Четыре взаимосвязанные задачи коммуникационного процесса
1. Интеграция отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних – в единую и целостную систему общества.
2. Внутренняя дифференциация общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов.
3. Отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.
4. Создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения.
По характеру восприятия информации коммуникации делятся на прямые, или целевые (в которых цель сообщения заложена в его тексте), косвенные (в которых информация заложена скорее «между строк») и смешанные.
По взаимодействующим сторонам коммуникации можно разделить следующим образом:
Организационные:
Внешние (коммуникации организации с внешней средой)
Внутренние (между подразделениями и уровнями управления):
Горизонтальные (между подразделениями одного уровня управления)
Вертикальные (между уровнями управления): - по нисходящей линии (от руководителя к исполнителю); - по восходящей линии (от исполнителя к руководителю).
Межличностные: формальные и неформальные.
Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления:
планирования, организации, мотивации и контроля.
Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе организации.
Одна из главных сфер возникновения проблем в организациях — неэффективные коммуникации.
Если у людей нет возможности обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целей.
Эффективные коммуникации являются условием успешной работы любой организации.
Соответственно эффективность управления персоналом пропорциональна эффективности коммуникационных процессов в организации.
Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:
- руководители тратят большую часть своего времени на коммуникации (по данным экспертов, около 75 — 95% времени), поэтому они заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;
- коммуникации необходимы для эффективного управления, хорошо налаженные коммуникации содействуют организационной эффективности;
- мастерство коммуникации необходимо также для выражения действенности авторитета и воли руководителя.
Осуществление коммуникаций в организации или в группе приводит к выполнению и реализации следующих функций коммуникации, из которых ни одна не имеет приоритета над другой:
- информативная функция — передача истинных или ложных сведений, играющая определенную роль в процессе принятия решений, так как позволяет предоставлять необходимую информацию для принятия решений, для идентификации и оценки альтернативных решений;
- мотивационная функция побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением, убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.;
- контрольная функция — отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;
- экспрессивная функция способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности.
Коммуникации отражают не только процесс передачи и получения информации, но и также ее восприятие, понимание и усвоение.
Модели коммуникаций
Коммуникации в организациях представляют собой сложные, динамичные и воспроизводящиеся явления, которые могут рассматриваться как действие, взаимодействие и процесс.
В зависимости от перечисленных подходов и различаются модели коммуникаций: