Влияниевида спорта на проявления агрессии
В предыдущих главах отмечена определенная нестрогость в использовании тех или иных терминов при описании агрессии. Поэтому, прежде чем перейти к изложению экспериментальных данных, коротко остановимся на основных посылках и терминах, используемых при изложении полученных результатов.
Агрессия рассматривается в качестве общепсихологического явления, имеющего как биологическую, так и социальную природу, заключающуюся в стремлении удовлетворить нереализованную потребность Существенную роль в реализации агрессии играют механизмы социальной адаптации. Включение в этот процесс познавательных и эмоциональных составляющих, а также жизненного опыта обусловливает произвольность или непроизвольность регуляции агрессивного поведения. Агрессия как психический феномен имеет конкретные проявления на всех уровнях психической организации, в томчисле на уровне состояний и на уровне свойств личности человека.
Для обозначения проявлений агрессии в психическом состоянии мы используем'термин агрессия, понимая под этим ситуативное проявление психического состояния, находясь в котором человек совершает действия (активная форма) или имеет намерения (пассивная фор ма) причинить ущерб другому человеку, себе или неодушевленному предмету для достижения своей цели (конструктивная форма), или это рефлексивная реакция неудовлетворенности на развитие ситуации (неконструктивная форма). Для обозначения проявлений агрессии в свойствах личности используется термин агрессивность — свойство личности, выражающееся в готовности к подобным действиям или намерениям.
Таким образом, под проявлениями агрессии как психического феномена рассматриваются агрессия и агрессивность. Первое — для обозначения проявлений агрессии в конкретных ситуациях, второе — для обозначения устойчивой особенности личности.
Сопоставление выраженности показателей агрессивности и агрессии по методикам Спилбергера и Басса—Дарки осуществлялось па основе первичных статистик распределения значений показателей по критерию достоверности различий.
На рис. 5 представлены среднеарифметические значения оценки агрессивности и агрессии по методике Спилбергера в эксперименталь но моделируемых ситуациях — в ситуации покоя, ситуации фрустрации
Щ ситуации напряженной тренировки. Оценка достоверности различий |Между показателями агрессии в разных ситуациях (табл. 4) свидетель-
Моделируемая ситуация | Дзюдо/ айкидо | Дзюдо/ легкая атлетика, лыжные гонки | Айкидо/ легкая атлетика, лыжные гонки |
Ci | 1,17 | 2,44 | 2,97 |
. С2 | 1,15 | 1,96 | 2,14 |
Сз | 2,28 | 1,78 | 2,83 |
Агрессивность | 0,73 | .1,83 | 2,14 |
| |
твуето значимой динамике показателей (что подтверждает диагности-еские качества методики), а различия в динамике показателей по грудам спортсменов— об особенностях видов спорта. Таблица 4. Оценка i-критерия по показателям агрессии в ситуациях Сь Сг и Сз и агрессивности для групп разных видов спорта
Примечание. Жирным шрифтом выделены значимые критерии (при р < 0,05 t |Ь0, при р < 0,01 t = 2,64).
Прежде всего, необходимо отметить, что сопоставление показате-
ей агрессивности с показателями агрессии в ситуации покоя выявило татистическую однородность по группам дзюдо, самбо и айкидо и др-говерные различия по группе неагрессивных видов спорта (t = 2,09). ^то можно объяснить большей эмоциональной подвижностью пред-
ставителей легкой атлетики и лыжиков, что отмечено в ряде работ (Ду-
бенюк 1987- Суворов, 1989). В этих исследованиях также показано,
что спортсмены в данных видах спорта обладают более выраженными
навыками мышечного расслабления (релаксации). Состояние релакса
ции-это не что иное, как произвольно вызванное состояние покоя.
Установленный факт, видимо, можно объяснить этими обстоятельст
вами, s „__ л„
В то же время установлены различия в динамике показателей агрессии в моделируемых ситуациях. Во всех трех группах спортсменов в ситуации фрустрации (обмана) зарегистрированы наибольшие значения выраженности агрессии. Спортсмены при обсуждении результатов обследования высказывались таким образом: «А что тут делать, остается только разозлиться, чертыхнуться, припомнить, ответить тем же и
Т"П По групгюм айкидэ, легкой атлетики и лыжников-гонщиков достоверные различия обнаружены во всех ситуациях. Опортсмены объясняли это необходимостью настроиться на напряженную работу, «выложиться» В то же время у самбистов и дзюдоистов показатели агрессии на тренировке не отличаются от показателей агрессии в ситуации покоя Высказывания спортсменов соответствуют результатам исследований: тренировка в паре, прежде всего, требует концентрации внимания на действиях противника - не пропустить прием. Уровень активации по психофизиологическим показателям у этой группы спортсменов в ситуации контрольных тренировок значительно ниже, чем у представителей циклических видов спорта (Дубенюк, 1987).
