Примерные темы контрольных работ. 1. Эволюция понятия систем
1. Эволюция понятия систем.
2. Иерархия материальных систем. Классификация систем.
3. Социальная организация как социальная система.
4. Формальные и неформальные организации.
5. Основные организационно-правовые формы предприятий.
6. Ключевые элементы современной организации.
7. История взглядов на сущность организации.
8. Основные направления развития теории организации.
9. Взаимосвязь управления и системы отношений в организации.
10. Управление и внешняя среда организации.
11. Взаимоотношения между процессами целенаправленной организации и самоорганизации.
12. Основные типы самоорганизующихся систем.
13. Самоорганизация мировой экономической системы.
14. Написание и разбор деловых ситуаций, иллюстрирующих действие закона синергии.
15. Закон самосохранения и идея страхования созидательных ресурсов организации.
16. В чем особенности проявления принципов инерции и самозависимости, эластичности и непрерывности, стабильности.
17. Типовые варианты реализации закона.
18. Закон композиции – пропорциональности и типовые варианты его реализации.
19. Взаимосвязь законов организации.
20. Общие принципы организации (принципы соответствия и принципы оптимальности).
21. Суть принципа внутренней рационализации.
22. Особенности формирования организационных систем компаний, имеющих бизнес за рубежом.
23. Основные документы, необходимые при создании и регистрации компании в РФ.
24. Управленческая культура компании.
25. Организационная культура личности.
26. Анализ функционирования организации по этапам жизненного цикла.
27. Диагностика, формирование и управление организационной культурой.
28. Диагностика и управление организационными конфликтами.
29. Анализ и совершенствование организационной структуры управления предприятия.
30. Анализ и совершенствование системы организационных коммуникаций.
31. Анализ внутренней среды организации и совершенствование внутриорганизационных отношений.
32. Анализ и управление целями и миссией организации.
33. Анализ структуры и функционирования организации с позиций системного и антисистемного подходов.
34. Анализ и совершенствование организационного поведения руководителя предприятия.
35. Анализ функционирования организации с позиций влияния организационных законов.
36. Оценка, формы и методы повышения эффективности организации.
37. Внедрение информационных технологий в управление организацией.
38. Влияние организационно-правовой формы организации на ее эффективность.
39. Анализ и совершенствование системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
40. Управление государственной (муниципальной) организацией: оценка эффективности и пути совершенствования
41. Внутриорганизационный PR: формирование доверия персонала к организации.
42. Управление имиджем и деловой репутацией организации.
43. Проектирование организационных систем.
44. Управление организационными изменениями.
45. Оптимизация защиты конфиденциальной информации в организации.
46. Анализ и оптимизация методов принятия управленческих решений в организации.
47. Управление организационным поведением работников организации.
48. Анализ и оптимизация взаимодействия формальной и неформальной структур в организации.
49. Организационный кризис: диагностика и управление дисфункциями, организационной патологией и процессами дезорганизации.
50. Анализ внешней среды организации и выработка стратегии взаимодействия.
51. Анализ процессов самоорганизации и самоуправления в организации.
52. Интеграция организационных концепций при формировании модели организации 21-го века.
53. Виртуальные организации: проблемы проектирования, функционирования и управления.
54. Совершенствование структуры и управления сетевой организацией.
55. Эволюция взглядов на организацию.
Модуль III. «Организационное поведение»
Вопросы к зачету
1. Теоретические основы организационного поведения.
2. Управление с позиций науки о поведении.
3. Сущность организационного поведения и его структура.
4. Особенности организационного поведения в России.
5. Человек в организационной системе.
6. Роль человеческого фактора в успешной деятельности организации.
7. Стресс и его причины.
8. Содержательные потребностно-мотивационные теории.
9. Процессуальные теории мотивации.
10. Формирование интеграционной мотивационной программы.
11. Коммуникативное поведение в организации.
12. Составные части коммуникационного процесса.
13. Общение – основа коммуникации.
14. Навыки эффективного слушания.
15. Формирование группового поведения в организации.
16. Формирование, структура и развитие группы.
17. Система отношений и социально-психологический климат в группе.
18. Личный статус в группе и его отличие от социального.
19. Эффективность групповой деятельности.
20. Лидерство в организации.
21. Авторитарный, демократический и попустительский стили лидерства.
22. Управление с позиций науки о поведении.
23. Персональное развитие в организации.
24. История возникновения и развития дисциплины «Организационное поведение».
