Определить цели, для которыхразы- сживается опубликованная информация
Пример А. Изучить принципы и состояние вопроса в области знаний, изученной ранее другими специалистами.
Пример Б. Получить точные данные, характерные для некой повторяющейся проектной ситуации.
Пример В. Выбрать примеры из ищ. рокой области, в которой информация до сих пор отрывочна и не систематизирована.
Определить виды изданий, вкоторых может публиковаться достоверная ин формация, пригодная дляуказанных целей.
Указанные цели предполагают, что поиск информации может идти по следующим направлениям:
Пример А. Сосредоточить внимание на обзорных статьях всолидных журналах и на монографиях и учебниках, избегая оригинальных журнальных публикаций и популярных статей.
Пример Б. Ограничиться публикациями прикладного характера, написанными авторами, которые сталкивались ранее с аналогичными проблемами. Разыскать государственные или отраслевые стандарты, а если таковые не существуют, найти основанные на практическом опыте отчеты солидной промышленной фирмы. Избегать публикаций теоретических разработок.
Пример В. Отыскать теоретические, технические и популярные публикации любого типа по более широкой проблеме, чем разработка автомобильного сиденья, например изучить сиденья в других видах транспорта. Особое внимание следует обратить на те публикации, в которых рассматриваются критические замечания потребителей в отношении автомобильных сидений, т. е. популярные автомобильные журналы и коммерческую прессу.
Необходимо помнить, что объем действительных знаний, содержащихся влюбой библиотеке, меньше, чем мо-
Поиск литературы
показаться на основании огромного Ж пичества собранных в ней информа-"шонных документов. Большинство публикаций, как научных, так и любых других, являются простым повторением или незначительным дополнением к фундаментальным открытиям, которые сами по себе появляются очень редко. Сведения, публикуемые в большей части книг и материалов (как и сведения, содержащиеся в данной книге), повторяются в различных изданиях. Основную трудность составляет вопрос, где их искать.
3. Выбрать наиболее подходящиеобщепринятые методы поиска литературы.
Стандартные методы поиска охватывают следующие способы выявления и нахождения необходимых типов публикаций:
а) обращение к энциклопедическим словарям - для получения самой информации или (что более вероятно) для нахождения ссылок на солидных авторов и на их публикации;
и) использование библиотечных каталогов и указателей;
в) консультации с библиографами или сотрудниками информационных служб;
г) консультации с экспертами по теле
фону, путем переписки или личной бе
седы (это может привести к задержкам
во времени или к необходимости опла
тить консультацию, так как специалисты
обычно очень перегружены);
д) обращение к реферативным журналам
или их перечням;
е) использование механизированных или
автоматизированных ключевых указа
телей и других аналогичных средств
поиска информации, если таковые суще
ствуют. Вероятнее всего, такие средства
можно найти в специализированных орга
низациях, обслуживающих отрасль про
мышленности или специалистов опреде
ленной области знаний, а не в общедо
ступной городской или университетской
библиотеке;
ж) консультации у исследователя, ко
торый по характеру своей работы уже
мог собрать разыскиваемые публика
ции;
з) просмотр периодической литературы.
Вполне вероятно, что после выполнения этапов 1 и 2 в распоряжении специалистов окажется прежде всего следующий набор информационных источников:
противоречит структуре существующих
Иногда бывает также очень трудно повести истинные цели данного поиска ^формации до библиографов и экспертов кпомощи которых прибегают. Столкнувшись с подобной трудностью можно впасть в крайность и охаракте ризовать проблему слишком широко.
Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)
опасаясь упустить какой-либо существенный аспект в информационном запросе; на деле это приводит к выдаче большого объема нерелевантной или уже известной информации. Правильная тактика состоит не в том, чтобы рассказать библиографу или эксперту то, что вам известно, а в том, чтобы с максимально возможной точностью сформулировать, что именно вам неизвестно; например, вместо того чтобы запрашивать "любую информацию по антропометрии" (в результате чего для примера А появится масса нерелевантных данных о размерах человеческого тела), следует сказать: "Я не знаю, как производить обмеры тела человека" и "Мне надо узнать наилучший способ их выполнения".
На рис. 9.2 эти величины представлены как отношения области пересечения к каждой из двух областей:
Шум Выдача Потери |
Выдача Погрешность поиска =
Полнота поиска =
Современные механизированные системы поиска могут обеспечить полноту поиска до 90% и погрешность до 50% [78] . При ручном поиске неопытный ис-
Рис. 9.2
следователь может получить коэффициенты полноты и погрешности, приближающиеся в обоих случаях к нулю. Отсюда вытекает необходимость совершенствования стратегий поиска литературы.
