Психология малых групп__________________________________________201

А. Централизованные

а) цепная б)круговая в)полная

Рис 4 Типы коммуникативных структур малых Групп

одно верное решение, более преяпочтительны централизованные сети, а для решения сложных задач, требующих творческих уси­лий, — децентрализованные. Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач.

Ролевая структура малой группы — это совокупность связей и от­ношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками груп­пового процесса. Так, при анализе группового решения задач вы­деляются роли «генератора идей*, «эксперта», «критика», «орга­низатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррек-ционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпуще­ния», «сектанта», «невинной жертвы» и т д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в грулпе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказани­ем поддержки другим членам группы (см. Таблицу 1). Анализ ро-

психология малых групп__________________________________________201 - student2.ru

202__________________________________________________________Глава 4

Решение задач Окунание поддержки
Инициатор Вдохновитель
Предлагает новые идеи*и Поддерживает начинания
подходы к проблемам и целям других, высказывает понима-
группы. Предлагает способы ние чужих идеи и мнений
преодоления трудностей и  
решения задач.  
Разработчик Гармоиизатор
Детально прорабатывает идеи Служит посредником в ситуа-
и предложения, выдвинутые циях, когда между членами
другими членами группы. группы возникают разногласия
  и, таким образом, сохраняет в
  группе гармонию.
Координатор Примиритель
Комбинирует идеи и предло- Поступается в чем-то своим
жения и пытается координиро- мнением, чтобы привести в
вать деятельность других соответствие мнения других, и,
членов группы таким образом, поддерживает в
  группе гармонию
Контра lep Диспетчер
Направляет группу к ее иеллм, Создает возможности для
подводит итог того, что в ней уже общения, побуждая к нему
произошло, выяпляет отклоне- др>гич членов группы и помо-
ния от намеченного курса. гая им, и регулирует процессы
  общения.
Оценщик  
Критически оценивает работу Нор цировщик
группы и предложения других, Формулирует или применяет
сравнивая их с сущеегнующи- стандарты для оценки проис-
чи стандартами выполнения ходящих в группе процессов.
поставленной задачи.  
Погонщик  
Стимулирует группу и подтал- Ведомый
кивает ее членоо к действиям. Пассивно следует за группой
к. новым решениям и к тому, Выступает в роли зрителя и
чтобы сделать уже больше слушателя в групповых дискус-
сделанного. сиях и при принятии решений

Таблица I Роли связанные с решением задач н оказанием поддержки (Адаптировано и J Bciinc jiid Sh&its, 1948, из книги Рудестам К. Групповая пси­хотерапия. — СПб • Питер, 1997)

Психология малых групп____________________________________203

левой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участни­ками группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе — это сово­купность связей между индивидами, характеризуемая направленно­стью и интенсивностью их взаимного влияния В зависимости от способа осуществления влияния выделяют различные типы соци­альной власти- вознаграждения, принуждения, легитимной, экспер­тной и референтной (Д Френч, Б Равен) Основными характерис­тиками структуры социальной власти и влияния являются систе­мы связен, лежащих в основе руководства группой как официаль­но закрепленного социального влияния (если речь идет о фор­мальной организованной группе) и неофициального (неформаль­ного) влияния, в основе которого лежит феномен лидерства

Развитие малой группы

Формирование малой группы. Психологические проблемы формиро­вания и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, чго изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную ис­следовательскую задачу Кроме того, динамические процессы в ма­лых группах, относящихся к различным классам, имеют существен­ные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дру­жеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии в ее со­ветский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровня раз­вития), поступательное продвижение к которому представлячось отличительной особенностью развития коллективов в условиях со­циалистического общества Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии

Псичолошческие механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зави­симости от того, о каком классе групп идет речь Образование формальных групп, выступающих структурными элементами соци­альных организации и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться

204_________________________________________________1Ьва 4

именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения ин­дивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлека­тельность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как пра­вило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный амери­канским психологом Д.Хайменом (1942 J, и существование нефор­мальных групп внутри формальных организаций.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принад­лежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универ­сальных психологических механизмов, способствующих объедине­нию людей в малые группы и формированию психологической об­щности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе об­щения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Учет социально-психологических факторов при формирова­нии первичных коллективов является важной практической зада­чей. Результаты исследования В.П.Познякова (1991) показали, что в условиях изменения формы собственности на предприяти­ях взаимоотношения в малых группах, выступающих структурны­ми подразделениями производственных организаций, могут скла­дываться принципиально по-разному в зависимости оттого, фор­мировались ли эти группы добровольно, с учетом желания работ­ников вместе работать и хозяйствовать, или по формальному при­знаку. Если в первом случае совместная хозяйственная деятель­ность сопровождалась усилением групповой сплоченности и при­верженности к своей группе, то во втором — наблюдалось усиле­ние дезинтегративных тенденций вплоть до распада группы.

Этапы развития малой группы. Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизне­деятельности, однако лишь началом этого процесса, который пред­стает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития груп­пы. В современной социальной психологии процесс развития малой

Психология малых групп_______________________________205

группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), раз­личающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригруп-повых отношениях, дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психо­логии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза иди интегрирования.

В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие груп­пы характеризуется как последовательная смена стадий, различа­ющихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (пара­метрами) развития группы выступают, направленность (содержа­ние групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, под­готовленность к выполнению совместной деятельности, интеллек­туальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоус-тойчивостъ. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, инт-рагрупповая и интергрупповая активность.

