Объективный подход в психодиагностике
Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа действий.
Специфические особенности:
1. Предполагают невозможность фальсификации результатов со стороны испытуемого (пр: цель теста скрыта от испытуемого).
2. -//- отсутствие влияния со стороны экспериментатора (например, его теоретических предпочтений).
Предполагает 2 большие группы методик:
- для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные);
- тесты интеллекта.
Личностные опросники – представлены двумя группами.
1- Тесты действий / целевые личностные тесты – это относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какого-либо задания.
Качество выполнения этих заданий зависит от развития перцептивных процессов.
Иначе их называют непрямыми, т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается.
(пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости.
Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека).
2- Ситуационные тесты – обследуемый помещается в ситуацию, подобную той, которая может возникнуть в реальной действительности.
(пр: Хартшорн, Меем – тест исследования воспитательного характера.
Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками - подглядывание).
Кроме личностных методик и тестов интеллекта в объективных методах:
3- Тесты специальных способностей – они предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, которые обеспечивают успешность деятельности в относительно узких областях деятельности.
(пр: тест музыкальных способностей; счетных, конторских и т.д.… способностей).
4- Тесты достижений – выявляют овладение определенными ЗУНами.
Субъективный подход в психодиагностике.
Диагностика осуществляется на основе сведений, которые сам о себе сообщает обследуемый (пр: самоописание, самооценивание и т.д.).
Задания представлены в виде вопросов или утверждений.
I. Опросники-анткеты– направлены на выяснение информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личности.
Биографический метод – позволяет получить данные об истории жизни человека.
Часто в таких опросниках можно в встретить вопросы – интересов человека.
II. Личностные опросники – измеряют различные личностные особенности.
Проблемы использования личностных опросников:
Формулировка вопросов.
Вопрос должен быть связан с проблемой.
От формулировки вопроса зависит ответ.
Требования к формулировке:
1) Понимание, т.е. каждый вопрос должен быть понятен с первого чтения.
2) Исключение двусмысленности. Отсутствие в вопросах слов или словосочетаний, имеющих двойной или многозначный смысл.
3) Абстрактность. Каждый пункт опросника д.б. сформулирован с одинаковым уровнем абстрактности. Если вопрос будет сформулирован слишком конкретно, то обследуемый, не имевший подобной ситуации, не сможет ответить.
Если слишком абстрактно, то каждый будет отвечать на свое (на свою ситуацию и т.д.).
4) Нацеленность на личный опыт. Каждый вопрос д.б. направлен на личный опыт клиента (пр: прыгнули бы вы в воду, не умея плавать, если тонет человек?)
5) Вопросы, по возможности, должны быть социально нейтральными. Не должны содержать в себе нормативы соц. поведения.
6) Вопросы не должны иметь наводящего характера, т.е. не должны внушать определенный ответ.
7) Вопросы не должны содержать стереотипных формулировок.
8) Вопросы д.б. как прямые, так и обратные. Прямой вопрос – ответ предполагает наличие измеряемого свойства; обратный вопрос – ответ предполагает отсутствие качества.
Закрытые опросники часто встречаются для ограничения фантазии и для удобства обработки.