Организация обучения руководителей среднего звена в соответствии с требованиями к персонал-технологиям
Ключевые элементы персонал-технологии | Решаемые задачи |
1. Определение целей. Обеспечение их соответствия философии и практике управления | 1. Разработка, уточнение или прояснение концепции обучения руководителей (основные цели и приоритеты, категории обучающихся, формы и методы обучения. 2. Определение степени соответствия концепции обучения руководителей заявленной организационной стратегии, стратегическим целям. 3. Сопоставление принятой концепции обучения руководителей и системы принципов и приоритетов, лежащих в основе действующей в организации практики управления. |
2. Определение необходимых процедур и выбор методов | 1. Установление того, насколько соответствуют используемые методы обучения (лекции, семинары, методы активного обучения, стажировки и др.) целям, поставленным перед обучением руководителей? 2. Выявление необходимости расширения или сокращения использования конкретных форм и методов обучения, внесения тех или иных корректив в процесс их использования. 3. Поиск новых методов, использование которых могло бы дать более высокие результаты с точки зрения заявленных целей обучения. |
3. Обеспеченность необходимыми материальными и финансовыми ресурсами | 1. Определение необходимых финансовых ресурсов и источников финансирования. 2. Наличие аудиторий, отвечающих современным требованиям. 3. Обеспечение учебного процесса необходимой техникой и оборудованием, средствами оргтехники. 4. Подготовка и размножение необходимых учебных пособий и методических материалов. |
4. Обеспечение должной квалификации и высокой мотивации исполнителей | 1. Определение степени соответствия квалификации и опыта организаторов, методистов и преподавателей требованиям, позволяющим обеспечить успешное достижение целей обучения руководителей. 2. Определение действий, необходимых для обеспечения нужного уровня квалификации организаторов, методистов и преподавателей. 3. Оценка действенности сложившейся практики морального и материального стимулирования работников, обеспечивающих процесс обучения руководителей. 4. Опрос исполнителей с целью определить их удовлетворенность своей работой и заинтересованность в наилучшем выполнении поставленных перед ними задач. |
5. Правила, документы и регламенты | 1. Определение того, в какой мере положения и инструкции, регламентирующие процесс обучения, позволяют обеспечить эффективную работу по обучению руководителей. 2. Выявление того, насколько оптимальным является порядок взаимодействия подразделений и должностных лиц, отвечающих за обучение руководителей. 3. Определение своевременности и полноты системы контроля и отчетности по результатам обучения руководителей. |
6. Оценка эффективности и порядок внесения корректив | 1. Определение того, насколько используемая система обучения отвечает поставленным перед ней целям и соответствует установленным критериям эффективности. 2. Оценка валидности и надежности методов оценки эффективность обучения. 3. Определение того, насколько верно установлены сроки подведения итогов обучения. 4. Определение того, в какой мере подведение итогов за отчетный период служит основой для анализа и внесения корректив, призванных повысить эффективность обучения руководителей. 5. Установление того, насколько четко документы, регламентирующие процесс обучения и повышения квалификации руководителей, определяют порядок внесения изменений в существующий регламент, в используемые методы обучения и др. |
7. Заинтересованная поддержка со стороны высшего руководства | 1. Определение периодичности рассмотрения вопросов обучения руководящего состава на совещаниях у первого руководителя. 2. Назначение куратора от высшего руководства для планирования, организации и контроля процесса обучения руководителей и насколько эффективно осуществляется это кураторство. 3. Внесение в существующий регламент организации обучения руководителей пункта о формах участия представителей высшего руководства в процессе обучения: (в качестве преподавателей, информирование о положении организации, выполнении намеченных планов и ближайших перспективах развития организации; открытие и закрытие семинаров; присутствие на защите итоговых работ слушателей и т.п.). |
Приступить к разработке и внедрению технологичного подхода в управлении персоналом возможно лишь после проведения предварительного анализа возможности реализации тех или иных персонал-технологий в условиях данной организации, системы ее управления, которые необходимо учитывать уже на этапе проектирования.