников, хотя они как личности отличаются друг от друга. В общественной жизни все люди равны перед законом. "Законы жестки и безличны, и их нарушение приводит к легальным санкциям, независимо от того, какие жертвы для индивида означает их применение, облегчает или осложняет эту жертву его характер и интеллектуальный уровень", - подчеркивает А. Фрейд.