Формирование личности в процессе социализации 1 страница

МВР

1. Основные функции, принципы и закономерности процесса воспитания.

2. Виды воспитания и их характеристика.

3. Методы воспитания и их характеристика.

Общая психология

1. Основные исторические этапы развития и становления психологической науки.

2. Психика человека, ее эволюция и структура.

3. Психологическая характеристика и сущность памяти.

4. Мышление как психический познавательный процесс.

5. Характеристика внимания как психического познавательного процесса.

6. Психологическая характеристика речи и речевой деятельности.

7. Психологическая характеристика воли и волевых процессов.

8. Сущность и психологическая характеристика эмоций и чувств.

9. Механизмы и средства социализации личности.

10. Сущность и психологические особенности способностей.

11. Сущность и психологические особенности темперамента.

12. Структура и психологические особенности потребностей и мотивов.

13. Сущностная характеристика личности и индивидуальности.

14. Сущность и психологические особенности характера как психологического феномена.

15. Психология. Определение, задачи и место психологии в системе наук о человеке.

Возрастная физиология и психофизиология

1. Онтогенез. Основные закономерности роста и развития организма человека.

2. Психофизиологическое созревание. Критерии психофизиологического созревания.

3. Нервная система: её структурно-функциональная организация и значение.

4. Возрастные особенности строения и развития головного и спинного мозга.

5. Формирование и развитие костной системы в детстве и юности.

6. Строение и возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

7. Развитие и возрастные особенности дыхательной системы у детей. Гигиена органов дыхания.

8. Особенности строения пищеварительной системы и ее возрастные особенности.

9. Характеристика и психофизиологические особенности возрастных этапов и кризисов.

10. Возрастные особенности деятельности эндокринной системы.

МВР

ТЕМА 1: «Теоретические основы воспитательного процесса»

Центральной категорией в педагогике выступает понятие о воспитании (буквальный перевод – вскармливание, питание ребенка). В России данный термин был введен И.И. Бецким – русским просветителем середины 18-го века. Воспитание выступает объектом изучения ряда гуманитарных наук, каждая из которых анализирует свой аспект:

▪ философия – формирует общие представления о ценностях воспитания;

▪ социология – изучает социальные проблемы развития личности и выявляет особенности социального заказа;

▪ этнография– рассматривает специфику воспитания народов мира в контексте исторического развития и современности;

▪ экономическая наука определяет роль воспитания в росте эффективности общественного производства;

▪ правоведение – занимается правовыми формами организации и функционирования воспитания;

▪ биология, физиология и генетика исследует наследственные особенности развития, влияющие на процесс и результат воспитания; психология выявляет объективные и субъективные предпосылки для ведения процесса воспитания;

▪ общая педагогика исследует сущность воспитания, его место в структуре целостного педагогического процесса.

Процесс воспитания в разные исторические периоды рассматривался исходя из социальных установок и актуальных задач общества. Чаще оно рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. Сегодня, в зависимости от рассматриваемого аспекта, сущность процесса воспитания выявляется из рассмотрения его как общественного явления или как педагогического явления.

Как общественное явление воспитание– это реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности – социализация молодежи. Социально-культурная традиция оказывает существенное влияние на формирование характера человека, стиля поведения, его ценностей, устремлений и интересов, т.е. образа жизни принятого в обществе. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений, оно рассматривается как один из приоритетов государственной политики. Необходимость подготовки производительных сил общества есть коренная социальная потребность, источник возникновения, функционирования и развития воспитания как общественного явления. Формы общественного сознания представляют собой духовную питательную среду воспитания. Политика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколения. Мораль и нравственность буквально с момента рождения человека становятся содержанием воспитания. Воспитание приспосабливает ребенка к определенной системе моральных норм. Право предполагает внедрение в сознание детей идей недоступности пренебрежения нормами нравственности. Наука ориентирует на постепенное овладение ребенком системой проверенных практикой знаний. Искусство формирует художественное понимание мира, порождает эстетическое отношение к жизни, творческий подход к общему развитию человека, оказывает содействие гражданскому и духовно-нравственному становлению личности.

