Г. Мурманск, тренеры А.Валамин, Е.Бочкарёва)

В программе 2 ступени Московского Гештальт Института

…Работа в учебных «тройках» в межсессионный период является обязательной составной частью эффективного обучения гештальт-терапии. Важно отметить, что «тройки» становятся действенным способом совместного и взаимного обучения лишь тогда, когда соблюдаются определённые условия. К ним необходимо отнестись со всей возможной ответственностью =)).

1. «Тройка» изначально подбирается не по принципам возникшей симпатии, предшествующих приятельских (тем более – дружеских!) отношений, представлений о «взаимно подходящем» профессиональном или интеллектуальном уровне, либо (худший вариант!) на основании опыта предшествующего консультирования одного участника другим. Тройка подбирается, просто учитывая территориальную близость участников и иные факторы «удобного» сбора.

2. «Тройка» собирается регулярно, достаточно часто (в идеале – раз в неделю) и в полном составе, участники не используют время сбора для «дружеской встречи». По крайней мере, «нерабочее» личностно-коммуникативное пространство по времени располагается строго после, а не до работы в «тройке».

3. «Тройка» преодолевает практически неизбежные при долгосрочной совместной работе явления взаимного негативного переноса (самостоятельно и с помощью куратора), проявляющиеся, чаще всего, во взаимных претензиях, раздражении друг другом, обесценивании, обидах, ревности и т.п. Способность к сохранению своей «тройки» и способность профессионально работать в ней, независимо от уровня ситуативного межперсонального напряжения – один из важнейших показателей состоятельности развивающегося гештальт-терапевта. Более того, отсутствие межличностного напряжения в длительно работающей «тройке» является признаком скорее не коммуникативного благополучия, а выраженности и непреодолённости психологических защит участников.

…Важно ещё раз подчеркнуть, что, хотя в реальности абсолютное следование вышеуказанным рекомендациям оказывается практически невозможным, следует всячески стремиться к этому. Работа в постоянной учебной мини-группе (т.н. «жизнь в тройке») является «прямой моделью» долгосрочных отношений формирующегося терапевта в малых социальных системах (собственная семья, лидируемая клиентская группа, долгосрочные отношения с клиентом, поле «организация - клиент»). И именно тем, насколько устойчив и жизнеспособен обучающийся терапевт в данных системах (опосредованно – в своей «тройке») будет, в значительной степени, определяться в дальнейшем его профессиональная и социальная состоятельность. Состоятельность профессионала, способного строить и сохранять активные и продуктивные отношения даже с тем социальным полем, которое не поддерживает его личные нарциссические, зависимые, либо аутистические ожидания.

Ход работы в «тройках» и возникающие затруднения могут (и должны) обсуждаться с куратором программы (либо очно, либо по телефону и электронной почте), при необходимости куратор может быть приглашён в качестве супервизора непосредственно на очередную встречу «тройки».

Наиболее общие рекомендации по работе в «тройках» выглядят следующим образом:

1. Учебная сессия длится примерно 20 мин. За время встречи проводится 3 таких сессии, т.е. каждый участник «тройки» последовательно оказывается в одной из трёх позиций: «терапевт», «клиент», «наблюдатель». Обратная связь «терапевту» от «наблюдателя» даётся в течение 3 – 5 мин., не более. Соблюдение временных границ – важный фактор обучения в «тройке». Между сессиями рекомендуется делать перерыв 3-5 мин.

2. Особо важным является «тренинг наблюдательской позиции». «Наблюдатель» никак не вмешивается в ход сессии, в т.ч. косвенно – своими эмоциональными реакциями. Он располагается таким образом. чтобы не мешать контакту даже «фоном своего телесного присутствия» Функция «наблюдателя» - дать после сессии короткую, максимально объективизированную («то, что видел, а не то, что считаю») обратную связь терапевту. «Наблюдатель» избегает оценок и произвольных интерпретаций работы терапевта, тем более – «конкуренции» с ним, проявляющейся в высказываниях по поводу того, что терапевту следовало бы делать. Наблюдатель не обращается в ходе обратной связи к «клиенту» (исключением может быть только очень краткая безоценочная эмоциональная обратная связь в случае сильной «задетости» наблюдателя материалом клиента).

Сказанное выше особенно важно на первых этапах работы в «тройках». В этот период особенно важна атмосфера взаимной поддержки в тройке. Лишь в дальнейшем, на продвинутых этапах обучения, с возникновением необходимости осваивать уже супервизорские навыки, «наблюдатель» начинает вносить коррективы в специфику своей обратной связи (не обсуждаемые в данном тексте).

3. Содержание сессии (клиентские «фигуры», темы), безусловно, может быть любым. Терапевт также не связан жёстко каким-либо «методическим планом» относительно сессии. Однако предлагается, по крайней мере, в первый год обучения, что терапевт использует свою сессию для «тематической» отработки знаний и навыков, полученных в предшествующей трёхдневке.

Подготовил А. Валамин,

тренер Московского Гештальт Института.

Наши рекомендации