Технологии социальной работы с военнослужащими
В настоящее время, когда в России реформируется не только государственный и общественный строй, но и Вооруженные Силы, проблема социальной защиты военнослужащих особенно актуальна.[1]
Институт военной службы претерпел за последние 10 лет существенные изменения. Реформирование и связанное с этим сокращение Вооруженных Сил повлекли за собой пересмотр положений о статусе военнослужащих, правовых основ прохождения службы, комплектования силовых структур. На первый план вышла необходимость комплексного решения проблем социальной защиты военнослужащих и членов их семей, принятия на федеральном уровне действенных программ социальной адаптации как допризывной молодежи, так и ветеранов военной службы, уволенных в запас.
За короткое время военнослужащие из категории сравнительно высокооплачиваемой части населения превратились в социальную группу с низким материальным достатком. Мизерные оклады и разрыв в размерах денежного содержания государственных служащих и военнослужащих, отказ от системы социальных льгот, определяющих привлекательность военной службы, без их должной компенсации, - все это не могло не привести к падению престижа военной службы в обществе, массовому оттоку молодых офицеров, снижению уровня профессиональной подготовки военных кадров. Существует объективная потребность анализа и теоретического осмысления ситуации, сложившейся в области социальной защиты военнослужащих, обобщения деятельности органов власти в данном направлении, уяснения категорий социальной защиты и социальной защищенности, проработки методик и создания комплексных программ социального обеспечения военного строительства в Российской Федерации на ближайшее десятилетие.
ЗАТО (военный городок) как специфический локальный микросоциум имеет следующие характерные особенности:
· несовершенство организационо-правовой базы, регламентирующей все стороны социальной политики органов социального управления на территории ЗАТО (военный городок). Законодательная база не в полной мере устанавливает общие и конкретные (частные) принципы организации территориальной самодеятельности, не гарантируется независимости существования социально-территориальной общности; некоторые параграфы законов, регулирующие их деятельность, не работают, т.к. не предусмотрены механизмы реализации; многие работники государственных органов, специалисты и часть населения относятся к местному самоуправлению как к нижнему звену государственной власти и управления;
· разная ведомственная подчиненность учреждений социальной инфраструктуры ЗАТО (военный городок), поскольку до сих пор не завершено формирование муниципальной собственности, в том числе путем передачи всех жизненно важных для поселения объектов жилищно-коммунального и, частично, социально-культурного назначения;
· отсутствие консолидированного бюджета органов местного самоуправления и командования;
· небольшая роль собственности в доходах местных бюджетов и неэффективности ее использования;
· слаборазвитая система бытового обслуживания;
· большой разрыв между доходами и расходами в бюджете органов местного самоуправления из-за отсутствия промышленных предприятий в системе муниципального хозяйства, нехватки самостоятельных стабильных источников для покрытия дефицита.
Основные задачи системы социальной защиты населения по социальной поддержке военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:
• Определение наиболее актуальных проблем социальной защиты граждан, уволенных с военной службы;
• содействие в предоставлении медико-социальной, психологической, социально-экономической, юридической и другой помощи
• Взаимодействие с государственными и общественными организациями по выявлению военнослужащих, уволенных с военной службы в отставку (по болезни), и инвалидов войны; семей военнослужащих, нуждающихся в социальной помощи
• Анализ состояния и перспектив социального обеспечения и обслуживания ветеранов военной службы, участников боевых действий, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
• Повышение уровня жизни военнослужащих и членов их семей
• Обеспечение каждого из них максимально возможной в конкретных условиях социальной защитой в соответствии с законодательством РФ.