Активное слушание как способ понимания
Тема занятия: Вербальная коммуникация и взаимное влияние людей в процессе межличностного общения
Цель:Сформировать представление о механизмах, способствующих взаимопониманию в общении, показать усиление эффективности общения при использовании специальных техник.
Учебно-целевые вопросы занятия:
1. Понятие вербальной коммуникации. Структура делового общения
2. Побуждение к коммуникации или вступление в контакт
3. Активное слушание как способ понимания
4. Вопросы
5. Виды влияния.
6. Позиции партнеров в контакте.
Вербальная коммуникация
Вербальная коммуникация – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей, прежде всего с помощью вербальных средств, т.е. слов.
Вербальный канал коммуникации часто неотделим от невербального. Все же вербальная коммуникация может считаться ведущим способом установления отношений в таких видах общения как:
· Деловая беседа (обычно – партнерское общение, когда участвует два человека, например, беседа врача с пациентом)
· Переговоры (обычно – между группами людей)
· Публичное выступление (общение с большим количеством людей).
Основные ошибки, возникающие при партнерском общении, по существу сводятся к следующим:
· неумение устанавливать продуктивный контакт;
· неумение слушать и прояснять позицию партнера, что затрудняет ориентацию в ситуации;
· пропуск важных этапов общения (например, часто партнеры пропускают 2 этап и после едва установившегося контакта партнеры переходят к взаимному убеждению, а потом вынуждены возвращаться на предыдущий этап),
· игнорирование эмоционального состояния партнера;
· использование неконструктивных способов влияния на партнера (манипуляция, принуждение …); и т.д.
Фазы партнерского общения:
1. Установление контакта (средства: Невербальные и вербальные сигналы, способствующие контакту)
2. Ориентация в проблеме (средства: Активное слушание. Умение задавать вопросы. Снятие эмоционального напряжения)
3. Обсуждение (средства: аргументация, влияние, активное слушание)
4. Решение (средства: подведение итогов. Выход из контакта)
Установление контакта
Возникновение взаимодействия между людьми в первую очередь обусловлено появлением у субъекта определенной потребности. В условиях делового общения эта потребность может выражаться в необходимости получения какой-либо информации от партнера, необходимой для выявления возможности плодотворного, сотрудничества; сообщения определенной информации, способной привлечь партнера к сотрудничеству; обмен мнениями и впечатлениями со своим коллегой для формирования дальнейшего плана действий.
На этапе побуждения к коммуникации или вступления в контакт - происходит оценка внешнего вида собеседника, его походки, выражения лица и т.п., т.е. оценивается степень совпадения со стереотипом. На этом этапе можно сформировать благосклонность при помощи невербальных сигналов, способствующих установлению контакта, а также с помощью вербального поведения.
Вербальные сигналы, располагающие к контакту:
ü Отчетливое приветствие
ü Обращение к человеку по имени
Следует в начале беседы поинтересоваться именем собеседника и далее его использовать. Бывают сложные имена, но их запомнить помогут ассоциации и образные представления. Если имя забыто – не следует строить безличные фразы, лучше переспросить.
ü Предложение сесть
ü Терпеливое слушание
Лучше активно слушать собеседника или аккуратно переключить вопросом. Далее будут рассмотрены техники активного слушания, использование которых влияет на эффективность общения.
ü Малый разговор
Это беседа на интересную и приятную для собеседников тему, которую ему приятно обсуждать. Это непринужденная беседа о семейных делах, хобби, забавных событиях. Цель малого разговора – создать благоприятную психологическую атмосферу, заложить основы симпатии и доверия. Или же – восстановить эмоциональное равновесие, симпатию и доверие. При длительном общении рекомендуется интересоваться личной жизнью (коллег, подчиненных), например, знать имена близких, дни рождения и т.д. Это усиливает значимость как партнера по общению.
|
ü Использование комплиментов
Комплимент – это подчеркивание достоинств собеседника. Следует отличать от комплимента похвалу и лесть. Похвала – это оценка личных качеств. В деловом (партнерском) общении она не совсем уместна. Лесть – большое преувеличение достоинств человека или подчеркивание социально-желательных качеств, которых у человека нет. Практически все люди различают лесть и комплимент. Комплимент – это тренируемый навык.
