Профессиональная успешность как результат формирования ИСД. Пример исследования
ИСД и эффективность труда.
Исследования Климова ткачих-многостаночниц, зависимость ИСД от свойств подвижности нервных процессов. Среди успешных ткачих были и инертные, и подвижные. Почему? У них разные стратегии, разный ИСД. Инертные долго готовятся, поэтому у них нет брака, и они не тратят время на его устранение. А подвижные – быстро устраняют возникающие неполадки. За счет разных стратегий достигается сходный результат.
ИСД формируется сложно, его надо искать. Хорошо, если у учителя и ученика одинаковые, похожие свойства индивидуальности. Тогда этот процесс будет существенно облегчен.
ИСД не всегда оказывается эффективным. Он может быть неэфективным в силу отсутствия определенный личностных свойств, в силу стихийности и непроработанности его формирования. ИСД надо корректировать при изменении ситуации, условий, иначе его эффективность снизится.
Эффективный ИСД может быть сформирован в ситуации неопределенности, когда есть некоторая свобода выбора стратегий, приемов выполнения задач, нет жестких временных рамок.
13. Понятие профессиональной пригодности. Абсолютная и относительная профпригодность.
Профпригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им эффективного труда.
Компоненты профпригодности:
Г – гражданские качества, готовность к труду, общая работоспособность.
О – отношение к труду, склонности, интересы, мотивация
Д – дееспособность (состояние здоровья)
Е – способности: единичные (глазомер, музыкальный слух) и общие
Н – навыки, умения и знания.
Степени профпригодности: годен, условно годен, непригоден.
В зависимости от профессии значимость компонентов может варьироваться. Гуревич. Типы профессий:
1.первый тип: ® абсолютная профпригодность.
- нет зоны неопределенности (жестко заданы способы выполнения).
- зона неопределенности необъятно широка (проф. задачи очень разнообразны, в проф. обучении нельзя подготовить чел. к их успешному выполнению, отсутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения).
- деятельность выполняется в экстремальных условиях.
- деятельность требует трудно развиваемых свойств личности.
2.второй тип: ® относительная профпригодность.
-Степень разнообразия профессиональных задач невысокая
-Есть известная зона неопределенности
Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем для обеспечения высокопродуктивной деятельности полезен профессиональный отбор. Эти случаи соотнесения требований профессии и субъекта труда.
В профессиях второго типа степень разнообразия профессиональных задач невысокая, может быть выработан алгоритм успешного выполнения задач. При этом существует известная «зона неопределенности», позволяющая выбрать оптимальные внутренние и внешние способы деятельности, компенсирующие ограничения и опирающиеся на преимущества индивидуальных свойств субъекта. Для профессий второго типа Гуревич предлагает использовать термин «относительная профессиональная пригодность», означающий, что успех деятельности может быть обеспечен ИСД, сформированным в профессиональном обучении и в ходе профессиональной адаптации.
Несмотря на то что стиль меняется в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, существуют и универсальные формы стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, деятельности (В.А. Толочек).
14.Работоспособность и функциональные состояния человека.
Работоспособность – физиологическое состояние организма, его обеспеченность энергией. Может реализовываться в конкретных результатах деятельности.
На работоспособность негативно воздействуют: утомление, пересыщение, монотония.
Стадии работоспособности:
1.врабатывание = от15 мин до 1 часа
-мобилизация – до начала работы
-первичная реакция – снижение всех показателей
-гиперкомпенсация – привыкание к обстановке, условиям деятельности, поиск оптимального уровня напряжения, перестройка психики на рабочий ритм→ постепенный рост продуктивности деятельности. При этом возможны колебания производительности труда.
2.оптимальная работоспособность = в среднем 5 часов
Стабилизация показателей (производительность труда высокая и устойчивая). Отсутствие ошибок. Еще нет признаков утомления. Работа сопровождается положительными эмоциями.
3.снижение работоспособности (они же иногда называются стадиями утомления)
-субкомпенсация (полная компенсация) – появляются первые признаки утомления, которые еще преодолеваются организмом. Используются менее адекватные механизмы, привлекаются дополнительные ресурсы. Продуктивность деятельности все еще высока.
-декомпенсация (неустойчивая компенсация) – появляется мотивация прекращения работы, возникают вегетативные нарушения, снижается качество работы (появляются ошибки). Нужен особый контроль и внимание со стороны начальника.
-стадия срыва – быстро нарастает утомление, резко падает работоспособность и продуктивность деятельности. На этой стадии количество ошибок максимально, появляются отказы от работы. Дальнейшая работа нецелесообразна, нужно прекратить деятельность, пока не наступило полное истощение организма..
-конечный прорыв (за 20-30 минут до окончания деятельности) – мобилизация дополнительных резервов. Кривая работы:
продуктивность
2 3a)
1 3b) c) 3d)
|
Уровень работоспособности зависит от:
1.индивидуальных особенностей – писх. особенности, состояние здоровья и др.
