Индивидуальное поведение персонала организации

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГОУ ВПО «САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

В.А. Колосов

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Тексты лекций

индивидуальное поведение персонала организации - student2.ru

индивидуальное поведение персонала организации - student2.ru

Санкт-Петербург

Одобрено и рекомендовано к изданию Учебно - методическим советом Университета

Ш 87 (03)

Колосов В.А.Организационное поведение:Тексты лекций. / Университета ГА. С.-Петербург, 2011.

Издаются в соответствии с программой дисциплины "Организационное поведение" (объем 120 ч.).

Рассматриваются:

- особенности индивидуального и группового поведения персонала организации;

- процессы адаптации и мотивации персонала;

- коммуникативное поведение и этика деловых отношений;

- формирование и поддержание организационной культуры;

- управление поведением персонала при совместной деятельности;

- поведенческий маркетенг.

Предназначены для студентов очной и заочной формы обучения по направлению подготовки «Менеджмент», специализациям:

- управление авиационным бизнесом;

- производственный менеджмент;

- финансовый менеджмент;

- управление персоналом.

Составитель: Колосов В.А., канд. мед. наук., доцент, с.н.с.

Рецензенты: М.Н. Майор канд. филос. наук, проф.

С.В. Марихин канд. психолог. наук, доц.

(С) Университет гражданской авиации,

2011.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение в дисциплину ……………..…………………………………….4

2. Основные понятия …………………….…………………………………...4

3. Индивидуальное поведение персонала организации ………………….....6

4. Основы группового поведения персонала организации………………….8

5. Коммуникативное поведение в организации……………………………..14

6. Мотивация поведения персонала организации………………………….. 19

7. Руководство персоналом организации…………………………………....29

8. Адаптация персонала организации……………………………………..…34

9. Управление совместной деятельностью персонала организации…….....39

10. Процесс принятия решений в организации……………………..……….44

11. Поведенческий маркетинг персонала………………………………………48

12. Организационная культура…………………………………………….... 64

13. Этика делового общения персонала организации……………………...105

Литература…………..………………………………………………………...107

ВВЕДЕНИЕ

Менеджеры – люди, которые достигают целей с помощью других людей. Они принимают решения, распределяют ресурсы и направляют действия других, чтобы достигнуть целей организации.

Различают следующие функции управления: планирование, организация, руководство, контроль,оперативное управление.

В своей работе менеджеры применяют разлизные управленческие умения:

- технические умения - способность принимать специализированные знания, проводить и использовать экспертизу;

- человеческие умения - способность работать с людьми, понимать и мотивировать их как индивидуально, так и в группах;

- концептуальные умения - способность анализировать и диагностировать сложные ситуации деятельности.

Наряду с умениями следует различать их управленческие действия:

- традиционное управление- принятие решений, планирование и контролинг.

- общение- обмен информацией во всех формах.

- управление человеческими ресурсами- мотивирование, поддержание дисциплины, разрешение конфликтов, набор и обучение персонала.

- внешнее взаимодействие - контакты с социальной сферой, политика, мотивация деловых партнеров (клиентов) и лидерское поведение, межличност-ное общение и разрешение конфликтов с деловыми партнерами и некоторые другие области внешнего взаимодействия менеджера.

Объектомизучения дисциплины являются люди (индивиды, группы) в организации, а предметом - их поведение.

Организационное поведение может быть определено как область знания, стремящая понять и научиться предсказывать поведение людей (индивидов, групп) в организации, а также управлять ими (Ф.Лютенс).

Основными целями дисциплины являются:

- систематизированное описание поведения людей в организации(индивидов, групп) в различных возникающих в процессе труда ситуациях.

- объяснение поступков людей в определенных условиях деятельности организации, т.е. понимания причин лежащих в основе их поведения.

- предсказание поведения персонала организации.

- управление поведением персонала организации.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Организацияесть система отношений, объединяющая некоторое количество индивидов для достижения определенной цели (целей).

К существенным признакам организации относятся:

- наличие цели (целей);

- конкретное воплощение отношений власти;

- совокупность функциональных положений (статусов) и ролей;

- правила, регулирующие отношения между ролями;

- формализация значительной части целей и отношений.

Выделяют следующие виды социальной организации людей:

1. Формальная, имеющая следующие особенности:

- рациональна, т.е. в ее основе лежит принцип целесообразности;

- безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми регулируются только служебными связями, так как формальная организация подчиняется лишь функциональным целям.

В структуру формальной организации входят:

- система вертикальной зависимости;

- функциональная организация;

- штабная организация.

2. Неформальная, представляющая спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения персонала в организации.

Поведениерассматривается как присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) или внутренней (психической) активностью. Термин поведение применим как к отдельным индивидам, так и группам.

