Социально-психологического тренинга конструктивного взаимодействия и способов разрешения межличностных конфликтов среди студентов медицинского вуза
Социально психологический тренинг (СПТ) является областью практической психологии, использующей активные методы групповой психологической работы.
Социально-психологический тренинг входит в число, так называемых, активных методов обучения, которые используются в качестве альтернативны традиционным методам и формам обучения. С помощью традиционных методов нет возможности приобретения умений и навыков в различных областях знаний. В них, как правило, приобретаются только теоретические знания, и отсутствуют возможности их практического закрепления. В отличие от традиционных форм обучения в тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. В тренинге задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности. Единство этих паттернов в социально-психологическом тренинге расширяет индивидуальный репертуар действий личности.
Социально-психологический тренинг, в узком смысле, можно рассматривать как активные формы групповой работы, направленные на повышение коммуникативной компетентности личности. Данная цель реализуется в ходе тренинга через приобретение знаний в области межличностного общения, а также приобретения и закрепления коммуникативных навыков.
В ходе социально-психологического тренинга имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты. Это расширяет области применения групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает возможности. Социально-психологический тренинг в настоящее время является такой разновидностью психологической работы, которая показала свою эффективность и широко используется в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов.
Процесс проведения тренинговых занятий, если посмотреть на него с внешней стороны, представляет собой особым образом организованное взаимодействие объеденных групп людей, которое направляется и контролируется ведущим СПТ. Суть усилий руководителя (тренера) тренинга состоит в том, чтобы его участники посредством анализа своей внешней деятельности (организованного взаимодействия) исследовали умственную (внутреннюю) деятельность, которая, предшествуя этой внешней, осуществлялась в свернутом виде и определяла ее (внешней деятельности) характер и содержание.
С точки зрения процесса, осуществляемого во времени, группа СПТ проходит в своем развитии определенные этапы, которые характеризуются конкретным психологическим содержание. Наблюдаемая фазовость в развитии трениговых групп, соответствующая изменениям качественных психологических характеристик группы, является своеобразным индикатором, сигнализирующим руководителю о необходимости смены стратегии, тактики, психотехнических приемов, адекватных наличному этапу группового развития.
По нашему мнению, останавливаться подробно на раскрытии каждой фазы тренинга не представляется необходимым, так как они детально описаны в ряде работ И.В. Вачков, Г.И. Марасанов, Т.В. Зайцева и др. Целесообразнее дать краткую характеристику фаз развития групп СПТ и описать конкретные методы и психотехнические приемы, которые использовались нами на каждой из них.
Первая фаза — фаза «разминки».В ходе этой фазы необходимо запустить групповые процессы, наладить процесс межличностных отношений в группе. На этой фазе ведущим тренинга решаются следующие задачи:
- снятие тревоги и побуждение участников к действию;
- создание благоприятного психологического климата, настройка участников на совместную работу.
Фаза разминки начинается с первого общения ведущего с членами группы по поводу предстоящего цикла занятий по программе СПТ. В ходе первой встречи обычно сообщается цель занятий, задачи, стоящие перед участниками, вырабатываются правила группового поведения, обсуждаются процедурные и методические аспекты, задается общая, объединяющая все дни работы, тема тренинга, позитивная мотивация к данной форме работы, разъясняется связь решаемых в ходе тренинга задач повседневной деятельности студентов.
На данной фазе для ведущего группы важны следующие моменты:
• нужно помнить, что каждый участник группы пришел с определенными ожиданиями, чтобы они стали очевидными фазу разминки надо начать с обсуждения ожиданий каждого участника;
• при работе нужно ориентироваться на личностные качества участников группы;
• делать акцент на наблюдении за невербальным поведением;
• обязательно проводить обсуждение источника напряжения в группе, если таковой имеется;
• напряжение участников очень хорошо проявляется в фазе молчания, тренеру нужно уметь дифференцировать конструктивное и неконструктивное молчание, лучше выждать, чтобы группа сама начала действовать.
В фазе разминки используют разогревающие упражнение, направленные на снятие тревожности и установление положительной эмоциональной атмосферы в группе.
Фаза «активизации»направленанасоздание атмосферы доверия в группе, чтобы каждый участник чувствовал свою необходимость в группе. На этой фазе ведущим тренинга решаются следующие задачи:
- приведение группу в оптимальное состояние для тренинга;
- создание атмосферы доверия и контакта.
