Бланк для ответов копинг-теста
Копинг-тест Лазаруса
Описание методики
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Теоретические основы
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Процедура проведения
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Обработка результатов
1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:
§ никогда – 0 баллов;
§ редко – 1 балл;
§ иногда – 2 балла;
§ часто – 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
§ 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
§ 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
§ 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Ключ
§ Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
§ Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
§ Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
§ Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
§ Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
§ Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
§ Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
§ Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Интерпретация результатов
Описание субшкал
1. Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
2. Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;
3. Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
4. Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;
5. Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
6. Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
7. Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
8. Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Бланк для ответов копинг-теста
Оказавшись в трудной ситуации, я ... | никогда | редко | иногда | часто | |
... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге | |||||
... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | |||||
... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | |||||
... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | |||||
... критиковал и укорял себя | |||||
... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | |||||
... надеялся на чудо | |||||
... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | |||||
... вел себя, как будто ничего не произошло | |||||
... старался не показывать своих чувств | |||||
... пытался увидеть в ситуации что-то положительное | |||||
... спал больше обычного | |||||
... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | |||||
... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | |||||
... во мне возникла потребность выразить себя творчески | |||||
... пытался забыть все это | |||||
... обращался за помощью к специалистам | |||||
... менялся или рос как личность в положительную сторону | |||||
... извинялся или старался все загладить | |||||
... составлял план действии | |||||
... старался дать какой-то выход своим чувствам | |||||
... понимал, что сам вызвал эту проблему | |||||
... набирался опыта в этой ситуации | |||||
... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | |||||
... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | |||||
... рисковал напропалую | |||||
... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | |||||
... находил новую веру во что-то | |||||
... вновь открывал для себя что-то важное | |||||
... что-то менял так, что все улаживалось | |||||
... в целом избегал общения с людьми | |||||
... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | |||||
... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | |||||
... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | |||||
... отказывался воспринимать это слишком серьезно | |||||
... говорил о том, что я чувствую | |||||
... стоял на своем и боролся за то, чего хотел | |||||
... вымещал это на других людях | |||||
... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации | |||||
... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | |||||
... отказывался верить, что это действительно произошло | |||||
... я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | |||||
... находил пару других способов решения проблемы | |||||
... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | |||||
... что-то менял в себе | |||||
... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | |||||
... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | |||||
... молился | |||||
.. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | |||||
... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему |
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.