Iii. и.а.крылов. лисица и виноград.
II. Л.Н.Толстой. Лисица и виноград.
Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть. Она долго билась, но не смогла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелены еще».
III. И.А.Крылов. Лисица и Виноград.
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нём винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись,
А кисти сочные, как яхонты, горят:,
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдёт,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж1
На взгляд- то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь».
1. Различаются ли с точки зрения морально — этического содержания данные тексты? Поясните моральные выводы каждого произведения.
2. Сравните образ-иллюстрацию и художественные образы в данных текстах.
3. Определите, как создается эмоциональный фон (образ-переживание) в басне Крылова: укажите характер хронотопа, ритма, эпитетов, народной лексики.
Задания
Прочитайте рассказ А.Аверченко «Рассказ для «Лягушонка» и определите авторскую позицию данного художественного произведения.
Тема 2. Устное народное творчество как исток детской литературы
2.1.
Вопросы для обсуждения
Понятия «фольклор», «детский фольклор». Специфика фольклора: анонимность и безавторство, традиция и импровизация, устойчивость и вариативность, устное и письменное бытование.
Система жанров русского устного народного творчества.
Фольклор и ритуал. Место фольклора в системе традиционных обрядов.
2.2. Язык фольклора и поэтика малых фольклорных жанров
Вопросы для обсуждения
Психологический параллелизм как основа фольклорной
образности. Символика в русском фольклоре.
Ритм в фольклоре. Тоническая система стихосложения. Формы народного стиха.
Загадка как обрядовый жанр и форм а поэтического творчества. Метафора в загадках: происхождение и принципы организации. Виды загадок.
Художественная структура пословиц и поговорок.
Прибаутки как фольклорный жанр. Небылицы-перевертыши в фольклоре: приемы создания образов.
Эпитет в русском народном творчестве.
Задания
Установите символическое значение фольклорных образов:
Солнце, Земля, Ветер, Вода, Огонь, Месяц, Дерево, Петух, Ласточка.
Приведите примеры фольклорных жанров, в которых можно обнаружить данные древние представления.
Определите основу для переносного значения слов в следующих метафорах:
- Сто братьев в одну избушку соткнулись ночевать
- Маленькая собачка не лает, не …., а больно кусает.
- Платье потерялось – пуговка осталось.
- Висит сито, не руками свито.
Приведите примеры пословиц, художественную структуру
которых
образует прием:
антитезы
метонимии
аллегории
гиперболы.
Составьте словарную статью для Литературного справочника младшеклассников на тему: «Потешка», «Прибаутка», «Небылица», «Закличка», «Загадка», «Пословица», «Докучная сказка»
Тема 3. Детский фольклор: особенности жанров
Вопросы для обсуждения
Детский фольклор как форма коммуникативного поведения детей. Классификация детского фольклора.
Календарно-обрядовая поэзия в детском фольклоре. Игра и хоровод в системе календарных обрядов. Магический и этический смысл заклички, приговорки. Происхождение основных жанров детского фольклора:
- колыбельной песни - считалки
- пестушки - дразнилки
- потешки поддевки.
Страшилки как жанр детского фольклора. Культурно-исторические и психологические основы жанра.
Задания
Определите фольклорные жанры, указав жанровые признаки.
1. Ах, поет, поет
Головушка!
Ах, поет, пост
Молоденькой:
Молоденькой,
Хорошенькой,
Пригоженькой!
3. Лень - потягота,
Поди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.
2. Валяй, валяй. баба, каравай,
Пришел к бабе пономарь,
— Дай, баба, теста.
— Нет в печи места
– Шук, шук - полетели,
На головку и сели.
4. Радуга- дуга!
Унеси меня в луга,
Не тем концом,
Золотым кольцом
5. Ниточка, иголочка, 6. Ножки, ножки,
Синенько стеколочко, Бегите по дорожке
Рыба карась, Нарвите горошку
Ты убирайся!
7. Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота.
Кто ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки:
Топы, топы – по лавочке,
Цапы, цапы – за лапочки.
Определите характер фольклорной традиции в современной поэзии для детей.
И.Токмакова. Дождик. Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька, Лужу резал, резал„ Резал, резал, не разрезал, И устал, Перестал. |
Медведь. Как на горке — снег, снег, И под горкой - снег, снег, И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег, А под елкой спит медведь. Тише, тише... Не шуметь! |
Э.Мошковская
Приказ.
Кран,
Откройся!
Нос,
Умойся!
Глаз„
Купайся?
Грязь,
Сдавайся...
М.Яснов.
В лесной библиотеке.
Мышка-Под книжкой
С книжкой
Под мышкой.
Книжка–
-Под мышкой
Мышки
Под книжкой!
10 птичек — стайка.