Как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе: на формирование, развитие, саморазвитие и самовоспитание личности. Оно выступает как составная часть социализации. Образование ускоряет процесс развития и становления человека как личности.

Воспитание не может изменить унаследованные физические данные, врожденный тип нервной системы, состояние географической, социальной, домашней и других сред. Но оно способно оказать формирующее влияние на развитие путем социальной тренировки и упражнений (занятия спортом, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести коррективы в устойчивость природных наследственных особенностей.

Воспитательный процесс целостен, и каждый вид деятельности и общения формирует личность. Огромное значение для становления личности имеют природные задатки, способности и потребности воспитанника, нахождение в коллективе, общение со взрослыми. Деятельная природа ребенка не терпит однообразия и застоя, поэтому процесс воспитания должен сочетать умственную, физическую, творческую, развлекательную и исследовательскую формы деятельности.

Воспитательный процесс строится на взаимодействии педагога и воспитанника, где каждый осознает процесс и результат воспитания, что проявляется в их активности. Этот процесс предполагает целенаправленность воздействий на воспитанника – ориентированность на результат, который определяется позитивными качественными и количественными изменениями в личности воспитанника. К основным функциям воспитательного процесса относятся:

▪ диагностическая – диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

▪ организационная– организация учебно-воспитательной деятельности детей, суть которой в использовании положительных факторов для развития качеств ребенка, в отборе содержания воспитания, средств и условий социальной среды, в устранении и преобразовании негативных средовых влияний на формирующуюся личность;

▪ прогностическая– прогнозирование развития специальных способностей, обеспечивающих возможность применить воспитаннику свои силы в разных сферах учебно-познавательной и общественно полезной деятельности.

К закономерностям процесса воспитания относятся объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями. Среди них:

▪ внешние– характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий – социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. Цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.

▪ внутренние– характеризуют связи между компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами), характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников, эффективностью результатов воспитательного процесса.

Воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в непрерывном, целостном единстве. Эффективность воспитательного процесса зависит: от сложившихся отношений, от цели и соответствия ей действий, практики, условий воспитания, интенсивности самовоспитания, эффективности обучения. Чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется.

Принципы организации воспитательного процесса – это основополагающие положения, определяющие закономерности развития воспитательного коллектива и процессов управления воспитательной деятельностью всех участников этого процесса, а также особенности педагогического взаимодействия между ними. Все ниже перечисленные принципы организации воспитательного процесса дополняют друг друга и являются обязательными, в совокупности своих проявлений они выступают гарантией достижения социально значимых целей воспитания.

Принцип гуманизации – основан на отношении к человеку как высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Он был заложен в трудах Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Августина и др.

Принцип природосообразности – означает, что у формирующейся личности следует культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях, чтобы она ощущала сопричастность природе и социуму. Этот принцип занимал значительное место во взглядах Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А.Коменского, которые призывали воспитывать личность в соответствии с ее природными способностями и возрастными особенностями.

Принцип культуросообразности – означает, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, культуру конкретной страны. Он был впервые обоснован в трудах Д.Локка, который утверждал, что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Толстой дополнили этот принцип тем, что основа воспитания в единстве религии, быта, традиций и нравственности народа (принцип народности).

Принцип самоорганизации – определяет закономерности формирования и совершенствования организации воспитательной деятельности и воспитательного коллектива как самостоятельно функционирующих систем, имеющих свою специфику и конкретные задачи, достижение которых зависит от самих воспитателей и воспитанников.

Принцип развития – предполагает постоянную изменчивость воспитательного процесса, непрерывное совершенствование его от начальных организационных форм до вершин эффективного и продуктивного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками.

Принцип самодеятельности – ориентирует педагога и воспитанников на проявление инициативы и творчества как в организации воспитательного процесса так и в достижении максимального понимания, единства и сплоченности в совместном взаимодействии. Условие эффективности воспитания – самостоятельный выбор, осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности.

