Коэффициенты ранговой корреляции по всем учебным группам
№ учебной группы | Коэффициенты корреляции |
I | 0,62 |
0,7 | |
0,68 | |
0,56 | |
0,68 | |
0,72 | |
Средние данные по всему контингенту испытуемых | 0,66 |
Как видно, средний коэффициент корреляции по всем учебным группам оказался равным 0,66 и значимым при р ≤ 0,001. Как отмечает А. Анастази, для того, чтобы правильно интерпретировать величину этого коэффициента, необходимо учитывать форму зависимости между тестом и критерием. В данном случае некоторое снижение величины коэффициента конструктной валидности связано с тем обстоятельством, что трудно считать линейными шкалы экспертных рангов, которые строятся на основе субъективных оценок.
В целом же данный коэффициент валидности статистически значим на высоком уровне, и это позволяет нам говорить о том, что применение опросника не менее эффективно, чем и применение экспертного метода.
Как известно (А. Анастази), для проверки стабильности показателей теста (т.е. его ретестовой надежности) или опросника по истечении определенного периода времени на том же самом контингенте проводится повторное испытание. Такое испытание опросника проводилось через шесть месяцев и было направлено на выяснение двух аспектов временной стабильности показаний опросника:
1. Будет ли сохраняться среднее групповое количество баллов, которое набирают испытуемые в «автономной» и «зависимой» группах?
2. Насколько стабильно индивидуальное количество баллов, которые набирает каждый испытуемый по опроснику?
При повторном испытании средний балл по группе «автономных» составил Xа = 11,62 при σа2 = 4,88; для группы «зависимых» Хз = 9,1 при
σз2 = 4,4. По t-критерию Стьюдента различие между этими двумя групповыми средними показателями статистически значимо на уровне р ≤ 0,01. Различия между баллами, которые набирали испытуемые группы «автономных» в первом и втором предъявлениях, несущественны. Так же несущественны эти различия и для группы «зависимых».
Некоторое расхождение групп по среднему баллу (между первым и вторым предъявлениями в каждой из типологических групп) можно объяснить тем, что при первом предъявлении испытуемые заполняли опросник, состоящий из 73 утверждений, а второй вариант опросника содержал 18 отобранных утверждений; между тем из психодиагностики хорошо известно, что на стабильность ответов оказывает влияние форма, порядок расположения утверждений, а также их количество (Прыгин, 2003). Все эти данные позволяют утверждать, что выделенные с помощью опросника типологические группы имеют хорошую временную устойчивость.
Для того чтобы проверить стабильность индивидуального количества баллов, набираемых каждым из испытуемых, был подсчитан общий коэффициент ранговой корреляции между первым и вторым предъявлениями опросника для всех 80 испытуемых. Этот коэффициент оказался равным 0,63, то есть достаточно высоким и значимым на уровне р ≤ 0,001.
Имея показатели ретестовой надежности и внутренней однородности, представляется возможным математически проверить наше предположение о том, что «автономность-зависимость» является устойчивой личностной характеристикой субъекта деятельности. E. Howarth в своей работе (1978) приводит формулу для вычисления индекса μ, по величине которого можно судить, является ли тестируемая характеристика стабильным личностным качеством или она характеризует состояние субъекта в данный момент (тестирования). Например, тревожность как стабильная черта личности или как ситуативная характеристика.
T.R.F. Oaster (1982) приводит количественные данные для индекса μ, по которым можно отличить устойчивые характеристики личности от ситуативных. Если μ находится в пределах от 0,4 до 0,7, то данный тест определяет ситуативную характеристику индивида; при μ, равном 0,1 – 0,2, тест определяет стабильную личностную характеристику.
Индекс μ вычисляется по формуле:
, (4)
где к – показатель ретестовой надежности теста; н – коэффициент внутренней однородности (согласованности) теста.
Для нашего опросника: к = 0,63, н = 0,70; следовательно, μ = 0,1. На основании этого мы можем утверждать, что «автономность» является стабильной личностной характеристикой субъекта деятельности.
Важным этапом валидизации нового опросника, согласно Ю.З. Гильбуху, является определение так называемой первичной или непосредственной валидности. Она устанавливается путем внутренней валидизации теста или опросника; последняя же включает в себя два типа валидности: внешнюю и имманентную.