25. Человек в организационной системе.
26. Роль человеческого фактора в успешной деятельности организации.
27. Особенности восприятия человека человеком.
28. Стресс и его причины.
29. Содержательные потребностно-мотивационные теории.
30. Процессуальные теории мотивации.
31. Социально-психологический климат в группе.
32. Основные стратегии обращения с конфликтом.
33. Стили, методы и типология конфликтного поведения.
34. Механизм и формы конфликта.
35. Управление конфликтом.
36. Обновление организации: предпосылки и основные этапы.
37. Социально-психологические процессы в группе.
38. Основные подходы к объяснению эффективного лидера.
39. Применение теории лидерства в практической деятельности организации.
40. Организационные конфликты: понятие и основные стадии.
41. Негативные и позитивные последствия конфликтов.
42. Стадии, методы и технология конфликтного поведения.
43. Общие принципы управления конфликтами.
44. Правила обращения с конфликтами.
45. Рекомендации, используемые при управлении конфликтами.
46. Основные этапы обновления организации.
47. Предпосылки успешного обновления организации.
48. Инновационное поведение в организации.
49. Разработка программы преодоления сопротивления нововведениям.
50. Принципы организации работы с сотрудниками при внедрении нововведений.
51. Поведенческие проблемы, возникающие при изменении структуры организации.
52. Возможные негативные последствия изменения организационных структур.
53. Организационное поведение в системе международного бизнеса.
54. Этика бизнеса и кодекс чести предпринимателя.
55. Деловые переговоры: виды, методы, процесс, результат.
56. Этика бизнеса и социальная ответственность.
57. Этика деловых отношений и корпоративная культура.
58. Культура организации и организационная культура.
59. Состояние организационной культуры на российских предприятиях.
60. Формирование активной позиции и экономического мышления как факторов организационной инициативы работников.
Темы рефератов (контрольных работ)
1. Потребности и мотивы.
2. Побудительные факторы трудовой деятельности.
3. Применение мотивационных теорий.
4. Мотивация должностного роста.
5. Формирование мотивационной программы.
6. Коммуникационный процесс.
7. Общение – основа коммуникации.
8. Навыки эффективных коммуникаций.
9. Коммуникационные сети.
10. Сеть Интернет.
11. Формирование группового поведения в организации.
12. Условия создания стабильных групп.
13. Групповая динамика.
14. Стадии развития группы.
15. Система отношений в группе.
16. Личный статус в группе.
17. Эффективный лидер.
18. Стадии лидерства.
19. Теории лидерства.
20. Организационные конфликты.
21. Основные стадии конфликта.
22. Профилактика конфликтов в организации.
23. Основные виды изменений в организации.
24. Инновационное поведение в организации.
25. Сопротивление нововведениям и его преодоление.
26. Условия успешного реструктурирования организации.
27. Этика и культура компании.
28. Корпоративная культура.
29. Этика деловых контактов.
30. Деловые переговоры: виды, функции, динамика.
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ
1. Внутренняя и внешняя среда организаций.
2. Исторические предпосылки менеджмента.
3. Информация и коммуникации в управлении.
4. Коллектив: понятие, виды, этапы формирования.
5. Классификация мотивационных теорий: содержательные теории и процессуальные теории.
6. Лидерство и власть в управлении.
7. Научные школы менеджмента.
8. Научные подходы и принципы менеджмента.
9. Научная организация управленческого труда.
10. Основные этапы развития менеджмента.
11. Основные организационно-правовые формы организаций в РФ.
12. Основные подходы, которые внесли значительный вклад в развитие управленческой науки.
13. Основные разновидности менеджмента.
14. Организационная структура управления организацией. Типы организационных структур.
15. Понятие и классификация организаций.
16. Понятие организационной культуры. Виды организационных культур.
17. Понятие и классификация методов управления. Экономические методы управления, их содержание и развитие в современных условиях.
18. Понятие и классификация методов управления. Административные методы управления, их содержание и развитие в современных условиях.
19. Понятие и классификация методов управления. Социально-психологические методы управления, их содержание и развитие в современных условиях.
20. Процесс принятия и реализации управленческих решений, его основные стадии. Методы принятия решений.
21. Процессуальные теории мотивации и их использование в управлении.
22. Природа конфликта в организации. Основные стадии развития конфликта.
23. Причины и последствия конфликтов в организации.
24. Процесс и функции управления. Классификация функций управления: общие, специальные и конкретные.