Активное слушание как способ понимания
Часто на эффективность общения влияет неумение (нежелание) слушать (слышать) партнера. Этому может мешать сосредоточенность на собственных мыслях и желаниях, негативная оценка высказываний партнера, игнорирование, пренебрежение высказываниями партнера.
Умение слушать — наиболее важное из всех качеств, которыми должен обладать успешный в общении человек, в особенности, если коммуникативная компетентность является составной частью его профессионализма. Дать человеку возможность высказать свои мысли и чувства, выслушав его внимательно, с пониманием и любовью, не так просто, как может показаться на первый взгляд. Существуют определенные приемы активного слушания, поговорим о них.
· Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Это активный процесс, требующий внимания. В зависимости от ситуации собеседник может выразить понимание, одобрение и поддержку короткими фразами или междометиями.
Нерефлексивное слушание больше всего подходит к напряженным ситуациям. Люди, переживающие эмоциональный кризис, часто ищут в нас “резонатора”, а не советчика. Тем не менее, этого приема бывает недостаточно, когда собеседник стремится получить руководство к действию, когда у него нет желания говорить, когда он боится быть непонятым, отвергнутым. В этих случаях используются другие приемы.
· Рефлексивное слушание является объективной обратной связью для говорящего, и служит критерием точности восприятия услышанного. Этот прием помогает собеседнику наиболее полно выразить свои чувства.
|
Множество слов в русском языке имеет несколько значений, поэтому важно правильно понять говорящего, понять то, что он хочет сообщить.
· Эмпатическое слушание. Эмпатия — это понимание любого чувства, переживаемого другим человеком (будь то гнев, печаль или радость) и ответное выражение своего понимания этих чувств. Эмпатия, или сопереживание, проявляется в чуткости к собеседнику.
Виды вопросов
На основном этапе беседы большое значение придается вопросам, которые собеседники задают друг другу.
Вопросы бывают:
1. Закрытые.
Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия и т.д.) или ответ «да» или «нет».
2. Открытые.
Вопросы, предполагающие развернутый ответ. Начинаются со слов: «Что? Как? Каким образом? При каких условиях?» и т.п. Открытые вопросы должны быть сформулированы так, чтобы партнеру хотелось отвечать на них. Между тем, открытый вопрос может производить парадоксальный эффект: партнер замыкается, теряет интерес к разговору, оказывается совершенно обескураженным и т.д. Нейтрализовать этот эффект можно лишь подчеркнутой вежливостью формулировок. Наиболее нейтральными являются вопросы, содержащие местоимение «мы» или вообще безличные.
3. Альтернативные.
Занимают промежуточное положение, но, в сущности, это тоже гипотезы, просто в альтернативном вопросе содержится не одна, а несколько гипотез. И все эти гипотезы могут оказаться неверными.
4. Риторические.
Вопросы, не требующие ответа, их цель – вызвать новые вопросы или указать на нерешенные проблемы.
Виды влияния
Влияние в межличностном общении нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей. Каждый из нас может пытаться влиять на других. Цели, связанные с некоторыми потребностями, зачастую не осознаются или тщательно скрываются. Современному человеку важно осознать истинные цели своего влияния на других для того, чтобы не пытаться воздействовать на других неконструктивным способом. Осознав свои цели, можно найти конструктивные способы получения помощи и поддержки других людей для их осуществления.
Конструктивными могут быть признаны такие виды влияния людей друг на друга как:
· Самопродвижение – открытое предъявление свидетельств своей компетентности для того, чтобы быть оцененным по достоинству. Средства: реальная демонстрация своих возможностей, раскрытие своих личных целей.
· Аргументация – высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения (или позиции) с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению (или позиции). Для того чтобы аргументация была конструктивной, она должна отвечать некоторым условиям. Во-первых, цель аргументации должна быть отчетливо сформулирована адресату. Во-вторых, необходимо заручиться согласием адресата выслушать вас.
Общие правила аргументации:
1. вежливость и корректность
2. простота (высказывания должны быть понятными и не содержать в себе редко используемых или специальных терминов)
3. общий язык (который понятен обеим сторонам)
4. краткость
5. наглядность (рисунки, графики, образные сравнения и т.д.)
6. избегание чрезмерной убедительности