В ходе этой фазы идет ориентация в содержании предложенной формы совместной деятельности. На поведенческом уровне это проявляется в выжидательности участников тренинга, боязни брать на себя инициативу, в попытках предложить свое продолжение занятий, которое быстро сменяется проверкой реакции на свою активность со стороны других членов группы. Фактически участникам тренинга предлагается отказаться от стереотипов и поэкспериментировать с новыми формами поведения. Решится на это трудно. Поэтому с первого занятия предметом особой заботы руководителя СПТ является развитие в группе атмосферы максимального психологического доверия. На данной фазе тренинга эта часть его деятельности связанна с развитием усилий в направлении лучшего познания всеми участниками друг друга.
Основные характеристики фазы активизации.
1. Хорошо проявляются процессы резонирования: тревога тренера — тревога участников, шутки тренера — шутки участников. Важно сохранять умеренность. Тренеру не стоить увлекаться чем-либо, активность должна заражать, но тренер не должен быть подавляющим. Его активность должна сопровождаться откликом группы.
2. В группе могут развиваться процессы, включающие глубинные пласты личности. Так же появляется желание быть откровенным и в тоже время оно сопровождается страхом быть непонятым, отвергнутым. Тренер должен быть эмпатичным.
Характерны следующие типы поведения участников в фазе активизации: шутник; молчун — можно разговорить их приемом рассказа по кругу; экспансивный; сопротивляющийся — а зачем это надо, какая польза от этих игр. Такое поведение часто встречается у участников, уже имеющих представление об СПТ, важно их выявить, но не пытаться доказать им необходимость упражнений, это происходит в процессе групповой динамики. Сопротивляющиеся, как правило, люди, имеющие страх перед раскрытием. Как правило, чуткие, с глубокими внутренними проблемами, имеющие отрицательный опыт раскрытия.
Тренеру важно дать понять каждому участнику его важность присутствия в группе, каждый должен чувствовать свою индивидуальность, очень опасна обезличинность.
Важной стороной фазы активации является связь со стремлением участников СПТ разобраться в том, каким образом содержание их деятельности на занятиях в группе тренинга связанно с их практической повседневной деятельностью общения и может ее оптимизировать. В связи с этим ведущий должен предложить приемы и методы, с помощью которых можно было бы ориентировать членов тренинговой группы в этой проблеме и сблизить их ценностные ориентации относительно конструктивных видов общения в различных, в том числе конфликтных, ситуациях.
Для этого применяется, как правило, групповая дискуссия, которая становится стержнем фазы активации. Благодаря особым образом построенному обсуждению проблемы в форме дискуссии в сознании студента посредством сравнения социальных установок (собственной и оппонентов) по теме дискуссии, возникает затруднение в плане аргументации своей позиции. Это приводит к сомнению в ее правильности и поиску способов выхода из создавшегося положения, когда имевшееся ранее когнитивное «равновесие» оказывается нарушенным.
Не найдя ответов, исходя из собственной системы установок, ценностей, взглядов, студент вынужден обращаться к опыту других людей. Не смотря на первичное неприятие их позиции в дискуссии, «пропуская через себя», осознавая и подвергая конструктивной критике каждый аргумент, высказанный оппонентом в защиту определенного способа поведения в конфликте, студент как правило, находит ответы на интересующие его вопросы и полностью или частично принимает позицию и социальные установки оппонентов, производя коррекцию собственных. Данные психологические механизмы изменения установок можно обозначить как механизм «осознанного сравнения и присвоения».
Кроме него в дискуссии заключен еще один подобный механизм. Он условно называется механизм «оттаивания». В условиях дискуссии достаточно легко изменения позиции одного из членов группы, чтобы другие убедились в возможности и безопасности изменения и свое позиции, К. Левин назвал это «оттаиванием». Участники обсуждения уже не боятся менять свои установки, взгляды, мнения. Поэтому «замороженная» социальная установка «оттаивает» и может быть подвергнута коррекции. Новая же точка зрения, выработанная сообща, становится групповой нормой, регулирующей поведение студентов в конфликтных ситуациях.
На фазе активации существуют приемы активизации участников группы, с помощью которых можно достигнуть задач, стоящих перед группой на данной фазе:
1. Стимулирование высказывания участниками группы своих страхов и тревог. Тренер должен помогать этому, важно, чтобы ни один участник не остался с тревогой.
2. Тренер должен объяснять участникам важность взаимных отношений, обращений друг с другом, все опосредованные коммуникации сделать прямыми. Важно дать понять, что все члены группы тревожатся, переживают, хотят что-то получить. Если ведущему удастся подвести общий знаменатель под психические состояния участников группы, он объединит группу.
3. Мотивирование участников группы к отражению своих чувств. Обращение к группе с вопросами: «Кто из членов группы готов высказаться?», «Что он переживает в данный момент?», «Что вы думаете и чувствуете?», «Поделитесь своими мыслями?».
