Вопрос. Особенность милетской школы в трактовке человека и его психики

Процесс выделения философского рационального мышления из мифологии шел медленно и на первом этапе можно говорить о «протофилософии», для которой характерно «наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие философской терминологии, иносказательность» (Чанышев А.Н., 1981. С. 125).

Античная протофилософия датируется VI в. до н.э. и включает в себя:

1) ионийскую философию (Милетскую школу Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита);

2) италийскую философию (Пифагорийский союз и школа элатов - Ксенофан, Парменид, Зенон);

3) философию Эмпедокла, объединяющую в себе ионийскую и италийскую традиции.

Вопрос. Особенность милетской школы в трактовке человека и его психики - student2.ru Первой философско-психологической школой античности считается Милетская школа, создателем которой был Фалес (624-547 гг. до н.э.), один из полулегендарных «7 мудрецов Греции», Фалес считается родоначальником античной и, как следствие, европейской философии и науки. Происходил из знатного финикийского рода. О Фалесе мало, что известно. Рассказывали, что основываясь на своих знаниях метеорологических явлений, предсказал урожай оливок. Воспользовавшись этим знанием законтрактовал маслобойню и получил большую выгоду. Считался По преданию, путешествовал по странам Востока, учился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. В Египте занимался изучением причин наводнений, нашел способ измерения высоты пирамид. По словам Геродота, Фалес предсказал солнечное затмение, наблюдавшееся 28 мая 585 г. до н.э. Впервые назвавший число дней в году, вписавший треугольник в круг. Для Фалеса характерен гилозоизм («мир одушевлен и полон богов»). Пытаясь определить основу материального мира, пришел к выводу о том, что ею является вода. Имя Фалеса стало нарицательным, обозначающим мудреца вообще.

Фалес первым формулирует научную проблему: «Что есть все?», нацеливающую на поиск всеобщего субстрата мироздания. И он отвечает, что основой всего является вода. Доказывая, что именно вода есть действительное начало всего мира, Фалес ссылался на то, что Земля плавает на воде, окружена ею и сама происходит из воды. Вода подвижна и изменчива, может переходить в разные состояния. Испаряясь, вода превращается в газообразное состояние, а замерзая - в твердое. Поскольку из воды происходит и твердое и газообразное, то, по Фалесу, разумно допустить, что вода и есть первооснова всего сущего и что все окружающее представляет собой различные переходные состояния этой первоосновы. Из нее возникают все вещи и все космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира. Это означает возникновение природоцентристского подхода к его пониманию.

Мифологичность взглядов Фалеса проявляется в гилозоизме и анимизме при описании мира: космос - одушевленное целое, полное божественных сил; все явления мира (и живые и неживые) наделяются душевными способностями. Фалес признает наличие божества, но дает ему не антропоморфное, а рациональное объяснение: Бог - тот ум, «который все создал из воды».

Душа - это особое состояние воды. То есть душа наделяется субстратом, общим для всего мира, рассматривается как природное явление. Душа бессмертна. Определяется функция души - способность давать всему движение. Эта рациональная идея сочетается с анимистическим утверждением, что души присущи всем явлениям мира, включая неживую материю: «Камень (магнит) имеет душу, т.к. двигает железо». Душа связана с телом, зависит от его здоровья: те, у кого тело здоровое, имеют лучшие душевные способности.

Фалес дает определения понятий высокой степени общности: «космос», «пространство», «время», «мысль». В этом ряду особого внимания заслуживает введенное им понятие «необходимость» как всеобщая причинность, которая «одолевает всех». Это - зародыш детерминистического подхода. Высказанные Фалесом изречения содержат важные этические положения («Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях»; «Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами»; «Не обогащайся нечестным путем»; «Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей» и др.). В них фиксируются и точные психологические наблюдения («Что трудно? - Познать самого себя»; «Что самое приятное? - Достичь того, что желаешь»; «Что всего слаще – успех»; «Что вредно? – невоздержанность»; «Что невыносимо? – невоспитанность»; «Учи и учись лучшему»; «Блюди меру»; «Находясь во власти, управляй самим собой»; «Как легче всего переносить несчастье? - Если видишь, что врагам приходится еще хуже»). Чрезвычайно актуально звучат слова Фалеса: «Как прожить самую праведную жизнь? - Если сами не будем делать то, в чем упрекаем других». Фалес рисует идеального человека, говоря, что он «телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан».

Вопрос. Особенность милетской школы в трактовке человека и его психики - student2.ru Представитель Милетской школы - Анаксимандр (610-547) считал, что всеобщим субстратом является апейрон (предвестник атома) - вечное беспредельное божественное начало, не имеющее определенной вещественной формы, качественных характеристик (смесь всех элементов) и всем управляющее. Движущая сила развития мира - борьба и обособление противоположностей (в первую очередь, тепла и холода). Он стоял у истоков эволюционной идеи, утверждая, что живое происходит из неживого, а человек - от животных. Возникновение органического мира представлялось Анаксимандру следующим образом. Под действием солнечных лучей из земли испаряется влага, из сгустка которой возникают растения. Из растений развиваются животные, а из животных - человек. Согласно философу, человек произошел от рыб. Главный признак, отличающий человека от животных, заключается в более длительном сроке кормления ребенка грудью и в более продолжительном постороннем уходе за ним.

Доказывал невозможность существования «первочеловека» как предшественника всех живых существ: «…Первоначально человек произошел от животных другого вида, т.к. прочие животные скоро начинают самостоятельно добывать пищу; человек же один только нуждается в продолжительном кормлении грудью. Вследствие этого первый человек, будучи таковым, никак не мог бы выжить».

Ученик Анаксимандра - Анаксимен (588-522 гг. до н.э.)умер предположительно в 528 /525 гг. до н. э.) считал, что субстрат всех вещей, первоматерия воздух, который является бесконечным, способным разряжаться и сгущаться, порождая тем самым все сущее. Земля, камни - застывший воздух. Он не отрицал существование богов, но утверждал, что не они сотворили воздух, а сами произошли из него (свидетельство Августина). При описании космических явлений он использовал метод аналогий с житейскими явлениями: образование земли из воздуха сравнивал с валянием шерсти для войлока; говорил, что звезды входят в небосвод, как гвозди; сравнивал движение неба вокруг Земли с поворачивающейся вокруг головы шапочкой.

Вопрос. Особенность милетской школы в трактовке человека и его психики - student2.ru Душа, согласно Анаксимену, состоит из воздуха и выполняет интегральную функцию: «Как душа наша … сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос». Впоследствии идеи о воздухе как о составляющей души получили развитие в учении Эпикура.

Наши рекомендации