Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического психолога. Ее роль в общей системе психологической работы.
Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического психолога. Ее роль в общей системе психологической работы.
Особенности организации психопрофилактической работы психолога.
Основные формы проведения психопрофилактической деятельности психолога посредством психопросвещения, специфика их использования.
Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического психолога. Ее роль в общей системе психологической работы.
Психопрофилактика в деятельности психолога занимает существенное место, поскольку любую проблему значительно проще и легче предупредить, чем заниматься ее решением и преодолением ее последствий.
Психологическая профилактика – это превентивная деятельность психолога по предотвращению нарушений в психическом и личностном развитии индивидов, их поведении, межличностных отношениях и общении.
Психопрофилактическая работа тесно связана с такими направлениями деятельности практического психолога, как облегчение адаптации, психогигиена, обеспечение оптимальных условий трудовой деятельности, преодоление трудных жизненных ситуаций, которые при оставлении их без внимания могут повлечь появление серьезных психологических проблем и существенно нарушить психическое здоровье индивида. Она имеет тесную связь с видами деятельности психолога-практика: психологическим просвещением, психологическим консультированием, психодиагностикой и психологической коррекционно-развивающей работой. В практической работе психолога эти виды деятельности не имеют четкого размежевания, они взаимодополняют друг друга.
Доминирующее место психопрофилактической деятельности в практической работе психологов объясняется ситуацией, наблюдаемой в современном обществе. Сложность современной обстановки в социуме заключается в смещении одних ценностей и подменой их другими, в изменении стиля жизни людей, в трансформации содержания ролевого поведения и переадресации решения основных функций, предписанных половой ролью представителям другого пола, что порождает неразбериху в сознании граждан и негативно сказывается на детях и подростках, затрудняет гармоничное построение жизни взрослыми, препятствует полноценной социализации любого индивида. Именно этими особенностями и обусловлен перенос акцентов в деятельности психологов на осуществление превентивных мероприятий. Поэтому современные психологи в качестве задач, требующих первоочередного решения, ставят перед собой следующие:
1) сохранение и укрепление психического и психологического здоровья детей;
2) восстановление и упрочение здоровья взрослых;
3) воспитание духовно здоровой личности.
Приоритетность этих задач возросла по сравнению с теми, которые ранее занимали ведущие позиции, и потеснила их. До этого главной задачей психопрофилактики являлась – содействие психическому и личностному развитию подрастающего поколения.
Актуальная ситуация в обществе показывает, что психопрофилактика сейчас востребована больше чем когда-либо. Это опосредованно не только выше указанными причинами, но и связано с нестабильностью в социально-экономической, социально-политической, культурной сфере общества. Одним из средств улучшения общей обстановки является повышение психологической и нравственной культуры граждан. Хотя массовое сознание еще не готово к тому, чтобы проявлять активность в этом направлении, принимая психологическую помощь, решение этой задачи жизненно необходимо и требует оперативности осуществления нужных мер в этом направлении.
Для качественной реализации такой глобальной цели следует организовать психопрофилактическую работу таким образом, чтобы она охватывала все сферы жизнедеятельности индивида:
- личную и семейно-бытовую (предполагается оказание помощи и поддержки в решении проблем интимного характера, помощь в создании крепкой семьи и содействие в процессе воспитания детей);
- профессиональную (предусматривается оказание помощи не только в профессиональном самоопределении, но обеспечение условий для полной самореализации способностей в труде);
- социальную (оказание психологической поддержки в формировании круга общения, что требует развития коммуникативных умений и навыков, развития культуры общения и оформления индивидуального стиля общения, вплоть до – содействия в развитии организаторских и лидерских способностей);
- индивидуальную (предполагается оказание помощи и поддержки в решении индивидуально-личностных проблем, связанных с недостаточным развитием способностей, неправильно выбранными ориентирами, не позволяющими индивиду благоприятно чувствовать себя в социуме).
Профилактическая работа при реализации вышеперечисленных задач должна быть организована таким образом, чтобы охватывать всех лиц, имеющих отношение к индивидууму, его личной, семейно-бытовой и профессионально-деловой жизни.
Профилактическая работа, предусматривающая такую стратегию в решении глобальных общечеловеческих проблем, должна быть направлена на реализацию целей:
- обеспечение успешности процесса социализации и адаптации индивида к условиям жизни;
- улучшение психического здоровья каждого отдельно взятого человека;
- улучшение психологического климата группы, коллектива, в которые включен индивид;
- воспитание гуманных взаимоотношений и коммуникативной культуры людей;
- предупреждение конфликтов и обучение навыкам продуктивного управления конфликтными ситуациями;
- нейтрализация или исключение психотравмирующих ситуаций;
- воспитание у людей личностных качеств, обеспечивающих повышение психологической толерантности (невосприимчивости) к неблагоприятным экзогенным факторам, формирование навыков по упрочению тенденции к самосохранению;
- предупреждение нервно-психических расстройств;
- воспитание поведенческой культуры, упреждающей вовлечение в кризисные и разрушающие ситуации;
- предотвращение деформаций в личностном развитии.
Обобщая сущность выше указанных задач, следует отметить, что главное целевое назначение психопрофилактики – это повышение психологической культуры и психологического самосознания у членов общества.