4. Нужно отслеживать групповую динамику и выявлять моменты, когда нужно сбить ненужный темп и расслабить группу.
Поскольку фаза разминки небольшая по объему и содержанию, и также она плавно перетекает в фазу активизации, то зачастую для характеристики СПТ в целом, фазы разминки и активизации рассматриваются как первый этап процесса СПТ.
Выделяют следующие критерии успешной активизации в группе:
- появляется взаимное доверие и раскованность у участников группы;
- становится очевидным процесс смещения акцента с собственного говорения участников группы на слушание другого;
- участники хотят активно работать, появляется интерес, что будет дальше.
Задачи фазы активизации считаются выполненными, если:
- сложилась групповая иерархия;
- определись лидеры, активизировался процесс лидерства;
- сложилась атмосфера активного обмена мнениями и чувствами;
- каждый участник обрел свою позицию и чувствует, что он у дел;
- преобладает позитивное настроение;
- сложилась коммуникативная система.
Фаза «лабилизации» (конфронтации)направленанакоррекцию самооценки личности.
Одной из существенных характеристик группы СПТ в данной фазе является стремление ее участников к самоутверждению. Сначала участникам тренинга необходимо показать, что их знания и навыки не способствуют решению актуальных задач, поставленных в ходе тренинга. Осознание участниками неадекватности привычных форм и моделей поведения вызывает переживание гаммы чувств: тревога, уныние, неверие в свои способности. Далее тренер предлагает участникам новые приемы поведения, которые позволяют эффективно решать поставленные задачи и достигнуть цели тренинга.
На этой фазе происходит не только осознание неадекватности привычных форм поведения, но и осознание участниками группы неадекватности представлений о самих себе.
Лабилизация — это эмоциональная встряска личности, переживание многообразия чувств, которое возникает вследствие осознания личностью неадекватности привычных форм поведения и неадекватности представлений о самом себе.
Конфликт между возникшим новым пониманием себя и сложившимися представлениями о себе вызывает переживания, которые могут иметь диапазон от легкой тревоги до панического страха, кроме того он может порождать чувство стыда, вины, разочарования, раздражения, агрессии, неуверенности, беспомощности.
С точки зрения личностно-оринтированных тренингов лабилизация является основой или запускающим механизмом, способствующим развитию и изменению личности.
Обычно личность не хочет лабилизации, защищается от нее. Первые действия индивида будут импульсивными (часто аффективно-агрессивными), за ними стоит неуверенность в себе.
Содержанием лабилизации чаще является страх за свою репутацию в глазах других участников группы. Эффект лабилизации тем больше, чем он неожиданней, чем более остро обозначены грани внутриличностного конфликта, а также чем больше существующий страх перед изменением своего «Я» образа.
Лабилизация вызывает скрытый конфликт между желанием быть активным и в то же время не показать своих слабостей. В ходе тренинга эффект лабилизации зависит от степени активности участников группы, от атмосферы доверия в группе, от незаметности подготовки лабилизирующего упражнения. О самом процессе лабилизации тренер не говорит, он просто указывает, что участник может пережить в ходе работы в группе неприятные моменты, увидеть себя с неизвестной, негативной стороны. Ведущий проговаривает, что изменение поведения всегда болезненно. О самом процессе лабилизации никогда не рассказывается, это профессиональное знание тренера. Если у участника группы возникает потребность индивидуально поговорить с ведущим - надо дать ему эту возможность. Сама группа — лучший психотерапевт. Любая группа психотерапевтичней любого ведущего.
Каждый отдельный член группы переживает лабилизацию гетерохронно, т.е. индивидуально в свой момент. Можно назвать эту фазу фазой агрессии, конфликта. Для некоторых участников лабилизация отсутствует. Есть программы, которые не включают её, но часто само воздействие группы является лабилизирующим.
Важным механизмом лабилизации является механизм подражания или заражения.
Группа лабилизируется, если лабилизация охватывает сначала наиболее влиятельных членов группы. Но если они легко справились с этим, это может вызвать эффект подражания и снизить интенсивность процесса у других. Нужно помнить, что без лабилизации снижается эффект тренинга. Интенсивная и короткая лабилизация дает максимальный эффект. После лабилизации возникает чувство облегчения, в последующем к ней относятся спокойней.
На этой фазе в своей работе тренер реализует механизм «активной межличностной обратной связи». Его суть состоит в том, что каждый студент – участник СПТ имеет возможность как бы со стороны увидеть свои поступки, действия, мимику и пантомимику, в результате активной обратной связи со стороны участников группы или через видеозапись.
