Раздел 4 Психология профессиональной деятельности юриста

Социально-психологические особенности правоохранительной деятельности

Основные структурные компоненты профессиональной деятельности юриста

Психологическая структура и профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста

Понятие, классификация и оценка способностей юриста к профессиональной деятельности

Психология осмотра места происшествия

Психология предъявления для опознания

Психология предъявления для опознания

Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверка показаний на месте)

Понятие, структура и виды профессионального общения юриста

Общие социально-психологические закономерности профессионального общения

Социально-психологические условия ведения допроса

Психологические особенности допроса в бесконфликтной и конфликтной ситуациях

Психология лжи. Психологические приемы и методы разоблачения лжесвидетельства

Психология допроса на очной ставке

Психологические особенности допроса несовершеннолетних

Общая психологическая характеристика организационно-управленческой подструктуры судебной деятельности

Психологические особенности принятия решений судьей

Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности

Коммуникативная подструктура деятельности суда

Практические занятия по темам

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Занятие к теме 4. Диагностика личности правонарушителя. Решение юридических задач.

1. Цель:Сформировать навыки диагностики личности преступника.

2. Используемые методы обучения: исследовательский и проблемного изложения.

3. Используемые средства обученияне предусмотрены.

4. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии:карточки с заданиями.

5. Практические задачи, задания, упражнения:

Вариант 1

Задания:

1. Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего кражу личного имущества из квартиры в составе группы, которые необходимо изучить и учитывать для:

а) оценки личности в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;

б) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;

в) индивидуального подхода к осуществлению его исправления в период исполнения наказания.

Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.

2. Проведите анализ ниже прилагаемого описания личности преступника и выделите психологические особенности личности человека, совершившего это преступление, т.е. укажите, какими свойствами личности может обладать человек, совершивший такого рода преступное деяние. Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.

1. «Рассказ Б., 42 лет, имеющего среднее специальное образование, судимого четыре раза за кражи личного имущества граждан.

2. «Родился на Украине. Отец погиб на фронте, мать умерла, когда мне было шесть лет. Жил вначале у бабушки, но она со мной не справлялась, и меня отдали в детский дом. Оттуда я часто убегал и просто так, и к бабушке. Там закончил 10 классов, там же стал употреблять водку. Закончил военное училище, стал офицером. В 1968 г. женился, в 1970 г. родился сын. Служил в Иркутске, но в армии мне не нравилось, так как не было свободного времени, и я уволился в запас. Жили мы у тещи, работал инженером по снабжению, а затем заместителем директора птицефабрики. Имея свободный доступ к материальным средствам, стал злоупотреблять этим, скопил капиталец, но часто пил. Уволился оттуда сам, так как почувствовал, что рано или поздно все вскроется и меня могут посадить за хищения. Уехал с семьей в Харьков. Там получил квартиру и вначале жил хорошо. Устроился работать в фотографию, ездил по селам и брал заказы. Затем стал странствовать и очень много пить.

3. Как-то приехал в Улан-Удэ, познакомился с женщиной, поселился у нее. Запил сильно, дошел «до ручки», познакомился с подобными себе и в основном общался с ними, нигде не работал. Во время одного запоя пошел в фотоателье погреться. Там лежала куртка клиента. Я надел ее и вышел, но был задержан и осужден. После освобождения вернулся к сожительнице (с семьей отношений давно не поддерживал), но на работу не устраивался и вообще уже никогда больше не работал. Она иногда меня корила. Пил каждый день, в том числе одеколон, настойки, политуру и другие заменители. Изо дня в день воровал на рынке мясо и другие продукты. Как-то, пьяный, зашел к знакомому и, пока тот ходил в магазин за водкой, украл у него куртку и транзистор, понес продавать их на рынок. Однажды с сожительницей встречали Новый год у ее матери. Там я похитил мельхиоровую посуду на 12 персон, все спиртное и унес домой. Были и другие случаи краж в состоянии сильного опьянения, подробностей обычно не мог вспомнить. Спал в подъездах и других местах, у малознакомых женщин, заразился сифилисом.