Принцип ролевого участия – требует от педагога и воспитанников выполнения определенных функций, возложенных на них обществом. Педагог выполняет роль организатора и руководителя деятельности воспитанников, ответственного за эффективность их развития и продуктивность овладения ими социокультурным опытом. Воспитанники выполняют роли, которые диктует им необходимость довериться воспитателю, опереться на его опыт и педагогическое мастерство.

Принцип ответственности – требует от всех участников воспитательного процесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности.

Принцип коллективизма – предполагает, что педагог и воспитанники функционируют как хорошо отлаженная во всех случаях эффективная система, в которой все стремятся помогать друг другу, готовы совместно преодолевать любые трудности, проявляют взаимную выдержку и терпение в интересах достижения поставленных целей.

Принцип психологического обеспечения – означает, что воспитание только тогда может быть продуктивным, когда для этого созданы и эффективно проявляются психологические предпосылки и высокий морально-нравственный климат.

Принцип дифференциации – основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников. Опора на этот принцип позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка, а для группы в целом, тогда ребенок в меньшей степени ощущает себя объектом воспитания, поскольку основные педагогические воздействия направлены не на него одного.

Принцип сознательности – предполагает осознание воспитанниками ответственности за цели и задачи, поставленные для осуществления практических взаимодействий, способствует проявлению их инициативы и творчества. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Принцип персонификации – предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.

Принцип толерантности – является необходимым компонентом взаимопонимания, уважения и терпимости молодежи разных стран, религий, профессий; предполагает формирование уважения к культуре и традициям собственного и других народов, воспитание гражданских качеств, приоритетов социальной адаптации.

Принцип исторической преемственности – подразумевает создание таких воспитательных систем, которые бы обеспечивали трансляцию базовых, социально значимых ценностей между поколениями.

При реализации принципов педагогу следует ориентироваться на следующие правила:

· уважать права и свободы воспитанника, доводить до его сознания цели воспитания;

· помочь воспитаннику освоить общественную, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне;

· работа в группе должна быть направлена на развитие каждого ребенка и учет его индивидуальных качеств, на ненасильственное формирование требуемых качеств, что возможно только при отказе от наказаний, унижающих достоинство воспитанника;

· успех работы с одним ребенком не должен влиять на воспитание других;

· поиск средств коррекции поведения воспитанника следует осуществлять во взаимодействии с ним;

· необходимо вести постоянный мониторинг эффективности воспитательного процесса для предупреждения негативных последствий в воспитании.

Среди принципов нет деления на главные и второстепенные, они равнозначны. Кроме этого они рассматриваются в целостном и неразрывном единстве, что подчеркивает их комплексность. Опора на принципы воспитания при разработке и реализации конкретных методик воспитательной работы позволяет корректировать отношения между личностью и группой, конкретным ребенком и взрослыми, между воспитанником и окружающей средой.

ТЕМА 2: «Виды воспитания»

Содержание данной темы рассматривается как индивидуальный отчет студентов по следующим темам реферативных работ:

1. Воспитательная функция религии.

2. Сущность, содержание и методы православной педагогики.

3. Виды воспитания (по выбору): умственное, физическое, трудовое, гражданское, экономическое, экологическое, правовое, нравственное, эстетическое.

ТЕМА 3: «Методы воспитания»

Методами воспитания называют пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания. Опыт показывает, что взаимодействие воспитателя с воспитуемыми может осуществляться по-разному, в частности путем:

• непосредственного влияния на учеников (убеждение, нравоучение, требование, приказ, угроза, наказание, поощрение, личный пример, авторитет, просьба, совет);

• создания специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые побуждают воспитанника изменить собственное отношение к чему-либо, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

• использования общественного мнения (референтной для воспитанника группы или коллектива — школьного, студенческого, профессионального), а также мнения значимого для него человека;

• совместной деятельности воспитателя и воспитанника (через общение и труд);

• обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта, осуществляемых в кругу семьи, в процессе межличностного или профессионального общения;

• погружения в мир народных традиций и фольклорного творчества, чтения художественной литературы.

