Общая характеристика человеческого общения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . 4

1. Общая характеристика человеческого общения. . . . . 5

1.1. Формирование первого впечатления . . . . . 6

1.2. Процесс коммуникации . . . . . . . . 9

2. Речь как элемент коммуникации . . . . 9

3. Невербальная коммуникация . . . . . . 14

4. Коммуникативные барьеры . . . . . 16

5. Практические рекомендации . . . . . . 24

Заключение . . . . . . . . . 27

Список литературы . . . . . . . . 28

Приложение . . . . . . . . . 29

ВВЕДЕНИЕ

Знание психологических закономерностей межличностного общения и умение учитывать их в организации деятельности людей является одним из основных условий высокой эффективности социальных организаций всех уровней. Невозможно способствовать развитию человеческого потенциала и эффективно использовать его профессиональный ресурс, не учитывая системно и всесторонне актуальные человеческие качества и их проявления.

Достижению этой цели несомненно поможет настоящее учебное пособие. В нем кратко изложены современные теоретические представления об особенностях межличностного общения, представлены методики, позволяющие определить особенности взаимоотношений личности с окружающими людьми.

Учебное пособие может быть рекомендовано для студентов всех специальностей, изучающих курс «Управленческая психология», «Психология управления», «Социальная психология», «Управление персоналом» и всем, кому интересно познавать себя и других.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Все мы живем и работаем среди людей. Поэтому практи­чески в любой ситуации нам приходится, подчас независи­мо от нашего желания, с кем-то общаться. При этом одни люди нам нравятся, к другим мы относимся достаточно ней­трально, тогда как третьих буквально терпеть не можем.

Если мы понаблюдаем за собой, то поймем, что мы не просто взаимодействуем с другими людьми, но и воспри­нимаем их, оцениваем; мы обмениваемся с ними своими переживаниями; испытываем на себе их влияние, подчас по тем или иным причинам подражаем другим людям; изменяем свои пристрастия под влиянием моды; прини­мая решение, чаще всего стараемся учесть мнение окру­жающих; с одними людьми работаем продуктивно, тогда как с другими взаимодействие не получается. Как види­те, человек живет и развивается в обществе, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми. Все это происходит благодаря общению.

Категория «общение» является базовой в понимании того, как люди взаимодействуют между собой. Существу­ет множество подходов к этому феномену. Остановимся на классических характеристиках данного понятия.

Общение — это взаимодействие людей. Межличност­ное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Общение является сложным и многогранным процессом. Мы редко задумываемся о том, что же представляет собой общение, какие факторы дела­ют его более эффективным, что помогает, а что мешает договориться с другим человеком. Именно системное по­нимание сущности общения, его многофункциональности поможет сделать его более продуктивным. Ученые выде­ляют пять функций общения:

1. Прагматическая функция — реализуется при взаи­модействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция — проявляется в процессе развития человека и становления его как личности. Вспом­ним, что случается с людьми, если вдруг их лишают об­щения с себе подобными.

3. Функция подтверждения — только общаясь с дру­гими людьми человек, может познать, понять и утвердить себя. Известно, что самой страшной формой наказания провинившегося является бойкот, т.е. ситуация, когда человек просто перестает существовать для значимых для него людей.

4. Функция организации и поддержания межлично­стных отношений — общаясь, человек оценивает других людей и устанавливает с ними определенные эмоциональ­ные отношения, которые могут быть как положительны­ми, так и отрицательными. Эмоциональные отношения

буквально пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми и накладывают отпечаток на деловые от­ношения.

5. Внутриличностная функция — по сути это мышле­ние человека, диалог с самим собой.

Общение может выступать одновременно и как про­цесс взаимодействия людей, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния людей друг на дру­га, и как процесс взаимного переживания, взаимного по­нимания друг друга (Б.Ю. Парыгин).

В едином процессе общения можно выделить три сто­роны:

· коммуникативную — это передача и обмен инфор­мацией;

· интерактивную — т.е. взаимодействие;

· перцептивную — взаимовосприятие, взаимооценка в общении.

Остановимся на них более подробно.

Коммуникативная сторона общения характеризуется:

· умением устанавливать психологический контакт;

· учетом особенностей коммуникативного воздействия;

· аргументированностью, логичностью и адекватно­стью ситуации общения;

· эффективностью использования вербальных (слова) и невербальных средств общения.

В коммуникативном процессе выделяют обычно вер­бальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (неречевые знаковые системы) коммуни­кацию.

Невербальная коммуникацияструктурно представля­ется следующими системами:

* визуальной — это жесты, мимика, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение),пространственно-временная организация общения, а также вспомогательные средства общения — под­черкивание или сокрытие особенностей телосложе­ния (признаки пола, возраста, расы). Темп движе­ний отображает эмоциональные реакции человека;

* акустической — это такие особенности речи, как темп, смех, плач, покашливание, паузы;

* тактильной — это прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

Интерактивнаясторона (взаимодействие). Общение как взаимодействие характеризует непосредственную орга­низацию совместной деятельности. Цели общения отра­жают потребности совместной деятельности людей. Мо­тивы, по которым люди вступают во взаимодействие, могут быть различны. Перечислим виды мотивов, по ко­торым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

ü мотив максимизации общего выигрыша (мотив коо­перации);

ü мотив максимизации собственного выигрыша (ин­дивидуализм) ;

ü мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

ü мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм);

ü мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

Характер социальной мотивации участников взаимо­действия определяет и средства общения, и результат вза­имодействия, и отношения между партнерами по обще­нию. Соответственно, существуют и различные тактики поведения во взаимодействии.

Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаи­мопонимание) включает:

  • познание себя в процессе общения;

· познание и понимание собеседника;

· прогнозирование поведения партнера по общению.

Для эффективного делового общения очень важно по­нимать другого человека и уметь прогнозировать его по­ведение. Именно поэтому важно знать существующие за­кономерности, формирующие «рисунок» общения.

Наши рекомендации