Теории происхождения эмоций

Среди физиологических теорий происхождения эмоций наиболее известна периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге, основной смысл которой выражен известным парадоксом: «мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». По мнению авторов периферической теории эмоций, эмоции возникают как следствие определенного физиологического процесса, вследствие возбуждения от висцеральных органов.

Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала предложенная П.В. Симоновым информационная теория эмоций. Согласно этой теории, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации.

Психодиагностика эмоций

Методики психологического тестирования позволяют изучать разнообразные эмоциональные характеристики человека. Тревожность изучают с помощью шкалы тревоги Тейлор, с помощью методики Спилбергера-Ханина. Депрессивные переживания выявляются с помощью шкалы Бека, опросника Гамильтона. Для исследования эмоциональной сферы человека широко применяются проективные методики: например, тест цветовых выборов Люшера, методику чернильных пятен Германа Роршаха, проективные рисунки. Проективные методики основаны на феномене проекции – перенесении собственных психологических особенностей, в частности эмоциональных, на других людей или их отражение в стимулах внешней ситуации.

Исследование тревожности с помощью методики Спилбергера

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера различает понятие тревоги, как состояния, и тревожности, как личностной черты. Тревога характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, опасений, беспокойства, выраженной активацией деятельности вегетативной нервной системы. Тревога возникает как реакция человека на различные стрессы, чаще психогенного, социально-психологического характера.

Личностную тревожность автор рассматривает как свойство индивида, она является конституциональным признаком. Личностная тревожность – это относительно постоянное свойство человека видеть угрозу своему благополучию в самых различных ситуациях. Личностная тревожность является предиспозицией, облегчающей возникновение реакций тревоги.

Шкала Спилбергера учитывает дифференциацию факторов личностной тревожности и реактивной тревоги. Она представляет собой опросник, состоящий из двух подшкал. Подшкала личностной тревожности включает в себя 20 утверждений, которые обследуемый должен оценить по 4-бальной системе: «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». Подшкала реактивной тревоги также состоит из 20 утверждений, из которых 10 констатируют, а 10 отрицают наличие тревоги. Оценка утверждений: «нет, это не совсем так», «пожалуй, так», «верно» и «совершенно верно».

Шкалу Спилбергера модифицировал, адаптировал и стандартизировал Ю.Л. Ханин. Им же получены ориентировочные нормативы: низкий уровень тревоги – 20-34 балла, средний уровень – 35-44 балла, высокий уровень – 45 баллов и выше. Суммарные оценки получаются путем подсчета результатов с помощью ключа.

Литература:

1. Психология эмоций. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984.

2. Эмоции человека. К. Изард. М.: Изд-во МГУ, 1980.

3. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофиз. исслед. М.: Мир, 1966.

4. Кокс Т. Стресс М.: Медицина, 1981.

5. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.

Тема занятия: Воля

Цель занятия:Формирование представления о воле как о сознательном управлении субъектов своим поведением, способности мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути достижения цели

Учебно-целевые вопросы занятия:

1.Понятие о воле как о самостоятельном психическом явлении

2.Изучение структуры волевого процесса

3.Исследование волевых качеств личности

Волевые качества обеспечивают активность личности, целенаправленность и целеустремленность, настойчивость в достижении целей. Воля обеспечивает регуляцию взаимоотношений человека с окружающей действительностью, отражаемой когнитивными процессами и оцениваемой эмоциональными явлениями. Воля – это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Воля – это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решений, но и в инициации действий и в их осуществлении.

Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производство определенного продукта. Направляясь на определенную цель, действие в своем ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действий. Специфически человеческие действия являются волевыми в этом широком смысле слова – все они сознательные, целенаправленные действия, все они включают целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии с целью.

Зачатки воли заключены в потребностях как исходных побуждениях человека к действию. Потребность, т.е. испытываемая человеком нужда в чем-нибудь, - это состояние пассивно-активное; пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, что он испытывает нужду, и активное, поскольку оно заключает стремление к удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить. В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения, желания или хотения.

Будучи в своих первоначальных истоках связано с потребностями, волевое действие человека никогда, однако, не вытекает непосредственно из них. Волевое действие всегда опосредовано более или менее сложной работой сознания – осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели. Волевое действие, исходя из побуждений, направлено на осознанную цель.

Для того, чтобы действие было осуществлением цели, необходимым условием становится такое его сознательное регулирование, при котором весь ход действия определяется целью и приводит к ее осуществлению. Таким образом, волевая деятельность исходит из побуждений, источником которых являются потребности и интересы человека; она направляется на осознанные цели, которые возникают в связи с исходными побуждениями и совершается на основе сознательного регулирования. Наличие у человека воли связано с наличием значимых для него целей и задач. Чем более значимы и притягательны для человека эти цели, тем, - при прочих равных условиях – сильнее будет его воля, напряженнее желания, упорнее стремление к их осуществлению.

Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к осознанию своих влечений, может так или иначе отнестись к ним, в состоянии произвести выбор между ними. В результате его действия определяются уже не непосредственно влечениями как природными силами, а им самим. Возникновение воли, таким образом, непрерывно связано со становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который сам свободно и произвольно определяет свое поведение и отвечает за него. Становление воли – это становление субъекта, способного к самоопределению.

Волевой процесс

В сложном волевом действии можно выделить 4 основные стадии, или фазы:

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2. Стадия обсуждения и борьба мотивов;

3. Решение;

4. Исполнение.

Из самого существа волевого действия как действия, направленного на достижение цели, на реализацию замысла, вытекает, что основными его частями являются исходная и завершающая фазы – явное осознание цели и настойчивость, твердость в ее достижении. Основа волевого действия – целеустремленная, сознательная действенность. Волевой акт начинается с побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того, как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание; возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание – это предметное действие. Зарождение желания означает поэтому возникновение и постановку цели. Желание – это целенаправленное стремление.

