Определить цели, для которыхразы- сживается опубликованная информация

Пример А. Изучить принципы и состо­яние вопроса в области знаний, изучен­ной ранее другими специалистами.

Пример Б. Получить точные данные, характерные для некой повторяющейся проектной ситуации.

Пример В. Выбрать примеры из ищ. рокой области, в которой информация до сих пор отрывочна и не систематизи­рована.

Определить виды изданий, вкоторых может публиковаться достоверная ин­ формация, пригодная дляуказанных целей.

Указанные цели предполагают, что поиск информации может идти по следующим направлениям:

Пример А. Сосредоточить внимание на обзорных статьях всолидных журна­лах и на монографиях и учебниках, избе­гая оригинальных журнальных публика­ций и популярных статей.

Пример Б. Ограничиться публикация­ми прикладного характера, написанными авторами, которые сталкивались ранее с аналогичными проблемами. Разыскать государственные или отраслевые стан­дарты, а если таковые не существуют, найти основанные на практическом опыте отчеты солидной промышленной фирмы. Избегать публикаций теоретиче­ских разработок.

Пример В. Отыскать теоретические, технические и популярные публикации любого типа по более широкой пробле­ме, чем разработка автомобильного си­денья, например изучить сиденья в дру­гих видах транспорта. Особое внимание следует обратить на те публикации, в которых рассматриваются критические замечания потребителей в отношении ав­томобильных сидений, т. е. популярные автомобильные журналы и коммерче­скую прессу.

Необходимо помнить, что объем действительных знаний, содержащихся влюбой библиотеке, меньше, чем мо-

Поиск литературы




Определить цели, для которыхразы- сживается опубликованная информация - student2.ru показаться на основании огромного Ж пичества собранных в ней информа-"шонных документов. Большинство пу­бликаций, как научных, так и любых других, являются простым повторением или незначительным дополнением к фун­даментальным открытиям, которые сами по себе появляются очень редко. Сведе­ния, публикуемые в большей части книг и материалов (как и сведения, содержа­щиеся в данной книге), повторяются в различных изданиях. Основную труд­ность составляет вопрос, где их искать.

3. Выбрать наиболее подходящиеобще­принятые методы поиска литературы.

Стандартные методы поиска охватывают следующие способы выявления и на­хождения необходимых типов публика­ций:

а) обращение к энциклопедическим сло­варям - для получения самой инфор­мации или (что более вероятно) для нахождения ссылок на солидных авторов и на их публикации;

и) использование библиотечных катало­гов и указателей;

в) консультации с библиографами или сотрудниками информационных служб;

г) консультации с экспертами по теле­
фону, путем переписки или личной бе­
седы (это может привести к задержкам
во времени или к необходимости опла­
тить консультацию, так как специалисты
обычно очень перегружены);

д) обращение к реферативным журналам
или их перечням;

е) использование механизированных или
автоматизированных ключевых указа­
телей и других аналогичных средств
поиска информации, если таковые суще­
ствуют. Вероятнее всего, такие средства
можно найти в специализированных орга­
низациях, обслуживающих отрасль про­
мышленности или специалистов опреде­
ленной области знаний, а не в общедо­
ступной городской или университетской
библиотеке;

ж) консультации у исследователя, ко­
торый по характеру своей работы уже
мог собрать разыскиваемые публика­
ции;

з) просмотр периодической литературы.

Вполне вероятно, что после выполне­ния этапов 1 и 2 в распоряжении специа­листов окажется прежде всего следую­щий набор информационных источников:



Определить цели, для которыхразы- сживается опубликованная информация - student2.ru


Определить цели, для которыхразы- сживается опубликованная информация - student2.ru

противоречит структуре существующих

Иногда бывает также очень трудно повести истинные цели данного поиска ^формации до библиографов и экспер­тов кпомощи которых прибегают. Столкнувшись с подобной трудностью можно впасть в крайность и охаракте ризовать проблему слишком широко.



Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)



Определить цели, для которыхразы- сживается опубликованная информация - student2.ru

опасаясь упустить какой-либо сущест­венный аспект в информационном запро­се; на деле это приводит к выдаче боль­шого объема нерелевантной или уже известной информации. Правильная так­тика состоит не в том, чтобы рассказать библиографу или эксперту то, что вам известно, а в том, чтобы с максимально возможной точностью сформулировать, что именно вам неизвестно; например, вместо того чтобы запрашивать "любую информацию по антропометрии" (в ре­зультате чего для примера А появится масса нерелевантных данных о размерах человеческого тела), следует сказать: "Я не знаю, как производить обмеры те­ла человека" и "Мне надо узнать наилуч­ший способ их выполнения".