4. Стал я спиваться еще в армии, но она все-таки удерживала. Если бы остался с женой, ничего бы не случилось, но я не стал с ней жить, не стремился вернуться к ней. Почему - не знаю».

Вариант 2

Задания:

1. Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо изучить и учитывать для:

а) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;

б) определения вины в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;

в) индивидуального подхода при исправлении в период исполнения наказания.

Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении примите сами в качестве допущения.

2.Проведите анализ ниже прилагаемого описания личности преступника и выделите психологические особенности личности человека, совершившего это преступление, т.е. укажите, какими свойствами личности может обладать человек, совершивший такого рода преступное деяние. Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.

5. П., 43 лет, образование 8 классов, ранее не судим, в 1981 г. осужден за изнасилование своей девятилетней дочери: хронический алкоголик. Родился в 1944г. в Германии, куда его мать была угнана с Украины. Отцом, со слов матери, был поляк, также угнанный немцами, но П. допускает, что его отцом мог быть кто-нибудь из местных немцев. Во всяком случае никаких достоверных сведений об отце у него нет, и он его не помнит. После окончания войны мать с ним вернулась в Одесскую область, где вышла замуж; от этого брака она родила еще четверых детей. Жили все вместе. П. до службы в армии закончил 6 классов, в армии - еще два. Со сверстниками был в основном дружен, но вспоминает, что они его дразнили «немцем». Мать разошлась с мужем, оба брата погибли - один в автомобильной катастрофе, а второй отравился этиловым спиртом. Сестры остались жить с матерью, но с ней очень часто конфликтуют. Старшая вышла замуж, но живет с мужем плохо, время от времени они расходятся; младшая «нажила ребенка от кого-то, нигде не работает, гуляет». По словам П., с матерью у него всегда были хорошие отношения.

6. В 1962 г. П. вступил в брак с Л., в 1963 г. у них родилась дочь, и он вскоре ушел в армию. За время его службы Л. с дочерью куда-то (куда - не знает) уехала, и с тех пор он жену не видел; сам же стал проживать с матерью. В 1977 или в 1976 г. (точно не помнит) дочь ненадолго приехала к нему со своим «парнем», она была беременна, через 2 года она еще раз приехала, с ребенком, пояснила, что с тем парнем разошлась. Через некоторое время дочь с ребенком уехала, после П. ее не видел и, где она, не знает. В 1968 г. он вступил в фактические брачные отношения с Н. В 1972 г. у них родилась Марина (ее он и изнасиловал), в 1974 или в 1975 г. - Света, через год - Жанна. Однако П. считает себя отцом только Марины, поскольку Н. «гуляла», остальные двое детей родились от каких-то неизвестных ему мужчин. Тем не менее он с женой окончательно не расходился. В последний раз он вновь сошелся с ней потому, что ему негде было жить, так как его из дома выгнала старшая сестра. Н. написала ему письмо в колонию, что «теперь живет с одним мужиком, но он ее бьет. Пишет, что будет ждать меня». За изнасилование Марины не упрекает. Отметим, что после изнасилования П. неоднократно вступал с ней в половую связь.

Вариант 3

Задания.

1. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния корыстного типа. Выдвиньте как можно больше предположений о возможных мотивах совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и обстоятельств ситуации могут возникать такие побуждения.

2. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния насильственного типа. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и попробуйте мысленно определить те свойства личности и обстоятельства ситуации, которые могут служить предпосылками возникновения таких мотивов.

3. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и определите, что необходимо выяснить при сборе информации и общении с лицом, совершившим его, чтобы проверить, действительно ли этот мотив имел место.

7. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия:

1. Изложите социально-психологические теории преступного поведения.

2. Дайте типологию личности преступника.

3. Выделите психологические особенности личности человека, совершившего это преступление.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Наши рекомендации