Наличие желания, направленного на тот или иной предмет как цель, еще не является законченным волевым актом. Если желание предполагает знание цели, то оно еще не включает мысли о средствах или хотя бы мысленного овладения ими. Желать можно и того, в достижимости чего не уверен, хотя твердое знание абсолютной недостижимости предмета желания, несомненно, парализует, если не убивает, желание.

Желать еще не значит хотеть. Желание переходит в подлинно волевой акт, который в психологии принято обозначать словом «хотение», когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами. Хотение – это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хотение имеется там, где желанны не только цель сама по себе, но и действие, которое к ней приводит.

Как бы ни отличались влечение, желание и хотение друг от друга, каждое из них выражает стремление – то внутреннее противоречивое состояние недостатка, нужды, страдания, беспокойства и вместе с тем напряжения, которое образует исходное побуждение к действию. В ряде случаев побуждение к действию, направленному на определенную, более или менее ясно осознанную цель, непосредственно влечет за собой действие. Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию.

Волевой акт – это активность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и умения подавлять некоторые из них, подчиняя одни из них другим и любое из них – задачам и целям, которым личные желания должны быть подчинены. Воля на высших своих ступенях – это не просто совокупность желаний, а их известная организация. Она предполагает способность регулировать свое поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует поэтому самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями.

Волевые качества личности

С.Л.Рубинштейн выделяет следующие волевые качества личности: инициативность – «умение легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне…Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединенные с интенсивностью побуждений и активностью стремлений, делают некоторых людей как бы бродилом в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей. В противоположность инициативным, инертные люди с трудом делают первый шаг. Они редко способны сами что-то задумать и предпринять без стимуляции извне, по собственной инициативе.

Существенным волевым качеством является также самостоятельность, независимость, а ее противоположностью – подверженность чужим влияниям, внушаемость. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной собственной воли, поскольку сам человек находит объективные причины для того, чтобы поступить так, а не иначе.

От самостоятельности необходимо отличать решительность – качество, проявляющееся в самом принятии решения. Решительность выражается в быстроте, и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твердости, с которой оно сохраняется. Нерешительность же может проявляться как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения. Природа решительности может быть различной в зависимости от роли, которую в ней играют импульсивность и обдуманность. Решительность связана с темпераментом и обусловлена соотношением силы импульсов, с одной стороны, и задерживающей силой сознательного контроля, с другой. Высший тип решительности определяется оптимальным соотношением между большой импульсивностью и все же господствующей над ней силой сознательного контроля.

Наряду с решительностью особенно существенным волевым качеством воли выступает настойчивость. Настойчивость проявляется в способности в течение длительного времени преодолевать трудности и препятствия на пути к достижению цели.

Когда говорят о сильной воле, не дифференцируя различных сторон, то обычно имеют в виду решительность и настойчивость – то, как человек принимает решение и как он его исполняет. И точно так же, когда говорят о безволии, то имеют в виду прежде всего неумение принять решение и неумение бороться за его исполнение. Поэтому различают два типа безволия: 1) нерешительность, то есть неумение принять решение и 2) отсутствие настойчивости, то есть неумение бороться за исполнение принятого решения.

Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенным волевым качеством личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. Эти качества обеспечивают в процессе принятия решения господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, а в процессе исполнения – необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью ради достижения цели. Эти качества воли в сильной мере зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем.

Литература

1. Ильин Е.П. Психология воли – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.- 288с.

2. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова – 2-е изд.-М.:Педагогика-Пресс, 1996.-440с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Изд-во «Питер», 2002.-720с.

Тема занятия: Биологические предпосылки индивидуальности

Цель занятия: Изучение психологических характеристик человека, связанных с возрастом, полом, типом темперамента и особенностями телосложения

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Понятие о биологических предпосылках индивидуальности человека.

2. Психологические особенности мужчин и женщин. Понятие о маскулинности и фемининности.

3. Психологические характеристики человека в различных возрастных периодах.

4. Понятие о типах конституции. Связь между психическими свойствами и соматическим обликом человека (теория Кречмера).

5. Определение и основные компоненты темперамента.

6. Характеристика четырех типов темперамента.

7. Свойства экстраверсии, интраверсии и нейротизма и их психодиагностика по методике Г. Айзенка.

В изучении предпосылок индивидуальности человека исследование открывается поиском детерминант: биологических и социальных, врожденных и приобретенных, генотипических и средовых. Проблема биологического в человеке включает в себя изучение врожденных качеств, мало поддающихся изменению в течение жизни. К биологическим предпосылкам индивидуальности человека относятся: тип высшей нервной деятельности и формируемые на его основе свойства темперамента; конституция (тип телосложения), внешний соматический облик человека; некоторые психологические черты, связанные с полом (маскулинность - фемининность); возрастные особенности психики, связанные с физиологическим процессами детского, подросткового возраста, климактерического периода и периода старения.

К социальным предпосылкам индивидуальности, относительно независимым от природной основы человека и воспитываемых обществом, относятся: социальные условия развития, культурная, национальная, профессиональная среда со своими ценностями, морально-этическими нормами и правилами поведения – все это, на основе чего формируются свойства личности, ее направленность, сфера интересов и мотивов поведения.

Социальное и биологическое в человеке взаимосвязано: социальные нормы корректируют проявления темперамента, коммуникативные свойства личности развиваются под влиянием эмоций, связанных с типом темперамента и т. д. Настоящее занятие посвящено анализу преимущественно биологических предпосылок индивидуальности человека.

Наши рекомендации