Таким образом, развитие фазы «лабилизации» приводит к возникновению более высокого уровне доверительности в общении, к участникам тренинга возвращается ощущение стабильности и связанно это со структурирования группы. Регулярное получение такой информации, ее интерпретация и переживание побуждают студентов корректировать свои установки и поведение в конфликтных ситуациях.
Фаза «структурирования и интеграции» направленанасоздание групповой общности со своей структурой взаимоотношений, определенными симпатиями и антипатиями, эмоциональными и интеллектуальными связями.
На этой фазе проявляются некоторые общие для группы характеристики, разделяемые и осознаваемые всеми членами группы. Это выработанные в ходе занятий собственные нормы отношений и групповые ценности. Совокупность присущих группе характеристик, переживаемых большинством участников как своеобразное «мы-чувством», в свою очередь, оказывает еще большее сплачивающее воздействие на участников СПТ.
Ролевые игры становятся на данном этапе ведущим методом проведения занятий СПТ, оттесняя на второй план групповые дискуссии.
На этой фазе чем лучше ранее удалась лабилизация, тем выше позитивный эффект этого этапа тренинга.
На фазе «структурирования и интеграции» существуют упражнения, с помощью которых можно достигнуть задачи, стоящей перед группой на данной фазе:
1. Демонстрируется образец поведения, которое считается правильным или целесообразным, но не указываются условия и границы правильного поведения.
2. Демонстрируется образец правильного поведения и одновременно оговариваются границы правильного поведения. Упражнение повторяется с последующей критической оценкой.
В завершении описания данной фазы можно отметить еще одно изменение качественного состояния группы – переход к безоценочному восприятию. Связанно это с общим «потепление» отношений в группе, с обретением уверенности в своих силах и с развитием умений более точно проникать в суть изучаемых процессов и явлений.
Фаза окончания направленана тренировку новых навыков поведения и выбор старост групп (в нашем случае).
На этой фазе целесообразно проводить следующие типы упражнений:
1. Сухие упражнения — разучивание приема под контролем тренера и всей группы, «вот так надо делать».
2. Полусухие упражнения — предложенное упражнение сначала выполняется под контролем ведущего, а затем закрепляются в двойках, тройках, но без видеофиксации.
3. Мокрые упражнения — упражнения, которые проводятся с отдельными участниками или со всей группой с видеофиксацией (если возможно), и последующим групповым анализом и обсуждением его успешности.
При подборе и проведении упражнений надо идти от простого к сложному, от сухих к мокрым упражнениям. Нецелесообразно предлагать групповое видеофиксированное упражнение, не освоив сухих и полусухих упражнений.
Тренер предлагает выполнение упражнений по определенным правилам, повторяя их до формирования устойчивого навыка, нужно добиться того, чтобы каждый участник мог выполнить прием или правило по заказу.
Образно говоря, фаза окончания — это период обучения в спортивной тренировке, а также содержательный и эмоциональный итог тренинга. Данная фаза наступает, когда выполнены цели и задачи, поставленные в группе.
Какими же новыми психологическими параметрами обладает группа на рассматриваемой фазе?
Прежде всего, это новые оттенки в стиле общения и поведения студентов, как в конфликтных ситуациях, так и в ситуациях обычного повседневного взаимодействия: высокая степень предусмотрительности и внимания друг к другу, высокий уровень взаимопонимания и четко выраженная установка на компромисс и сотрудничество.
Другим важным качеством группы становится высокая проницаемость участников тренинга для конструктивной критики. Существенной характеристикой группы является принятие всеми ее членами в качестве цели тренинга совместной учебно-познавательной деятельности, которая направлена в конечном итоге на повышение компетентности в общении и развитии у студентов навыков конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Появление у группы тренинга психологических переменных, дающих возможность видеть в ней сообщество, в котором отношения близки к коллективистским, позволяет сместить центр усилий руководителя СПТ из области развития групповых процессов в область постановки задач (адекватным целям обучения) и комментирования решений.
На данной стадии СПТ, как правило, предлагаются упражнения, направленные на укрепление сплоченности группы, на закрепление положительного эмоционального статуса группы, на возможность эмоционально отреагировать по поводу групповой работы.
При планировании занятий необходимо помнить об индивидуальных темпах созревания групповых процессов и необходимости корректировки программы, исходя из реального процесса групповой динамики.
Вместе с тем, результаты формирующего эксперимента доказали эффективность разработанной и изложенной далее программы социально-психологического тренинга.
Глава 3. ПРОГРАММА