2.отношений в коллективе, наличия положительного отношения, поддержки со стороны сотрудников и начальства.
3.вида деятельности.
4.условий деятельности (оборудование рабочего места)
5.полноценности отдыха, режима питания и др.
Пути оптимизации работоспособности – через воздействие на факторы, от которых зависит уровень работоспособности.
Дееспособность (или трудоспособность)– состояние психики человека, позволяющее ему реализовывать работоспособность.
Разница: человек может быть работоспособен (руки и ноги у него есть, он здоров, выспался → например, может рубить), но при этом не трудоспособен (если ему дать топор, он всех порубает). Или наоборот: человек трудоспособен (у него с головой все в порядке, он понимает, что рубить надо дрова, а не того, кто ближе стоит), но не работоспособен (он, например, калека и не может из-за этого работать или он болеет).
Естественно, лучший вариант – когда есть и то, и другое.
Функциональноесостояние– это тот комплекс свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности. ФС существует только в контексте деятельности, которую реализует человек.
ФС – это относительно устойчивая, актуализированная в данный момент структура ресурсов, необходимых для решения задачи.
Виды ФС (по лекции):
1. По допустимости:
-Разрешенные или допустимые (например, утомление)
-Запрещенные или недопустимые (например, переутомление)
2. по степени развития недопустимости
-нормальные – не то же самое, что допустимые. Например, утомление – это уже не нормально, но еще допустимо (если работа важная, очень срочная и никто другой с ней не справится).
-пограничные
-патологические
3. по степени мобилизации
-адекватной мобилизации
-динамическое рассогласование
4. по степени активности субъекта
-интенсивные (например, реакция тревоги разных степеней)
-экстенсивные
Грубо 2 вида ФС: оптимальные и нет.
Оптимальное ФС- минимальная степень привлечения ресурсов.
НЕоптимальное ФС (или неблагоприятное)- привлечение компенсаторных механизмов.
15. Понятие «функциональное состояние». Экстенсивные и интенсивные состояния.
Функциональное состояние– это тот комплекс свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности. ФС существует только в контексте деятельности, которую реализует человек.
ФС – это относительно устойчивая, актуализированная в данный момент структура ресурсов, необходимых для решения задачи.
Виды ФС (по лекции):
По допустимости:
-Разрешенные или допустимые (например, утомление)
-Запрещенные или недопустимые (например, переутомление)
по степени развития недопустимости
-нормальные – не то же самое, что допустимые. Например, утомление – это уже не нормально, но еще допустимо (если работа важная, очень срочная и никто другой с ней не справится).
-пограничные
-патологические
по степени мобилизации
-адекватной мобилизации
-динамическое рассогласование
по степени активности субъекта
-интенсивные (например, реакция тревоги разных степеней)
По признаку интенсивности воспринимаемого информационного потока выделяются состояния «сенсорного голода» в ситуациях сенсорной депривации и состояния, связанные с различной информационной нагрузкой.
-экстенсивные
Грубо 2 вида ФС: оптимальные и нет.
Оптимальное ФС- минимальная степень привлечения ресурсов.
НЕоптимальное ФС (или неблагоприятное)- привлечение компенсаторных механизмов. Позволяет узнать свои способности. Сюда относятся:
1. Монотония - 2 вида:
-двигательные (при однообразных способах решения двигательных задач)
-сенсорные (то же самое, но при работе с информацией. Например, постоянный пересчет цифр).
2. Стресс – результат дисбаланса между наличными внутренними ресурсами работающего человека и требованиями внешней среды (они проявляются в конкретной трудовой ситуации). Экологический подход к стрессу:
-стресс изучается как реакция. Стресс как результат взаимодействия человека со средой.
-стресс как стимул (изучение стрессоров)
-эпидемиологический подход – сравнение распространенности заболеваний у различных профессионалов
Трансактный подход: изучаются индивидуальные псих. характеристики профессионала, его опыт в преодолении стрессовых ситуаций.
Регуляторный подход: изучаются псих. механизмы адаптации при микроанализе конкретных задач.
3. Утомление - развивается при расходовании энергии в результате деятельности. Зависит в первую очередь от длительности нагрузки. Является сигналом о необходимости восполнения энергетических ресурсов.
Есть много классификаций утомления.
Прежде всего, утомление разделяют по уровню локализации:
-Мышечное
-Умственное
-Cенсорное утомление
Грубо выделяют 2 стадии утомления:
-острое - наблюдается общая вялость, забывчивость, тяжесть в конечностях.
-хроническое утомление – забывчивость становится периодической, усиливается потоотделение, возникают проблемы с сердцебиением. По сути, вторая стадия – это есть начало переутомления. Переутомление отличается тем, что все вышеописанное приобретает хроническую форму. Соответственно, с ним сложнее бороться.
Утомление является еще допустимым ФС (человек еще способен выполнять свои обязанности), а переутомление – уже нет.