Многообразие форм взаимодействия педагога и воспитанников обусловливает многообразие методов воспитания и сложность их классификации. В системе методов воспитания существует несколько классификаций, выделяемых по различным основаниям.

1. По характеру воздействия на личность воспитанника: а) убеждение, б) упражнение, в) поощрение, г) наказание.

2. По источнику воздействия на личность воспитанника: а) словесные; б) проблемно-ситуативные; в) методы приучения и упражнения; г) методы стимулирования; д) методы торможения; е) методы руководства; ж) методы самовоспитания.

3. По результатам воздействия на личность воспитанника выделяются методы: а) влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; б) влияющие на привычки, определяющие тип поведения.

4. По направленности воздействия на личность воспитанника методы воспитания делятся на: а) формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией; б) организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения; в) оказывающие помощь воспитанникам и направленные на оценку их поступков.

5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания – самовоспитания». Это методы воздействия: а) на интеллектуальную сферу (убеждение – самоубеждение); б) мотивационную сферу (стимулирование (поощрение и наказание) – мотивация); в) эмоциональную сферу (внушение – самовнушение); г) волевую сферу (требование – упражнение); д) сферу саморегуляции (коррекция поведения – самокоррекция); е) предметно-практическую сферу (воспитывающие ситуации – социальные пробы); ж) экзистенциальную сферу (метод дилемм – рефлексия).

Наиболее оптимальной представляется классификация методов воспитания, выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы: формирования сознания личности; организации деятельности и опыта общественного поведения; стимулирования поведения личности, методы оценки эффективности воспитательного процесса. Рассмотрим эти методы подробнее.

I.Методы формирования сознания личности.Эти методы применяются, чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира. Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего. Эти методы очень важны для формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения, ведь глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная учащимися идея облекается в яркие, волнующие образы. Общей особенностью методов данной группы является их вербальность, т.е. ориентация на слово, которое, будучи сильнейшим воспитательным средством, может быть обращено к сознанию ребенка особенно точно, и способно побудить его к размышлениям и переживаниям. Слово помогает воспитанниками осмыслить свой жизненный опыт, мотивы своих поступков. Однако само по себе словесное воздействие на воспитанника в отрыве от других методов воспитания недостаточно эффективно и не может сформировать устойчивые убеждения.Среди методов формирования сознания личности чаще всего используются:

убеждение – этот метод предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего, для чего целесообразно использовать разные жизненные истории, притчи, басни и другие образные способы сообщения знаний. Слушая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая полученную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Рассказ –этот метод преимущественно используется в младших и средних классах. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, формирует у них положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. К условиям эффективности применения данного метода можно отнести следующие: он должен соответствовать уже имеющемуся социальному опыту воспитанника; сопровождаться музыкальными, художественными иллюстрациями, изделиями народных умельцев, фотографиями и т.п.; он производит должное впечатление только тогда, когда применяется профессионально.

Объяснения– дляэтого метода характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснения сочетаются с наблюдением учащихся, с вопросами педагога к воспитанникам и наоборот, что способствует возникновению беседы.

Разъяснение – к этому методу прибегают, когда воспитаннику необходимо что-то разъяснить, сообщить о новых нравственных нормах, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Разъяснение применяется для формирования или закрепления нового морального качества или формы поведения, а также для выработки правильного отношения к определенному поступку, который уже совершен. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Этот метод требует глубокой мотивации при раскрытии смысла моральных понятий.

Внушение– этот метод используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение воздействует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, и характеризуется тем, что воспитанник некритично воспринимает педагогическое воздействие. Внушать — значит влиять на чувства, а через них — на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая себе вопрос: «Что сказали бы мне в этой ситуации учитель или родители?» Этот метод часто используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Увещевание – этот метод сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Педагогическая эффективность этого метода зависит от принятой воспитателем формы обращения к ребенку, его авторитета, нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Увещевание принимает форму похвалы, обращения к чувствам собственного достоинства, чести, или возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками и указания путей к исправлению. Педагог при использовании этого метода должен опираться на положительные эмоции воспитанника и указывать пути к исправлению негативного поведения, которое чаще всего бывает следствием незнания, неосведомленности.