25. Развитие отечественного управления.
26. Самоменеджмент и имидж руководителя.
27. Системный, ситуационный и процессный подходы к управлению.
28. Системный подход к управлению: теория «7-S» Э. Атоса, Р. Паскаля, Т. Питерса, Р. Уотермана.
29. Современный менеджер: понятие, личные и деловые качества, функции.
30. Современный российский менеджмент.
31. Современные теории менеджмента: теория «Х» и теория «У» Д. МакГрегора, теория «Z» У. Оучи.
32. Содержательные теории мотивации и их использование в управлении.
33. Сущность и система управления (менеджмента). Объект и субъект управления.
34. Стиль руководства. Сравнительный анализ авторитарного, демократического и либерального стилей руководства.
35. Управление и менеджмент. Понятие, сущность и содержание менеджмента.
36. Факторы эффективности менеджмента.
37. Формальные и неформальные коммуникации в организации.
38. Цикл процесса управления. Учет, контроль и анализ как общие функции менеджмента.
39. Цикл процесса управления. Регулирование как общая функция менеджмента.
40. Цикл процесса управления. Прогнозирование и планирование как общие функции менеджмента.
41. Цикл процесса управления. Организация как общая функция менеджмента.
42. Цикл процесса управления. Мотивация как общая функция менеджмента.
43. Состав и содержание организационных отношений в компании (на фирме, предприятии).
44. Базовые схемы организационных отношений.
45. Основные виды хозяйственных организаций и их характеристика.
46. Общие понятия о законах, закономерностях и зависимостях организации.
47. Закон синергии.
48. Закон самосохранения.
49. Закон развития.
50. Закон информированности - упорядоченности.
51. Закон единства анализа и синтеза.
52. Закон композиции и пропорциональности (гармонии).
53. Основополагающие принципы организации.
54. Принципы статистической и динамической организации.
55. Принципы рационализации.
56. Принципы оптимальности.
57. Организация как процесс и как явление.
58. Понятие организации как системы, ее свойства.
59. Теория организации, и ее место в системе научных знаний.
60. Организационные методы руководства.
61. Организационные качества руководителя.
62. Управление организационной культурой.
63. Организационная культура личности.
64. Организация и управление.
65. Организационная культура компании.
66. Сущность понятия «организация».
67. Предмет и метод теории организации.
68. Типология организаций как юридических лиц.
69. Единичные организационные формы компаний.
70. Специфические законы социальной организации.
71. Теоретические основы организационного поведения.
72. Управление с позиций науки о поведении.
73. Сущность организационного поведения и его структура.
74. Человек в организационной системе.
75. Роль человеческого фактора в успешной деятельности организации.
76. Стресс и его причины.
77. Содержательные потребностно-мотивационные теории.
78. Процессуальные теории мотивации.
79. Формирование интеграционной мотивационной программы.
80. Коммуникативное поведение в организации.
81. Составные части коммуникационного процесса.
82. Навыки эффективного слушания.
83. Формирование группового поведения в организации.
84. Формирование, структура и развитие группы.
85. Система отношений и социально-психологический климат в группе.
86. Личный статус в группе и его отличие от социального.
87. Эффективность групповой деятельности.
88. Лидерство в организации.
89. Авторитарный, демократический и попустительский стили лидерства.
90. Управление с позиций науки о поведении.
91. Персональное развитие в организации.
92. Человек в организационной системе.
93. Роль человеческого фактора в успешной деятельности организации.
94. Стресс и его причины.
95. Содержательные потребностно-мотивационные теории.
96. Процессуальные теории мотивации.
97. Социально-психологический климат в группе.
98. Основные стратегии обращения с конфликтом.
99. Стили, методы и типология конфликтного поведения.
100. Обновление организации: предпосылки и основные этапы.
101. Социально-психологические процессы в группе.
102. Применение теории лидерства в практической деятельности организации.
103. Организационные конфликты: понятие и основные стадии.
104. Стадии, методы и технология конфликтного поведения.
105. Общие принципы управления конфликтами.
106. Основные этапы обновления организации.
107. Предпосылки успешного обновления организации.
108. Инновационное поведение в организации.
109. Принципы организации работы с сотрудниками при внедрении нововведений.
110. Организационное поведение в системе международного бизнеса.
111. Деловые переговоры: виды, методы, процесс, результат.
112. Этика деловых отношений и корпоративная культура.
113. Культура организации и организационная культура.