Развитие группы происходит в континууме, высшую точку ко­торого занимает коллектив — реальная контактная группа, отли­чающаяся интегративным единством направленности, организо­ванности, подготовленности и психологической коммуникатив­ности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет •груша-коныомерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры.

В предложенном континууме автор выделяет следующие ос­новные этапы развития группы как коллектива. Номинальная груп­па характеризуется внешним, формальным объединением инди­видов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмо­циональных отношений. Группа-кооперация характеризуется пре­обладанием интегративных тенденций в сфере деловых отноше­ний. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узко­групповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интегра­ция с другими группами на основе направленности на более ши­рокие социально значимые цели. Динамика коллективообразова-ния представляет собой сложный процесс, включающий как эта­пы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительно­го пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В

206_______________________________________________Глава 4

этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипа­тией, эгоизмом 8 межличностных отношениях {«интраэгоизм» по Л.И Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции

В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Пет­ровским (1979), развитие группы характеризуется по двум основ­ным критериям: степень опосредованное™ межличностных отно­шений содержанием совместной деятельности и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы мож­но определить в континууме от диффузной группы (случайного со­брания людей, не связанных совместной деятельностью) до высо­коорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опос­редствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрес­сивного изменения отношений (изменение социальной направлен­ности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает воз­можность четкой типологизации многочисленных реально суще­ствующих групп по предложенным параметрам.

В западной социальной психологии существует большое коли­чество моделей развития группы. Для большинства из них харак­терно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б.Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности- деловой, свя­занной с решением групповой задачи, и межличностной, связан­ной с развитием групповой структуры В сфере деловой активно­сти Б Такмен выделяет следующие стадии: 1) ориентировка в за­даче и поиск оптимального способа ее решения, 2) эмоциональ­ные реакции на требования задачи, противодействие членов груп­пы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением зада­чи и противоречащим их собственным намерениям, 5) открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого пони­мания намерений друг друга и поиска альтернатив, 4) принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет ста­дии: I) «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведе-

Психология малых групп____________________________________207

ни я, 2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимо­действия и отсутствием единства в группе, 3) «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфлик­тов, 4) «функционально-ролевая согласованность», связанная с об­разованием ролевой структуры группы, соответствующей содержа­нию групповой задачи (Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., 1991, с.52-53). Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвя­занно, а противоречия между ними могут рассматриваться как ме­ханизмы группового развития

Психологические механизмы развития малой группы К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся: 1 Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущи-ми потенциальными возможностями и реально выполняе­мой деятельностью, между растущим стремлением индиви­дов к самореализации и усиливающейся тенденцией интег­рации с группой, между поведением лидера группы и ожи­даниями его последователей.

2. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.

3. «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от гр>пповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей

Групповая сплоченность

Рассматривая закономерности развития малой группы как опре­деленное сочетание процессов групповой дифференциации и ин­теграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую спло­ченность или единство группы. Понятие «сплоченность» использу­ется для обозначения таких социально-психологических характе­ристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной соци­альной психологии в школе групповой динамики. Л Фестингер

208_________________________________________________Глава 4

(1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, L968). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего — эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, ис­ходя из развиваемых Л.Фестингером представлений, должно осу­ществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.

В качестве основных методических подходов к оценке группо­вой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее чле­нов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рачках социометри­ческого направления. Здесь уровень групповой сплоченности свя­зывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональ­ных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отноше­ний, то есть пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой*, опреде­ляемой результатами социометрического исследования.

Другой теоретический подход к проблеме групповой сплоченно­сти был предложен Т Нькжомом, который связал определение груп­повой сплоченности с понятием «групповоесогласие" (1965). Послед­нее Т. Нькжом определял как сходство, совпадение взглядов (мне­ний, представлений и оценок) членов группы по отношению к зна­чимым для них явлениям, событиям, людям. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим под­ходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процес­се непосредственного взаимодействия между индивидами. Близким к данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А-В-Пет-

Психология малых групп__________________________________________209

ровским и В.В.Шпалинским (1978), под которым понимается сход­ство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В исследовании А.И.Дон-цова {1984) в качестве основного показателя сплоченности рассмат­ривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты исследования показа­ли, что интеграция группы по этому параметру осуществляется прежде всего в процессе совместной трудовой деятельности.

Феномен совместной трудовой деятельности исследуется в ла­боратории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. В результате исследований была разработана мо­дель группы как субъекта совместной деятельности. Основными параметрами, характеризующими уровень целостности (интегри-рованности) группы выступают плотность функциональных связей между ее членами, уровень функциональной взаимосвязанности и тип целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами группы. В рамках системного подхода в исследовании психологии трудового коллек­тива (А Л.Журавлев и др., 1988) сформулировано положение о мно­жественности (или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъект совместной деятельности, общения и межличностных от­ношений. С этих позиций процесс психологической интеграции трудового коллектива может осуществляться по различным основа­ниям. Развитие коллектива представляет собой определенное соот­ношение (сочетание) процессов дифференциации и интеграции, причем один из этих процессов является ведущим на каждой кон­кретной стадии развития коллектива. В процессе развития коллек­тива происходит последовательная смена оснований процессов дифференциации и интеграции, которая определяет, как правило, и смену стадии развития коллектива.

Наши рекомендации