В.Друк Из жизнеописания кошки Мурки. Мурка задумчиво в небо глядит: Может быть, там колбаса пролетит? Мысль, что бывают еще чудеса, Даже приятнее, чем колбаса. |
Пой-ка. подпевай-ка:
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — ловушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Эта — зяблик.
Эта — стриж.
Эта развеселый чиж.
Ну, а эта злой орлан.
Птички, птички — по домам
Н. Орлова
Что ревешь ты, самолет?
Может, заболел живот?
Может, у тебя не те
Пассажиры в животе?
3.2. Русские народные сказки.
Вопросы для обсуждения
Сказка как фольклорный жанр: происхождение, функции, свойства. Сказка и миф в русской традиции. Мифологическое мышление и его отражение в сказке. Понятие мотива, сюжета применительно к сказочным жанрам.
Сказки о животных. Система персонажей, сюжетный мотив, топика.
Волшебная сказка: хронотопы, морфология и структура. Происхождение образов волшебной сказки и «функции» (В.Я.Пропп) действующих лиц.
Бытовая сказка: типология героев, основные композиционные принципы, исторические корни бытовой сказки.
Кумулятивные сказки. Принцип кумуляции в традиционной культуре.
Сказитель и законы жанра. Медиативная роль сказочника. Устойчивые формулы русской народной сказки.
Сборники русских народных сказок и их составители. Деятельность А.Н.Афанасьева.
Задания:
Анализ односюжетных сказок в разной обработке (А.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, М. Булатов, Ч. Карнауховой и др.)
Сопоставление одной и той же сказки в разных изданиях.
Укажите сказки. в которых нашли воплощения данные сюжетные
мотивы:
А) нарушение завета одним из членов семьи, который отлучается
от дома
для выполнения какой-либо задачи.
Б) встреча с дарителем и получение волшебного средства для
выполнения исходной задачи.
В) чудесные превращения героев сказки.
Составьте в соответствии с картами Проппа схему сюжета сказки
«Перышко Финиста ясна сокола»
Подготовьтесь к рассказыванию русской народной сказки
Составление терминологического словарика, хрестоматии фольклора
Тема Сказки А.С.Пушкина в детском чтении.
Вопросы для обсуждения
«Детский» аспект восприятия творчества А.С. Пушкина
(по книге В. Непомнящего «Поэзия и судьба»— почему автор монографии называет поэта «самым детским гением нашей литературы» )
Фольклорная основа сказок А.С.Пушкина. Фольклорные аналоги и мотивы сказок поэта; фольклорные приемы создания образов.
Народно - поэтический стиль «Сказки о Медведихе» - -( как вы думаете, почему произведение осталось незаконченным?)
Авторское начало сказок А.С.Пушкина. Как в сюжетах сказок А.С.Пушкина воплощается авторская концепция человека и мира?
Позиция автора сказках — приведите примеры авторской оценки событий, персонажей. Какова их роль в раскрытии художественного смысла произведения.
Психологический «портрет» в сказках.
Психологический пейзаж в сказках.
Стихотворная организация сказок.
Характеристика названий сказок – отражение в названии идейно-эстетического смысла сказки.
Задания.
Прочитайте поэму «Руслан Людмила». Какие черты отличают ее от сказки? К каким сказочным мотивам обращается поэт в этом произведении? Выпишите из поэмы и сказок примеры стилизации фольклорного стиля.
Определите характер изменений фольклорной канонов, сравнив фрагмент русской народной сказки и его аналог в сказке А.С.Пушкина.
«Конек-Горбунок» П. Ершова как продолжение сказочных традиций А.С. Пушкина. Народные и литературные источники сказки. Социально-сатирические мотивы. Герои сказки. Волшебные образы. Композиция. Отзывы о сказке писателей и критиков. Сказочный мир и картина крестьянской жизни в сказке. Иван-дурак и детское простодушное восприятие мира.
Подготовьте материал к презентации темы «Сказки А.С. Пушкина в живописи и музыке».
Тема. Пейзажная лирика А.С. Пушкина в детском чтении.
Вопросы для обсуждения
Пейзажная лирика как вид лирического рода литературы. Способы выражения авторского сознания в лирике. Образ в пейзажной лирике и читательские умения младших школьников.
История создания стихотворений А.С.Пушкина: «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Няне», «Осень», «Птичка».
Природа в лирике А.С.Пушкина: художественная семантика образов.
Стихи-отрывки из романа «Евгений Онегин»: роль в художественной структуре произведения и характер образа природы в строфе(С привлечением материалов из книги Ю.М.Лотмана «Комментарий к роману «Евгений Онегин»).
Пейзажная лирика А.С.Пушкина: взаимодействие «формы» и «содержания».
