Статический глазомер — определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвиж­ным наблюдателем

Динамический глазомер — способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними.Динамический глазомер имеет значение при оцен-

ке показаний свидетелей, потерпевших и обвиняемых о направ­лении и скорости движения объектов в момент происшествия.

Способность видеть самые мелкие предметы называется ос­тротой зренияили разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется минимальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением различают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг­ловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте.Это и является единицей остроты зрения.

Восприятие времени — отражение длительности, скорости и последовательности явлений.

Физиологическим механизмом восприятия времени являет­ся определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усиливается возбуждение нервных кле­ток (за счет суммирования последовательных воздействий). Вос­приятие времени, как и любое психическое отражение, являет­ся субъективным образом объективной реальности. Длитель­ность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению ин­тервала времени, а медленный — к преуменьшению. Период времени, связанный с интересными, значительными события­ми, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длительным). При положительных эмоциях время недо­оценивается, а при отрицательных — переоценивается. Пре­уменьшение времени всегда является результатом доминирова­ния возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает от однообразных, малозначимых раздражителей.

16. МЫШЛЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЯВЛЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЫШЛЕНИЯ. СТРУКТУРА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ. ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА.

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые закономерные связи между явлениями. Закономерности, внут­ренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосред­ствованно: во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних устойчивых взаимосвязей.

Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил — во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредствованно, сопо­ставляя факты, делая умозаключения. Человек, не видя элементарных частиц, опосредованно познал их свойства.

Обобщенная и опосредствованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших собы­тий, а астроному— заглядывать не только в прошлое, но и вдалекое будущее.

Не только в науке и профессиональной деятельности, но и во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщен­ные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит разумный выход из разнообразных проблемных ситуаций. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность — обобщенную ори­ентацию в мире.

Мышление — психический процесс обобщенного и опосред­ствованного отражения устойчивых закономерных свойств и от­ношений действительности, существенных для решения познава­тельных проблем, схематической ориентации в конкретных ситу­ациях.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое поле, классификационно-оценочные этало­ны индивида, его обобщенные оценки.

В процессе исторического развития человечества мыслитель­ные акты стали подчиняться системе логических правил. Мно­гие из этих правил приобрели аксиоматический характер. Сфор­мировались устойчивые формы объективизации результатов мыслительной деятельности: суждения, понятия, умозаключе­ния (правила взаимосвязи этих форм мышления изучаются фор­мальной логикой).

§ 5. Мышление и воображение

Как психическая деятельность, мышление является процес­сом решения задач. Этот процесс имеет определенную структу­ру — стадии и механизмы достижения познавательной цели.

Каждый человек обладает присущей ему стратегией мышле­ния — когнитивным (от лат. cognitio — познание) стилем, по­знавательными установками и категориальной структурой (се­мантическим пространством).

Все высшие психические функции человека формировались, как уже отмечалось, в процессе его общественно-трудовой прак­тики в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.

Наши рекомендации