Учителей

Профессиональная подготовка педагогов к эффективному осу­ществлению процесса комплексного экологического образования может состоять из пяти следующих блоков: эколого-теоретичес-кого, психолого-педагогического, эколого-гуманитарного, нату­ралистического и методического.

Эколого-теореттеский блок подготовки включает овладение пе­дагогом умением использовать экологический потенциал естествен-

методические аспекты психолого-педагогической коррекции

ненаучных дисциплин. В значительной мере этот аспект эколого-педагогической подготовки студентов решается в рамках курса «Охрана природы», который читается студентам всех специально­стей большинства педагогических вузов. Данный курс строится на основе многосторонних межпредметных связей и выполняет ин-тегративную и системообразующую функции в сфере развития адекватных экологических представлений студентов.

Этот синтетический по содержанию академический курс опи­рается на комплекс естественных наук и призван формировать у студентов целостную картину системы «человек — общество — природа». В рамках данного курса раскрывается ряд фундаменталь­ных понятий: основные закономерности организации биологи­ческих систем (организмов, популяций, видов, биоценозов, биогеоценозов, биосферы), их иерархия, целостность и взаимо­зависимость; научно-техническая революция как отражение ант­ропогенеза в эволюции биосферы; рациональное использование природных ресурсов; охрана и преобразование природы; оптими­зация окружающей природной среды как управление взаимодей­ствием природы и общества.

На основе курса «Охрана природы» формируется понимание того, что общество и биосфера находятся в состоянии коэволю­ции; что, будучи частью природы, человек должен подчиняться ее законам. Человеческую деятельность следует не противопостав­лять биосферным законам, а гармонически интегрировать и т.п.

Эколого-гуманитарный блок подготовки учителя предусматри­вает повышение его эрудиции в области экологически ориентированной художественной литературы, творчества писа­телей-натуралистов; искусствоведческих вопросов, рассматрива­ющих раскрытие темы природы в литературе, музыке* визуальном искусстве. Важное место занимает подготовка учителя к проведе­нию эстетического анализа природных объектов и этическому ос­мыслению их витальных проявлений, а также к пониманию этики взаимоотношений человека с миром природы. Умение педагога раскрыть гуманистическое значение взаимодействия личности с миром природы — важнейшее профессиональное условие эффек­тивного экологического образования в сфере развития и коррек­ции субъективного отношения к природе.

Натуралистический блок подготовки педагогов предусматрива­ет формирование практических умений и навыков взаимодействия с природными объектами как в естественной среде, так и в усло­виях интерьерного содержания растений и животных, а также в антропогенной среде.


Психолога-педагогическая коррекция...

Комплекс экологических технологий, которые необходимо ос­воить педагогам, включает исследовательские навыки: наблюде­ние природных объектов; их определение, в том числе по следам, голосам, гнездам и т.д.; правила поведения в природной среде; биотехнические и другие природоохранительные стратегии и тех­нологии.

Технологическая подготовка педагогов для компетентного со­держания растений и животных в образовательной среде предпо­лагает получение знаний по биологии, морфологии, физиологии и систематике соответствующих природных объектов; развитие умений и навыков по изготовлению и техническому оснащению устройств для их содержания; усвоение биотехнических сведений о кормлении, условиях содержания, особенностях разведения; овладение ветеринарными и фитопатологическими приемами; понимание основ эстетического оформления демонстрационных конструкций и т.д. Необходима компетентность в содержании наиболее популярных и традиционных растений и животных: декоративное растениеводство, аквариумистика, декоративное птицеводство, кинология, фелинология* и т.д.

Психолого-педагогический блок подготовки предусматривает как общую психолого-педагогическую подготовку: общая, возрастная и педагогическая психология, теория и история педагогики — так и специальную: психология экологического сознания и экологи­ческая педагогика.

В рамках психологии экологического сознания рассматрива­ются закономерности развития системы экологических представ­лений людей, их субъективного отношения к миру природы, выбора стратегий и технологий взаимодействия с природными объектами. Раскрываются механизмы развития экологического со­знания личности; демонстрируются процессы его онтогенетичес­кого развития; анализируется эволюция общественного экологического сознания в процессе социогенеза; показываются методы психологического измерения субъективного отношения к природе; дается типология отношений людей к природе и харак­теристика различных типов этого отношения и т.д.

Экологическая педагогика вооружает учителей представлени­ем о сущности экологичной личности, принципах, методах и при­емах ее формирования. Анализируется содержание и формы

* Кинология (от греч. сагпз — собака + ... логия) — наука о собаках, их породах и уходе за ними. Фелинология — (от лат. ТеПз — кошка + ... логия) — наука о кошках, их породах, уходе, селекции и т.д.

методические а спекты психолого-педагогической коррекции 433

процесса экологического образования, рассматривается эффек­тивность различных педагогических стратегий экологического об­разования в мире и т.д.

Наконец, методический блок — предусматривает разносторон­нюю методическую и технологическую подготовку учителя, дает ему комплекс педагогических умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического образования школьников. Это и проведение экскурсий в мир природы, и организация учеб­ных экологических троп или летнего экологического лагеря, и подготовка школьных экологических праздников, и руководство различными экологическими играми и их разработка, и органи­зация детских экологических движений и т.д.

Методическая подготовка педагогов включает освоение ряда специальных навыков. Учитель должен владеть навыками оформи­тельской работы, чтобы создавать вместе со школьниками стен­ды, стенгазеты, буклеты экологической направленности; навыками рисования природных объектов с натуры, в том числе в полевых условиях, чтобы иллюстрировать дневник и принимать участие в создании школьной экологической галереи; навыками фото и ки­носъемки в природе для создания школьной фото- и фильмотеки; навыками записи природных звуков — для фонотеки; навыками коллекционирования как природных объектов (следов, семян, перьев и т.д.), так и их символов (почтовых марок, значков, эмблем и т.д.); навыками флористики и фитодизайна; навыками приклад­ного творчества с использованием природных материалов и т.д.

Безусловно, всеми подобными навыками на высоком уровне овладеть очень сложно, но если учитель специализируется в ка­кой-либо деятельности и достигает мастерства, то этр становится важнейшим фактором его авторитета и эффективного педагоги­ческого влияния.

Однако, главное условие профессионального роста педагогов (как студентов, так и учителей) — это их собственная активность в изучении опыта эффективного экологического образования, в поиске новых стратегий и технологий педагогического процесса. Согласно восточным педагогическим канонам, Учитель лишь по­казывает Путь, а Ищущий уже сам идет по нему так далеко, на­сколько сможет.


библиография




Наши рекомендации