На рис. 9.2 эти величины представлены как отношения области пересечения к каждой из двух областей:

Шум Выдача Потери

Выдача Погрешность поиска =

Полнота поиска =

Современные механизированные си­стемы поиска могут обеспечить полноту поиска до 90% и погрешность до 50% [78] . При ручном поиске неопытный ис-

Определить цели, для которыхразы- сживается опубликованная информация - student2.ru

Рис. 9.2


Определить цели, для которыхразы- сживается опубликованная информация - student2.ru

следователь может получить коэффици­енты полноты и погрешности, прибли­жающиеся в обоих случаях к нулю. Отсю­да вытекает необходимость совершенст­вования стратегий поиска литературы.

Из рис. 9.2 ясно видно, что библио­графам и экспертам надо сообщать имен-

Поиск литературы




Определить цели, для которыхразы- сживается опубликованная информация - student2.ru "области незнания", а не, наоборот, "область знания". Левый круг (назовем ег0 "мишенью") как раз и представляет "область незнания". Поиск за пределами 5ТОй области может продолжаться беско­нечно долго, прежде чем будет зарегист­рировано одно-единственное "попадание" (правильная выдача). Однако рис. 9.2 по­зволяет сделать еще один полезный вы­вод: раз специалист занимается поиском, то он по определению не знает, где суще­ствует то, что он ищет. Поэтому было бы ошибкой отказаться от какого-то инфор­мационного источника на том основании, что у специалиста отсутствует предыду­щий опыт, который указывал бы на на­личие в этом источнике полезной инфор­мации.

4. Свести стоимость поиска литературы к минимуму, предусмотрев время на за­держки в выдаче информации и непре­рывно оценивая как выбор источников, так и пригодность собранных данных.

Очень легко утратить контроль за пои­ском литературы и оказаться в конечном счете при менее полезной информации, чем та, которую можно было бы собрать за то же самое время в процессе не­посредственного исследования проект­ной проблемы. Это может произойти, если слишком много времени уделяется уточнению названия, отысканию и чте­нию информационных документов и слишком мало времени остается на оценку их релевантности по отноше­нию к данной проблеме. Ниже даются некоторые рекомендация относительно контроля за временем поиска литера-гуры.

а) Определить, сколько времени может быть отведено на поиск литературы, и наметить дату, к которой он должен быть завершен, чтобы собранная инфор­мация могла повлиять на проектные Решения.

б) Предусмотреть возможные задержки в выдаче документов из отдаленных ис-гочников информации.

в) Свести до минимума количество ис­точников, отобрав на первом этапе толь­ко наиболее перспективные.

г) Использовать мнения экспертов (т. е. изучить обзоры книг, обзорные статьи и

личные советы эксперта), чтобы выявить наиболее перспективные источники ин­формации и сократить длинные перечни документов, получаемые от библиогра­фов, из библиографических указателей по рефератам и с помощью поисковых систем.

д) При отсутствии какого-либо иного ме­
тода отбора следует руководствоваться
репутацией автора и издания, а также
качеством изложения вопроса в данном
документе.

е) Получить и ознакомиться с некоторы­
ми материалами из каждого источника в
самом начале поиска и сделать вывод об
их пригодности для решения данной
проблемы. Продолжить подобную выбо­
рочную проверку информационных ис­
точников и направить поиск по каналам,
выдавшим наиболее релевантную инфор­
мацию.

ж) Следует помнить, что, хорошо усвоив
характер проблемы, можно за несколько
минут или даже секунд извлечь релевант­
ную информацию из обширного инфор­
мационного документа. Поэтому поиску
литературы должно предшествовать до­
статочно тщательное рассмотрение и об­
думывание проектной ситуации, что мо­
жет способствовать возникновению спон­
танных мыслей в минуту отдыха. Это
приведет к значительному сокращению
времени на просмотр литературы и воз­
можному увеличению объема релевант­
ных данных. Не следует огорчаться, если
объемистая книга, на поиск которой за­
трачено много времени, будет отвергну­
та уже с первого взгляда. Быстро возвра­
тив книгу, от которой нужно было бы
отказаться еще до ее получения, можно
тем самым сократить потери как своего
времени, так и времени других специ­
алистов.

з) Следует применять принципы "скоро­
чтения", чтобы сократить время на озна­
комление с информацией, которая, хотя
и интересна, но нерелевантна. Одним из
методов скорочтения является троекрат­
ный просмотр страницы с последователь­
но уменьшающейся скоростью. При
первом пробегании страницы в течение
10 с запоминаются некоторые главные
слова и словосочетания. При втором
просмотре, занимающем около 20 с,



Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)



внимание концентрируется уже на основ­ных мыслях, а не на отдельных словах. Третий просмотр в течение примерно 30 с состоит в медленном прочтении наиболее важных отрывков, выявленных за первые два просмотра и признанных существенными. Такой метод выбороч­ного чтения может вдвое сократить общее время и увеличить объем удержи­ваемой в памяти и усвоенной информа­ции. Однако он требует некоторой практики в чтении страниц за четко фиксированные отрезки времени — 10, 20 и 30 с, после чего он превращается в навык [9].

Наши рекомендации