Значения t-критерия для групп спортсменов в идентичных ситуациях (табл. 4) позволяют оценить степень сходства—различия по выраженности агрессии в разных видах спорта.
В спокойной ситуации в циклических видах спорта у спортсменов значительно ниже уровень агрессии по сравнению с уровнем ее в остальных группах спортсменов. Спортсмены из группы айкидо более агрессивны, чем самбисты и дзюдоисты, в ситуациях напряженной тренировки и во всех остальных ситуациях превосходят по этим показателям представителей циклических видов. Сами спортсмены объясняют это необходимостью концентрироваться на скорости и точности движений Примечателен факт, что по агрессивности как показателю личностных особенностей нет различий между самбистами, дзюдоистами и легкоатлетами, лыжниками. Достоверные различия установлены между спортсменами из групп айкидо и циклических видов.
Таблица 5. Значения показателей агрессивности, полученные по методике Басса—Дарки, для групп разных видов спорта
Вид спорта | Индекс агрессивности | Индекс враждебности | Агрессивность | Раздражительность | ||
Физическая | Вербальная | Косвенная | ||||
Дзюдо, самбо | 17,2 | 7,2 | 5,6 | 7,4 | 4,2 | 5,6 |
Айкидо , | 1,5,5 | 8,4 | 4,8 | 6,4 | 5,3 | 4,3 |
Легкая атлетика, лыжные гонки | 16,0 | 8,9 | 4,6 • | 6,2 | 5,2 | .'-,. U9 |
Для более детального объяснения последнего факта был выпол
нен анализ эмпирических данных по методике Басса—-Дарки (табл. 5).
Расчет значений й-критерия (табл. 6) показал большую физическую
агрессию у самбистов и дзюдоистов по сравнению с остальными груп
пами спортсменов и,.наоборот, значительно меньшую косвенную агрес
сию. К , . ;...
Таблица 6. Оценка ^-критерия по методике Басса—Дарки' ;
для групп разных видов спорта''.'.
Вид спорта | Индекс агрессивности | Индекс враждебности | Агрессивность | Раздражительность | ||
Физическая | Вербальная | Косвенная | ||||
Дзюдо, самбо/ айкидо | 0,76 | 0,68 | 2,09 | 1,03 | 2,3! | 2,12 |
Дзюдо, самбо/ легкая атлетика, лыжные гонки | .0,78 | 1,12 | 2,21 | 1,91 | 2,17 | 2,33 |
Айкидо/ легкая атлетика, лыжные гонки | 1,31 | 0,57 | 0,71 | 1,24 | 0,32 | 2,76 |
Примечание. Жирным шрифтом выделены значимые критерии (при р < 0,05 t = 2,00, при р < 0,01 t = 2,64).
В группе айкидо спортсмены оказались более уравновешенными, чем остальные. Представители же циклических видов показали самую высокую неустойчивость к раздражающим факторам. Примечательно, что по комплексным показателям — индексу агрессивности и индексу враждебности — спортсмены всех трех групп видов спорта не различаются.
Итак, между представителями разных видов спорта по показателям агрессивности как устойчивой личностной особенности статистически значимых различий не установлено за исключением достоверно большей агрессивности спортсменов в группе айкидо по сравнению со спортсменами в группе циклических видов. По данным методики Басса—Дарки, физическая агрессия больше, а косвенная меньше у представителей видов спорта с поощряемой агрессией (дзюдо, самбо), чем у остальных групп спортсменов, — ограничение агрессии и отсутствие агрессии. Данные обследования спортсменов в разных моделируемых ситуациях позволяют говорить о специфичности выделенных групп видов спорта по проявлениям агрессии. В этом плане наиболее показательно соотношение данных в ситуации покоя и на тренировке. У спортсменов в группах айкидо и циклических видов наблюдается статистически значимый и существенный прирост агрессивности, а у самбистов и дзюдоистов — статистически незначимый. Беседы со спортсменами показывают, что это связано со спецификой спортивной деятельности. У первых — необходимость в мобилизации функциональных возможностей, у вторых — в концентрации внимания на поведении соперника.