Библиотерапия как метод психологического воздействия

Одной из важных составляющих арттерапии мы считаем библиотерапевтическую работу. Техника библиотерапии за­нимает второе место после рисунка и является наиболее разработанной; она часто используется в психиатрии.

В библиотерапии используется много техник, среди которых про­дуктивным является то, что люди сами сочиняют. В терапии используется сочинение стихов, саги, написание прозы, ска­зок, мелодрам. В прозе лучше всего работают такие формы, как напи­сание сказок и драматургических произведений. Сказка — это всегда доступ к архетипическим моментам, за которы­ми следует диагностика. Но для этого психолог должен вла­деть психоаналитическими методами для интерпретации и правильной диагностики.

В процессе библиотерапии работает закон: "Главный ге­рой произведения — это "Я" автора, не только желаемое, но и действительное". Мы в своей работе используем стихи. Стихи действуют как на сознание, так и на эмоции, они имеют свой ритм и размер. По-видимому, мышление, обретающее этот ритм, меняет грубую энергетику. При работе со стихами вводится жесткий запрет на риф­му. При таком условии стихи получаются у всех. Конечно же, работа со стихами требует обучения в терапевтической группе. Но в то же время эта работа очень много дает в качестве диагностики, а также сильные результаты при крат­косрочной работе. Мы работаем с тремя вариантами схем напи­сания стихов.

Вариант первый

Рондо — более простая работа.

Состоит из 8 строк. В этой работе клиент внятно объяс­няет, что есть какая-то черта, от которой он "так хочет из­бавиться".

Клиенту предлагается последовательно заполнить строчки.

1-я строка — написать ту самую черту или характерис­тику человека (чем короче, тем лучше);

2-я строка — назвать причину этой характеристики;

3-я строка — как эта черта проявляется в жизни;

4-я строка — повторение 1-й строки;

5-я строка — чего вы достигаете при помощи этой черты;

6-я строка — еще чего достигаете;

7-я строка — повторение 2-й строки;

8-я строка — повторение 1-й строки.

Например:

Я уязвима,

Потому что я женщина.

Мне легко сделать больно.

Я уязвима.

Это учит быть сильной.

Заставляет побеждать.

Потому что я женщина.

Я уязвима.

Как видим, происходит рефрейминг.

Вариант второй

Вторая схема хорошо работает при встрече с клиентом в первый раз (например, при интервью). Здесь задействованы речевые маркеры. Ведущий внимательно слушает речь кли­ента, выделяет три слова, затем просит его написать эти три слова в столбик, а затем, как можно короче, назывными предложениями, расшифровать. Выделенные психологом сло­ва должны быть подлежащими.

Например:

1. Боль застигает врасплох

Загнанность теплом судьбы
Страх опоздать

Продолжая интервью, необходимо давать это задание с одними и теми же маркерами до четырех раз. При этом сами маркеры переставляются местами. Каждый раз при этом пи­шутся другие характеристики.

2. Страх умереть не успев

Боль часть жизни

Загнанность в тупик

3. Загнанность заставляет найти выход
Страх стимулирует к действию

Боль сжигает всю дрянь

Последний этап работы, — ведущий предлагает напи­сать одно предложение, в котором используются все три слова. С этим предложением ведется уже сама психологическая работа.

Например:

Боль лечит загнанность, страх благословляет в путь.

Боль затаилась как черная птица, без крыл, ей страшно думать, что можно прозреть.

Вариант третий

Белые стихи — для нас это самый удачный вариант ра­боты, но и самый сложный. Здесь стихи не рифмуются. Рабо­ту можно вести как индивидуальную, так и групповую. На эту работу отводится обычно для группы до двух часов. Задание дается построчно. А затем, когда мы получаем готовые сти­хотворения (в случае работы с группой), стихотворения зачи­тываются. Эта работа может проводиться на среднем этапе, когда в группе уже сложились доверительные отношения.

Наши рекомендации