Задания:
Н.В.Гоголь считал, что пушкинский эпитет «так отчетист и смел, что иногда один заменяет целое описание». Покажите, какое разнообразие оттенков заключает в себе эпитет поэта; поясните, например, строки: « пышное природы увяданье», «гусей крикливых караван». «сквозь волнистые туманы…»
Приведите собственные примеры.
Что вы можете рассказать о «киноленте видений» (К.С.Станиславский), которая возникает в воображении при чтении стихотворения «Уж небо осенью дышало..»
Составьте презентацию на тему «Няня в жизни и творчестве поэта».
Автобиографическая повесть Л.Н. Толстого «Детство»: Проблематика и поэтикаДетство Л.Н. Толстого. Значение эпохи детства в жизни героев Л.Н. Толстого и его самого. Детство – самое насыщенное и стремительное время в жизни человека.
Замысел романа «Четыре эпохи развития» («Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» 1857», «Молодость») и его воплощение. Повесть «Детство» в контексте автобиографической трилогии писателя.
Автобиографичность и собирательность образа главного героя Николеньки Иртеньева. Общая атмосфера, окружающая ребенка в дворянской семье. Чувство любви и счастья. Понятие семьи как дома, живущего общей жизнью. Место ребенка в семье. Столкновение ощущений ребенка с устоявшимся миром. Воссоздание бытовой и исторической обстановки детства. Ребенок и быт. Поэзия детства. Детство — «счастливая, счастливая, невозвратимая пора…».
Название глав повести — свойство «первооткрывателя» Николенькой жизни. Прослеживание Л.Н. Толстым шаг за шагом нового взгляда Николеньки на уже известные ему явления и людей. Незаданность времени в детстве. Время, исчисляемое насыщенностью или отсутствием впечатлений ребенка. Исследование писателем детства как обязательного этапа человеческого становления. Проблема вхождения человека в мир.
Воссоздание процесса душевной жизни. Радость как закон жизни, горести и тревоги – отклонение от него. Понятие естественного и неестественного в восприятии ребенка. Движение Иртеньева от признания радостей и гармонии как ее нормы в понимании жизни, как внешней и внутренней несправедливости мира. Развитие чуткости на несправедливость как основная черта характера главного героя.
Открытие мира через прикосновение к каждому его явлению. Широкий диапазон первых чувств познании мира, не омраченных равнодушием и привычками пожившего человека. Детство в книге, написанной взрослым человеком.
Двойной план повествования. Смешение чувств ребенка и взрослого, дающее полноту ощущения детства как наиболее цельной эпохи жизни человека. Плавный переход от сна к яви и наоборот — свидетельство гармонии души Николеньки с миром, его окружающим (гл.1, 15).
Очарование, уют и нежность отношений Николеньки и матери. Ненарушенная первозданность мира Николеньки — Бог, любовь, мать, музыка, охота. Окрашенность всего до конца хорошего в одинаковые цвета – «легкие, светлые и прозрачные» цвета детства.
Свобода мира чувств, эмоций, переживаний у ребенка, пробуждение самоанализа. Глубина психологического портрета Николеньки. Историография души. Одиночество человека, начинающего познавать жизнь самостоятельно: чуткая реакция ребенка на жест, мимику, слово окружающих. Внутренние монологи и реплики Николеньки как средство проникновения в душевный процесс освоения жизни. Самоанализ поступков и мыслей Николеньки, скрытых от взора и понимания взрослых (гл.16).
— Что смущает, оставляет неприятный осадок в душе Николеньки и одновременно остается незамеченным взрослыми в этом эпизоде?
«Обретение» личности самого себя, путь к другим людям как основа к «диалектике души». Миропонимание героя. «Диалектика души» как объект психологического анализа и как художественный метод. Единство внутреннего развития как основа «диалектики души».
Бесконечность однажды возникшего в жизни человека впечатления. «Диалектика души» — важнейший критерий движения человека во времени — и последующая толстовская концепция истории.
Первые критические оценки взрослого мира (гл.3, 10, 18). Детское свойство «не пропускать» через себя чужие страдания, оборачивающиеся жестокостью и раскаянием — «темные пятна» на страницах детских воспоминаний (гл.15).
—Как автор и сам Николенька оценивают поведение и мысли в этом эпизоде?
Первое истинное горе, прервавшее для Николеньки «созидание своего существования», первые взрослые чувства – приход к отрочеству (гл.19).
—В чем смысл вопроса, завершающего повесть?
Вопросы и задания:
1.Как сказалась христианская атмосфера и русские традиции дома Толстых в повести «Детство»?
2.К каким открытиям в душевной жизни человека пришел Л.Н. Толстой в повести «Детство»?
3.В чем видит писатель преимущество детского мировосприятия?
4.Законспектировать статью Н.Г. Чернышевского «Детство» и «Отрочество». Военные рассказы графа Л.Н. Толстого»