Мотивация как психологическая категория.

Темы контрольных работ

по дисциплине «Формирование учебной деятельности в начальной школе»

для направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профили «Психология образования» и «Психология спорта»)

Контрольная работа состоит из ответов на 4 вопроса. Все вопросы выбираются по номеру зачетки. Первый вопрос выбирается из списка «1 вопрос», второй вопрос – из списка «2 вопрос» и т.д. Следует ответить не на 1, а на все 4 вопроса.

Работ может быть напечатана или написана от руки. Шрифт 14, кегль Times New Roman, межстрочный интервал 1,5.

Ответ на каждый вопрос должен быть объемом 2-3 страницы. Обратите внимание, что следует придерживаться как нижней, так и верхней границы объема. Требование выставлено, чтобы студент не просто скопировал текст из интернета, не читая, а ознакомился с информацией и выделил главное, тем самым показав умение анализировать информацию. Таким образом, общий объем работы – 8-12 страниц.

Требований к использованным источникам нет.

Контрольную работу нужно принести на первое аудиторное занятие. Высылать по интернету работу не нужно.

Вопрос

1. Какие существуют трактовки понятия «учебная деятельность»?

2. Как трактуется учебная деятельность в направлении Эльконина - Давыдова?

3. В чем сущность учебной деятельности?

4. Назовите авторов концепции учебной деятельности.

5. Как трактуется понятие «субъект деятельности» в концепции учебной деятельности?

6. Назовите основные особенности учебной деятельности.

7. Назовите характерные особенности усвоения знаний и умений внутри УД.

8. Как определяет структуру учебной деятельности В.В. Репкин?

9. Сравните точки зрения на структуру УД В.В. Репкина и А.У. Варданяна.

10. Какие компоненты УД выделили Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов?

11. В чем проявляется специфика учебной задачи?

12. Какие учебные действия в структуре УД выделяют И. Ломпшер и А. Коссаковски?

13. Назовите закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности по В.В. Давыдову.

14. Что понимается под становлением УД?

15. Чем отличается становление УД от ее формирования?

16. Назовите основные возрастные особенности формирования УД.

17. Что характерно для формирования УД в младшем подростковом возрасте?

18. Что такое ведущая деятельность?

19. В каком возрасте учебная деятельность является ведущей деятельностью?

20. В чем проявляется ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте?

21. Назовите основные аспекты диагностики учебной деятельности.

22. По каким признакам можно изучать степень сформированности учебных действий?

23. Дайте характеристику мотивации как психологической категории.

24. В чем суть проблемы определения мотивов?

25. Назовите основные трактовки мотива.

26. Кто из отечественных ученых рассматривает мотив как потребность?

27. Как соотносятся следующие понятия: «мотив», «мотивация» и «мотивационная сфера личности»?

28. Охарактеризуйте сущность учебных мотивов.

29. Назовите основные источники учебной мотивации.

30. Какие группы учебных мотивов выделяет М.В. Матюхина?

31. Приведите классификацию учебных мотивов по А.К. Марковой.

32. Назовите характеристики и функции учебной мотивации.

33. В чем особенности проявления интереса в мотивационной сфере учащихся?

34. Какие типы отношения к учению в мотивационной сфере учащихся выделяет А.К. Маркова?

35. Сравните содержательные и динамические качества мотивов.

36. Какими факторами определяется учебная мотивация?

37. Назовите основные уровни познавательных и социальных мотивов учебной деятельности.

38. Назовите основные формы проявления учебных мотивов в учебном процессе.

39. Дайте характеристику силы и устойчивости учебных мотивов.

Вопрос

1. В чем суть проблемы мотивации достижения успеха?

2. Как трактуется мотивация достижения в теории мотивации Аткинсона?

3. Что характерно для изучения мотивации достижения успеха в отечественной психологии?

4. Дайте характеристику соотношения мотивов достижения успеха и избегания неудачи.

5. Назовите особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе.

6. В чем суть феномена «обученной беспомощности»?

7. Назовите основные этапы формирования учебной мотивации по Л.М. Фридману.

8. Рассмотрите особенности развития внутренней мотивации учения.

9. Какие этапы становления могут проходить мотивы всех видов и уровней по А.К. Марковой?

10. В чем трудности изучения учебной мотивации?

11. Какие методы, по А.К. Марковой, являются наиболее надежными для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя?

12. Сравните понятия «учение» и «учебная деятельность».

13. Объясните, из каких элементов состоит любая человеческая деятельность?

14. В чем суть каждого элемента деятельности человека?

15. Что значит научить ребенка учиться?

16. В чем суть учебной мотивации?

17. Какие приемы, методы, организационные формы обучения и средства применимы для развития учебных мотивов?

18. Целенаправленное развитие, каких основных групп действий, необходимо для формирования операционального компонента учебной деятельности?

19. Опишите наиболее общие действия, востребованные для решения учебной задачи?

20. В чем суть структурных действий по принятию информации: перекодирования, переноса и прогнозирования?

21. К содержательным действиям, востребованным в решении учебной задачи, относятся…

22. От чего зависит успешность применения содержательных операциональных действий в учебной деятельности?

23. Что собой представляют организационные действия учебной деятельности?

24. Приведите примеры формирования операционального компонента учебной деятельности.

25. Что такое оценочные способности?

26. Какие умения предполагают развитие у школьников оценочных способностей?

27. Что такое ориентировочная деятельность? Какое отношение она имеет к оценочным способностям?

28. Объясните возможные направления целенаправленного формирования у учащихся оценочных способностей.

29. К каким видам оценочных действий в образовательном процессе учителю необходимо приобщать учащихся?

30. Способы развития оценочных действий учебной деятельности:…

31. Как способности учащихся к самоконтролю и самооценке способствуют развитию учебной деятельности и личности младшего школьника?

32. Как связаны формирование учебной деятельности и развитие умственных способностей у младших школьников?

33. Содержание образовательного процесса начальной школы.

34. Ценностные ориентиры начального образования.

35. Формирование основ гражданской идентичности личности, уважение истории и культуры каждого народа.

36. Формирование психологических условий развития общения.

37. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

38. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

39. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Вопрос

1. Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности.

2. Формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).

3. Формирование самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе.

4. Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

5. Формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

6. Мотивация.

7. Учебные задачи.

8. Учебные операции.

9. Контроль учебной деятельности.

10. Оценка учебной деятельности.

11. Функции учебной универсальных учебных действий.

12. Задачи деятельностного подхода.

13. Виды универсальных учебных действий.

14. Личностые учебные действия.

15. Метапредметные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

16. Предметые учебные достижения.

17. Связь универсальных учебных действий с предметами.

Мотивация как психологическая категория.

Наши рекомендации