Этическая беседа — это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Применение этого метода наиболее эффективно в период формирования у ребенка «картины мира» и зависит от ряда условий: очень важно, чтобы она имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, мнений, идей; нельзя допускать, чтобы она превращалась в лекцию; обсуждаемый материал должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Беседа отличается от рассказа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Только при опоре на реальный опыт воспитанников беседы на отвлеченные темы могут быть успешными. Очень важно, чтобы во время беседы не возник психологический барьер. Для этого беседа должна быть деловой, спокойной, без иронии и высокомерия.

Диспут — это живой горячий спор на разные темы, волнующие воспитанников (политические, экономические, культурные, эстетические, правовые). Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Для проведения диспута по заданной теме необходима предварительная подготовка, которая должна отвечать следующим требованиям: а) иметь отношение к реальной жизни школьников; б) быть по возможности простой для понимания; в) быть незаконченной, чтобы дать свободу для размышлений и споров; г) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием; д) предлагать учащимся на выбор варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя герой?» Чаще всего для организации диспута формулируется пять-шесть проблемных вопросов, требующих самостоятельных суждений и составляющих канву спора. Участников диспута заранее знакомят с этими вопросами, однако в ходе диспута от предложенной ранее логики можно отступить. Сам педагог должен занять позицию «стороннего наблюдателя», не навязывая своей точки зрения и не воздействуя на мнения и решения учеников, лишь помогая им дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию. В ходе диспута важно соблюдать этику спора: возражать по существу высказанного мнения, не переходить «на лица», аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать чужую. Хорошо, если диспут не завершается готовым, окончательным («правильным») мнением, поскольку это даст возможность ученикам совершить последействие, т.е. доспорить позже.

Пример — это воспитательный метод, дающий конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирующий сознание, чувства, убеждения воспитанников, активизирующий их деятельность. Он имеет исключительную силу. Суть данного метода состоит в том, что подражание, особенно в детские годы, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта. Иногда очень трудно определить черту и понять, где заканчивается подражание и начинается творчество. Часто творчество проявляется в своеобразном подражании. В педагогической практике в качестве примеров чаще других используются выдающиеся личности (писатели, ученые и др.), а также герои литературных произведений, кинофильмов. Пример взрослого (родителя, педагога, старшего товарища) может быть действенным только в том случае, если он пользуется авторитетом у детей, является для них референтной личностью. Целью любого воспитателя должно быть индивидуальное, своеобразное развитие каждой личности. Это возможно реализовать только в том случае, если пример стимулирует у учащихся развитие сознательного поведения, творческую активность и самостоятельность. Эффективность этого метода, как и других методов формирования сознания личности, зависит от систематичности и последовательности их применения.

II. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения.Эти методы рассматриваютсякак сердцевина воспитательного процесса, так как поступки характеризуют воспитанность личности. Методы данной группы направлены на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника. Они воздействуют на предметно-практическую сферу и направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. К таким методам относятся:

упражнения –их сутьсостоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результатом упражнений выступают устойчивые качества личности — навыки и привычки. Для их успешного формирования: упражняться надо начинать как можно раньше. Человек со сформированными привычками проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях: умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно оценивает их, учитывая позицию других людей. К качествам, основанным на сформированных воспитанием привычках, можно отнести выдержку, навыки самоконтроля, организованность, дисциплину, культуру общения. Эффективность применения метода упражнения зависит от следующих важных условий: его содержания, доступности и посильности, объема, частоты повторений, контроля и коррекции, личностных особенностей воспитанников, места и времени выполнения, мотивации и стимулирования. Адекватность упражнений спроецированному поведению – еще одно важное условие эффективности этого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки, поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями.

Наши рекомендации