Мотивация и стимулирование трудовой деятельности
Мотивация трудовой деятельности - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Мотивация - психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят из нас самих. Но если мы говорим о руководителях, «мотивирующих» других, мы говорим о путях, которыми они фокусируют человеческие мотивации на достижение целей организации; М. – процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом. Одна из функций управления.
Нужда - чувство ощущаемое человеком нехватки чего-либо.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Для удовлетворения потребностей производители предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.
Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.
Мотивы делятся:
- По потребностям
- По благам
- По цене
Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему: мотивы содержатели труда, его общественные полезности, статусные мотивы, мотивы получения материальных благ.
Мотивация бывает:
- внешняя ( давление коллектива, конкуренция, воздействия со стороны менеджмента)
- внутренняя (зарплата, карьера, награды)
Этапы процесса мотивации:
- возникновение потребности
- поиск путей устранения потребности
- определение направления действий
- осуществление действий
- получение вознаграждения
- устранение потребности
Стимул - блага, удовлетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность. Другими словами, благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Сущность понятий «мотив труда» и «стимул труда» тождественна. В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), в другом – об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул). Поэтому можно сказать, что стимулирование труда– это способ вознаграждения работника за участие в производстве, основанное на сопоставлении эффективности труда и требований технологии.
Виды стимулов:
- Материальные (заплата, бонусы, участие в акционерном капитале, прибыли, организация питания, продажа товаров выпускаемых товаров со скидкой, стипендиальные программы, программы медицинского обслуживания, программы жилищного строительства)
- Нематериальные (стимулирование свободным временем, участие в управлении, продвижение по службе)
- Моральные (выражение общественного признания)
Понятие «мотивация труда» и «стимулирование труда» тесно связанны между собой и дополняют друг друга. Между тем, мотивация и стимулирования как методы управления трудом противоположны по направленности: первое направлено на изменение существующего положения; второе на его закрепление.
Функции стимулирования труда:
- Экономическая
- Социальная
- Социально- психологическая
- Воспитательная
Оценка потребности в персонале и его планирование. Штатное расписание.
Очевидно, что планирование потребности в персонале — часть общего процесса планирования в организации. В конечном итоге успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на следующие вопросы:
· сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется;
· каким образом можно привлечь нужный и сократить или оптимизировать использование излишнего персонала;
· как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями, умениями и внутренней мотивацией;
· каким образом обеспечить условия для развития персонала;
· каких затрат потребуют запланированные мероприятия.
Оценка потребности организации в персонале может носить количественный и качественный характер.
Количественная оценка потребности в персонале, призванная ответить на вопрос “сколько?”, основывается на анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства (форма организации совместной деятельности исполнителей), маркетингового плана (план ввода в строй предприятия, поэтапность разворачивания производства), а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала (с учетом, например, изменения технологии). При этом, безусловно, важной является информация о количестве заполненных вакансий.
Качественная оценка потребности в персонале — попытка ответить на вопрос “кого?”. Это более сложный вид прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки, должны учитываться ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации. Особую сложность представляет оценка потребности в управленческом персонале. В этом случае необходимо учесть, как минимум, возможности персонала “определять рациональные оперативные и стратегические цели функционирования предприятия и осуществлять формирование оптимальных управленческих решений, обеспечивающих достижение этих целей”.
Важный момент в оценке персонала — разработка организационного и финансового планов укомплектования, включающих:
· разработку программы мероприятий по привлечению персонала;
· разработку или адаптацию методов оценки кандидатов;
· расчет финансовых затрат на привлечение и оценку персонала;
· реализацию оценочных мероприятий;
· разработку программ развития персонала;
· оценку затрат на осуществление программ развития персонала.
Расчет потребности в персонале
Определить необходимую численность рабочих и их профессиональный и квалификационный состав позволяют: производственная программа, нормы выработки, планируемый рост повышения производительности труда и структура работ.
Текущая потребность в персонале.
Общая потребность предприятия в кадрах А определяется как сумма:
А = Ч + ДП, где Ч — базовая потребность в кадрах, определяемая объемом производства; ДП — дополнительная потребность в кадрах.
При расчете дополнительной потребности учитываются
· развитие предприятия (научно обоснованное определение прироста должностей в связи с увеличением производства)
ДП = А пл — Аб, где А пл и Аб — общая потребность в специалистах в планируемый и базовый периоды;
· частичная замена практиков, временно занимающих должности специалистов
ДП = А пл Ѕ Кв, где Кв — коэффициент выбытия специалистов (практика показывает, что это 2 — 4 % от общей численности в год);
· возмещение естественного выбытия работников, занимающих должности специалистов и руководителей (оценка демографических показателей кадрового состава, учет смертности);
· вакантные должности, исходя из утвержденных штатов, ожидаемого выбытия работников.
Штатное расписание — форма отчётности юридического лица, организационно-распорядительный документ, отображающий структуру компании, численность отделов, сотрудников, а также размер их заработной платы. Кроме того, оно включает в себя также учёт всех возможных дополнительных выплат сотрудникам — премий, компенсаций и т. д. в зависимости от занимаемой должности.