Внешняя валидность – это то впечатление, которое создается у людей при знакомстве с предъявляемым тестом или опросником. Как было указано выше, перед заполнением опросника мы ориентировали испытуемых на то, что данный опросник выявляет «особенности их деятельности»; следовательно, нам было важно, чтобы внешнее впечатление о стимульном материале совпадало с нашей версией. Для установления и проверки этой валидности мы обратились к нескольким преподавателям с просьбой письменно изложить свое мнение о характере предъявляемых утверждений (был предъявлен опросник без инструкции и с ответами, характерными для «идеального автономного» субъекта).
Как правило, высказанные мнения близко совпадали с понятием типа деятельности. Наиболее характерный ответ (данный преподавателем биологии) был следующим: «...Прочитав анкету еще раз, пришла к выводу, что по этой анкете можно больше судить о типе выполнения деятельности (выделено самим преподавателем. – Г.П.), чем о характере человека...»
Имманентная валидность устанавливается группой подготовленных специалистов, которые оценивают реальное содержание утверждений, включенных в опросник. Иначе говоря, они устанавливают, насколько эти утверждения соответствуют тем признакам, которые являются основными в определении исследуемого психологического феномена. Процедура установления имманентной валидности для нашего опросника проходила следующим образом.
Группе экспертов (психологов) был предъявлен текст опросника с ответами, присущими субъектам, входящим в группу «автономных». При этом экспертов просили внимательно проанализировать содержание каждого утверждения и ответ на него и дать подробную характеристику основных личностных свойств субъекта, чьи ответы приведены в опроснике.
Как показал анализ данных характеристик, деловые качества описываемого экспертами «гипотетического» учащегося практически во всем совпадали с теми деловыми качествами, которые мы описывали в идеальном образе «автономного» субъекта. Как наиболее интересный пример можно привести характеристику, данную психологом (кандидат психологических наук А.Э.): «Уверенный в себе человек, даже несколько самоуверенный, развитое чувство ответственности за порученное дело, глубоко целеустремленный, твердо идущий к поставленной цели; в деятельности непременно стремится к конечному результату … высокая работоспособность, систематичность в выполнении работы; хорошо развиты необходимые для успешной деятельности свойства внимания (концентрация, переключение), развитая способность к преодолению трудностей; захваченность целью деятельности; привычная успешность деятельности вызывает недостаточно критическое отношение к ходу деятельности, к предварительной оценке конкретных условий деятельности … явное предпочтение при любых условиях оказывает наиболее ответственной работе … обладает развитым чувством самоконтроля».
Для того чтобы проверить дифференцирующую способность опросника на других возрастных группах и на выборке женского пола, был проведен ряд дополнительных исследований. Рассмотрим коротко полученные результаты. Опросник был предъявлен для заполнения учащимся старших классов средней школы. Всего в эксперименте приняло участие 62 учащихся
(класс 9 «а» – 29 учеников; класс 9 «б» – 33 ученика), в возрасте 16—17 лет. Был также проведен рейтинг учителями математики и физики, наиболее хорошо знающими способности и возможности каждого ученика. Не будем подробно описывать процедуру рейтинга, так как она была аналогична описанной выше. Коэффициенты корреляции для обоих классов между количеством набранных по опроснику баллов и местом, присуждаемым каждому ученику экспертами, составили 0,65 и 0,89. Оба коэффициента достаточно высокие и значимые на уровне р ≤ 0,01.
По принципу, описанному выше, были сформированы две типологические группы: «автономных» и «зависимых» учащихся (ввиду однородности обследуемой выборки по составу типологические группы сформированы из учащихся обоих классов). В типологические группы вошло 50 человек и 12 – получили неопределенный диагноз. На следующем этапе был подсчитан коэффициент биссериальной корреляции по формуле (3), который, как было указано выше, характеризует валидность опросника в целом. Для данной выборки испытуемых он оказался равным 0,84 и значимым на уровне р ≤ 0,01.
На основании проведенного исследования можно утверждать, что данный опросник позволяет диагностировать у учащихся старших классов (девятых и десятых) степень сформированности симптомокомплекса деятельностных качеств, соответствующих «автономному» типу саморегуляции деятельности.
Аналогичные исследования были проведены на биолого-химическом факультете Криворожского государственного педагогического института. Все основные количественные показатели по данному эксперименту (и по описанным выше) представлены в сводной таблице:
Таблица 4