Из рис. 9.2 ясно видно, что библиографам и экспертам надо сообщать имен-
Поиск литературы
"области незнания", а не, наоборот, "область знания". Левый круг (назовем ег0 "мишенью") как раз и представляет "область незнания". Поиск за пределами 5ТОй области может продолжаться бесконечно долго, прежде чем будет зарегистрировано одно-единственное "попадание" (правильная выдача). Однако рис. 9.2 позволяет сделать еще один полезный вывод: раз специалист занимается поиском, то он по определению не знает, где существует то, что он ищет. Поэтому было бы ошибкой отказаться от какого-то информационного источника на том основании, что у специалиста отсутствует предыдущий опыт, который указывал бы на наличие в этом источнике полезной информации.
4. Свести стоимость поиска литературы к минимуму, предусмотрев время на задержки в выдаче информации и непрерывно оценивая как выбор источников, так и пригодность собранных данных.
Очень легко утратить контроль за поиском литературы и оказаться в конечном счете при менее полезной информации, чем та, которую можно было бы собрать за то же самое время в процессе непосредственного исследования проектной проблемы. Это может произойти, если слишком много времени уделяется уточнению названия, отысканию и чтению информационных документов и слишком мало времени остается на оценку их релевантности по отношению к данной проблеме. Ниже даются некоторые рекомендация относительно контроля за временем поиска литера-гуры.
а) Определить, сколько времени может быть отведено на поиск литературы, и наметить дату, к которой он должен быть завершен, чтобы собранная информация могла повлиять на проектные Решения.
б) Предусмотреть возможные задержки в выдаче документов из отдаленных ис-гочников информации.
в) Свести до минимума количество источников, отобрав на первом этапе только наиболее перспективные.
г) Использовать мнения экспертов (т. е. изучить обзоры книг, обзорные статьи и
личные советы эксперта), чтобы выявить наиболее перспективные источники информации и сократить длинные перечни документов, получаемые от библиографов, из библиографических указателей по рефератам и с помощью поисковых систем.
д) При отсутствии какого-либо иного ме
тода отбора следует руководствоваться
репутацией автора и издания, а также
качеством изложения вопроса в данном
документе.
е) Получить и ознакомиться с некоторы
ми материалами из каждого источника в
самом начале поиска и сделать вывод об
их пригодности для решения данной
проблемы. Продолжить подобную выбо
рочную проверку информационных ис
точников и направить поиск по каналам,
выдавшим наиболее релевантную инфор
мацию.
ж) Следует помнить, что, хорошо усвоив
характер проблемы, можно за несколько
минут или даже секунд извлечь релевант
ную информацию из обширного инфор
мационного документа. Поэтому поиску
литературы должно предшествовать до
статочно тщательное рассмотрение и об
думывание проектной ситуации, что мо
жет способствовать возникновению спон
танных мыслей в минуту отдыха. Это
приведет к значительному сокращению
времени на просмотр литературы и воз
можному увеличению объема релевант
ных данных. Не следует огорчаться, если
объемистая книга, на поиск которой за
трачено много времени, будет отвергну
та уже с первого взгляда. Быстро возвра
тив книгу, от которой нужно было бы
отказаться еще до ее получения, можно
тем самым сократить потери как своего
времени, так и времени других специ
алистов.
з) Следует применять принципы "скоро
чтения", чтобы сократить время на озна
комление с информацией, которая, хотя
и интересна, но нерелевантна. Одним из
методов скорочтения является троекрат
ный просмотр страницы с последователь
но уменьшающейся скоростью. При
первом пробегании страницы в течение
10 с запоминаются некоторые главные
слова и словосочетания. При втором
просмотре, занимающем около 20 с,
Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)
внимание концентрируется уже на основных мыслях, а не на отдельных словах. Третий просмотр в течение примерно 30 с состоит в медленном прочтении наиболее важных отрывков, выявленных за первые два просмотра и признанных существенными. Такой метод выборочного чтения может вдвое сократить общее время и увеличить объем удерживаемой в памяти и усвоенной информации. Однако он требует некоторой практики в чтении страниц за четко фиксированные отрезки времени — 10, 20 и 30 с, после чего он превращается в навык [9].