Применительно к людям поведение рассматривается как процесс взаимодействия индивида или группы с социальной средой, в которой они решают задачи и сознательно достигают поставленные цели.

Поведение проявляется в совокупности действий, поступков, высказываний и даже умолчаний при общении. В них проецируется нечто особенное свойственное только данному индивиду (группе) и отражает сущность их внутреннего мира.

Поведение индивида определяется его поступками.

Поступок- это поведенческий акт, социальное действие, значение которого (общественное и нравственное) осознается самим его совершающим и выражается в его определенном отношении к другим людям, к труду, к себе и т.д.

Как из действий складывается деятельность, так из поступков складывается поведение.

Организационное поведение персоналаформируется под воздействием основных взаимодействующих сил организации: людей (индивидов, групп), организационных структур, технологии производства, внешней (окружающей) среды.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Индивидуальное поведение, как известно, - проявление внутренней и внешней активности человека при взаимодействиях его с окружающей средой.

Активность – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно важных связей с окружающим миром.

Активация – состояние нервной системы, характеризующий уровень ее возбуждения и реактивности.

Ведущим компонентом в индивидуальном поведении является внутренняя активность, т.е. различные проявления психики человека как личности: восприятие и понимание объектов окружающего мира, оценка их и формирование отношения к ним, возникновение и активации внутренних мотивов, процессы целеполагания и планирования будущей практических изменений в окружающем мире и др.

Чтобы понять поведение индивида, необходимо, наблюдая за внешними проявлениями его активности, «расшифровать» их и понять, какие психические явления активизированы им при контактах с окружающим миром.

Психика - это внутренний мир человека, включающий сформированные в его сознании (подсознании) психические образы восприятия окружающей действительности - ее предметов и явлений, а также понимание их сути и отношений их человеку с учетом его потребностей.

Все многообразие психики принято называть психическими явлениями.

Психические явления - это различные формы проявления психики, ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма, его физиологических систем) воздействия.

Структура психики(психических явлений) включает в себя:

- психические процессы - динамические формы отражения окружающей действительности по типу «здесь и сейчас» (ощущения, восприятия, память, мышление, эмоции, чувства и воля);

- психические свойстваи качества личности - статические устойчивые психические явления, характеризующие индивидуальность конкретного человека (темперамент, опыт, направленность, характер, способности др.);

- психические состояния –уровень психической активности человека, фон на котором функционирует психика (активность, бодрость, пассивность, усталость и др.);

- психические образования - сложные формы отражения человеком окружающей действительности, включающие системно все ранее указанные процессы и ориентированные на решение специфических целей жизнедеятельности человека (его деятельность, поведение, общение и др.).

С помощью одних психических явлений, таких как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.

Другая группа психических явлений – это психические свойства и качества личности, определяющие устойчивые (статические) качества личности, постоянно проявляющиеся в психических процессах, и регулирующие его общение с людьми, непосредственно управляющие действиями и поступками. К таким свойствам и качествам личности относятся: свойства темперамента, черты характера, способности, потребности, мотивы, чувства и эмоции, склонности и интересы, опыт, знания и умения и др.

Психические состояния определяют функциональный уровень жизнедеятельности индивида, создают определенный фон психической активности, на котором реализуются познавательные, эмоциональные и волевые процессы. При этом свойства личности придают их течению качественный характер.

Психические образования наиболее сложные формы психики. Они сложны в своих проявлениях и трудны в объяснении их сущности. Особенно это касается таких психических образований как личность, поведение, деятельность, общение. Они являются предметом изучения не только психологии, но и других научных дисциплин.

Кроме того, понимая и объясняя те или иные проявления психики (внутренней активности), следует учитывать, что они представляет собой функцию и результат деятельности человеческого мозга, высшей его нервной деятельности.

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой довольно сложный психический процесс, как наблюдение, требующий активноговосприятия и внимания, в зависимости от объекта и условий наблюдения, его значимости для человека, может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Кроме того, если человеку по характеру его деятельности приходится систематически наблюдать, то те или иные его различные психические процессы и состояния, связанные с этим процессом, объединяются в одно целое, обобщаются и становятся относительно устойчивым психическим свойством его личности - наблюдательностью.

Воспринимая и оценивая поведение человека в различных жизненных и производственных ситуациях, наше внимание фиксирует прежде всего статические свойств и качеств личности: темперамент, характер, способности, ценностные ориентации человека, его потребности и мотивы, профессионально важные свойства и качества.

Профессионально важные свойства и качества- это те индивидуальные особенности личности, которые тесно связаны с ее профессиональной деятельностью в организации:

- особенности мышления;

- эмоциональная устойчивость в различных ситуациях;

- тревожность (личностная и ситуативная);

- самооценка, самоконтроль;

- ответственность;

- общительность (коммуникабельность) и др.

Наши рекомендации