Интерпретация результатов ФЭ
При интерпретации всегда необходимо начинать с анализа взаимодействия факторов.
Если есть интеракция - другие эффекты оцениваются с поправкой (ограничением)
Пример интерпретации : алкоголь не влияет на состояние здоровья в том случае, если не принимаются барбитураты.
Способы представление результатов ФЭ: табличный и графический
Фактор А | |||
А1 | А2 | ||
Фактор В | В1 | ||
В2 |
Квазиэксперимент
Общая характеристика
Квазиэксперимент (квази – как бы, полу) - разновидность количественного исследовательского дизайна, который используется для объяснения взаимосвязей и/или выяснения почему определенные события происходят. Цель квазиэксперимента – оценка казуальных гипотез. Используется как альтернатива в тех случаях, когда полный контроль невозможен (вследствие существования этических, практических или иных препятствий для использования планов истинного эксперимента).
Пример 1: Влияние освещения на продуктивность. Испытуемые – рабочие двух разных компаний. Если через три месяца мы получили различия, насколько мы можем быть уверены, что они вызваны изменением освещения. Могут быть и другие объяснения.
Квазиэксперимент позволяет контролировать максимальное количество угроз внутренней валидности, однако остается возможность альтернативных объяснений полученных фактов. Осуществляется активная манипуляция НП – значения определяются экспериментатором.
Отличие от истинного эксперимента-используются реально существующие группы, т.е. не проводится рандомизация или отсутствует контрольная группа.
Квазиэксперимент: пример 2. Оценивается программа по формированию воспитанности школьников старших классов.
Школа № 8 – экспериментальная площадка
Школа № 23 – проводятся только контрольные тестирования
Эксперимент и Квазиэксперимент: сходства и различия
Сходства | Различия |
Причинно – следственные гипотезы Манипуляция НП Количественные зависимости | Недостаточный (но максимально возможный) контроль Нет рандомизации или отсутствует контрольная группа Возможность получения артефактов |
Основные разновидности квазиэксперименальных планов
• Планы для неэквивалентных групп (нет рандомизации)
• Планы дискретных временных серий (нет КГ, например, все члены популяции подвергаются воздействию)
План для неэквивалентных групп
О1 Х О2
О3 О4
- Два класса (иные естественные группы),
- Добровольцы ( ЭГ) и лица, принимающие участие в исследовании принудительно
Анализ результатов:
О1 и О3 – оценка эквивалентности групп в отношении интересующего нас параметра,
О3 и О4 – оценка естественного развития и фоновых воздействий,
О2 и О4 – оценка различий групп после воздействия в первой группе,
О2-О1 и О4-О3 – оценка эффекта действия НП (величины сдвигов показателей ( с помощью t-критерия)).
Область применения: педагогическая психология, психология труда и организационная психология ( оценка эффекта различных программ).
Проблема: группы не равны изначально и есть риск ошибиться, приписав результат НП
Угрозы внутренней валидности – следствие неэквивалентности групп.
- Отбор + созревание (одна группа развивается быстрее, чем другая)
- Отбор + фон (случайное воздействие на одну из групп)
План дискретных временных серий
О1 О2 О3 О4 Х О5 О6 О7 О8
Внутригрупповой – измеряются характеристики одной группы до и после воздействия.
Этапы реализации плана ДВС
1. Определяется исходный уровень ЗП на группе с помощью серии замеров.
2. Оказывается воздействие на испытуемых, путем варьирования НП.
3. Проведение серии повторных измерений, аналогичных серии до воздействия
4. Сравниваются уровни ЗП до и после воздействия:
(О1+ О2+О3+ О4)/4 и (О5+ О6+О7+ О8 )/4
Модификация плана ДВС:
Х О1 – О2 Х О3 – О4 Х О5 – О6
Воздействие перед замером чередуется с отсутствием воздействия перед замером.
• Чередование может быть случайным и систематическим
• Обработка: (О1+О3+О5) и (О2+О4+О6)
Области применения:педагогическая психология («формирующий эксперимент»), социальная психология, клиническая психология, возрастная психология.
Достоинства и недостатки плана ДВС
Достоинства | Недостатки |
Дает информацию об естественно вариации признака (ЗП) – вывод о влиянии НП является более обоснованным | Недостаточный контроль внешней валидности (угрозы по Кемпбеллу) - взаимодействие предварительного тестирования и экспериментального воздействия, -эффект систематического смешения (взаимодействие состава группы и экспериментального воздействия) -реакция испытуемых на эксперимент |
Пример плана ДВС. Оценка эффективности рекомендаций психолога тренерам секции «Юный стрелок». Для повышения результативности выступлений на спортивных состязаниях рекомендовано использовать приемы релаксации.
Рис. Доэкспериментальный и квазизиэкспериментальный планы: различия в информативности.
Ex post-facto.Воздействие – некоторое реальное событие из жизни испытуемых.
(R) X O1
(R) O2
ЭГ – люди, подвергшиеся воздействию, КГ – люди, не испытавшие воздействия. Эквивалентность достигается: рандомизацией (если выборка велика) или попарным уравниванием: сходные индивиды – в разные группы.
Пример. Исследование посттравматического стресса. Сравнивается выборка перенесших стресс и выборка лиц, не подвергавшихся стрессу.