Раздел 3. Трудности первоклассника
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности«Тропинка к своему Я»
1-4 класс
Педагог-психолог: Горшенина Ю.А.
Квалификационная категория: первая
Учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе), автор – Хухлаева О.В.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего в первом классе 33 часа, со второго по четвертый класс 34 часа в год.
Отличительными особенностями программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма–одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы-как способ познаниякрасоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Основная цель – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Начинается школьная жизнь… И если начало ее у всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся стать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок будет познавать в школе не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Сегодня многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.
К концу обучения курса учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | - осознавать собственную полезность и ценность; - основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - осознание своего места в мире и обществе; |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - налаживать контакт с людьми; - соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; | - работать в группе, в коллективе - получать удовольствие от процесса познания -преодолевать возникающие в школе трудности - психологически справляться с неудачами; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем и свертниками; - адекватно анализировать собственные проблемы; |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития | - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; | - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления; |
Первый класс.
Основная задача – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять.
Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводиться заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.
В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия. Поэтому главной задачей занятий становиться содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.
Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.
Для первоклассников самой значимой фигурой становиться учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем.
Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия.
Тематическое планирование занятий
«Тропинка к своему Я»
Класс.
Раздел1.
Я-школьник
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Содержание | Универсальные учебные действия (УУД) | Дата | Фактическая дата | Примечание | ||||
1. | Знакомство. Введение в мир психологии. Я-школьник. Я умею управлять собой. | Мотивация учащихся к развитию силы воли и самоконтроля, фокусировка внимания учащихся на важнейших умениях, которые необходимы в адаптационный период. | Беседа «Введение в мир психологии», упражнения «Я умею управлять собой», «Умею выполнять требования взрослых», «Умею справляться с трудностями», «Сумей понять», «Тихо», «Слушать и слышать», «Общий рисунок», «Диалог», «Качества доброжелательного человека», «Желаем добра», «Инсценирование конфликта» Работа со сказкой. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми .(Р) Уметь распознавать и описывать качества человека. Определять положительные и отрицательные качества человека.(П) Доверительно и открыто говорить о себе и своих качествах. Уметь строить диалог, разрешать конфликты. (К) | ||||||||
2. | Я умею преодолевать трудности | |||||||||||
3. | Я умею слушать других | |||||||||||
4. | Я умею учиться у ошибки | |||||||||||
5. | Я умею быть доброжелательным | |||||||||||
6. | Я - доброжелательный | |||||||||||
7. | Я умею быть ласковым | |||||||||||
8. | Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими | |||||||||||
9. | Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого | |||||||||||
Я учусь решать конфликты | ||||||||||||
Я умею разрешать конфликты |
Раздел 2. Мои чувства
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Содержание | Универсальные учебные действия (УУД) | Дата | Фактическая дата | Примечание | ||||
12. | Знакомство. Введение в мир психологии | Познакомиться с новым предметом, учителем и одно классниками. Познакомиться с понятиями «мимика», «жесты», «эмоции», «чувства». Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению. Осваивать правила общения со сверстниками .. | Беседа «Введение в мир психологии»Упр. « Знакомство», «Имя оживает», «Рисунок имени», «Зоопарк», «Зайчик испугался- зайчик рассмеялся», «Собираем добрые слова», «Передай сообщение», «Пойми меня», «Страшное и смешное», «Придумай весёлый конец». Работа со сказкой. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха. гнева.(П) Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах(К) | ||||||||
13. | Радость. Что такое мимика | |||||||||||
14. | Радость. Как её доставить другому человеку. | |||||||||||
15. | Жесты. | |||||||||||
16. | Радость можно передать прикосновением | |||||||||||
17. | Радость можно подарить взглядом | |||||||||||
18. | Страх. | |||||||||||
19. | Страх. Его относительность | |||||||||||
20. | Как справиться со страхом. | |||||||||||
21. | Гнев. С какими чувствами он дружит? | |||||||||||
22. | Как справиться с гневом? | |||||||||||
23. | Может ли гнев принести пользу? | |||||||||||
Разные чувства. |
Раздел 3. Трудности первоклассника
Трудности первоклассника в школе, дома, на улице. | Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах. Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию. Моделировать ситуацию. | Разминка «Разнообразие характеров». Упр. «Копилка трудностей», «Театр». Рисование «Трудные ситуации первоклассника». Работа со сказкой. Конкурс достижений. | Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р) Учиться рассуждать,строить логические умозаключения(П) Уметь договариваться и приходить к общему решению(К) | |||||||||
Школьные трудности | ||||||||||||
Домашние трудности | ||||||||||||
На улице(поведение и общение) | ||||||||||||
В магазине(поведение в общественных местах) | ||||||||||||
Диагностика УУД | ||||||||||||
Итоговое занятие |
Второй класс.
Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.
В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.
Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.
Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.
Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.
Тематическое планирование занятий
«Тропинка к своему Я»
Класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Содержание | Универсальные учебные действия (УУД) | Дата | Фактическая дата | Примечание | ||||
1 Раздел: Вспомним чувства | Актуализация у детей знания об эмоциональной сфере человека | «Мячик», «Лишнее слово», «Я тебя понимаю», «режим дня»,»Качества», «Сердце класса», «Поделимся любовью» и др.; работа со сказкой | Ознакомление с понятием «чувства», (П); Формирование умения контролировать свои эмоции и чувства (Р), Умение распознать чувства и эмоции окружающих (К) | |||||||||
Мы рады встрече | ||||||||||||
2-3 | Понимаем чувства другого | |||||||||||
4-5 | Мы испытываем разные чувства | |||||||||||
2 Раздел: Качества людей | Знакомство детей с понятием «качества людей», исследование своих качеств и изучение своих особенностей | «Лишнее слово», «Качества», «В чем твоя сила», «Сердце класса», «Чьи качества» | Ознакомление с понятием «качества людей», положительные и отрицательные качества (П); Исследование своих качеств, изучение своих особенностей (Л); | |||||||||
6-7 | Люди отличаются друг от друга своими качествами | |||||||||||
Хорошие качества людей | ||||||||||||
Самое важное хорошее качество | ||||||||||||
Кто такой сердечный человек? | ||||||||||||
11-12 | Кого называют «доброжелательным человек?» | |||||||||||
12-13 | «Я желаю добра ребятам в классе» | |||||||||||
14-15 | Чистое сердце | |||||||||||
Какие качества нам нравятся друг в друге? | ||||||||||||
17-18 | Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? | |||||||||||
Каждый человек уникален | ||||||||||||
20-21 | В каждом человеке есть темные и светлые качества | |||||||||||
3 Раздел: Какой Я – Какой Ты? | Знакомство детей со своими положительными качествами; актуализация умения находить положительные качества во всех людях | «Психологическая разгадка», «Горячо-холодно» «Цыганка», «Интервью», «Театр», Крылатые качели» и др., работа со сказкой. | Осознание своих положительных качеств, формирование адекватной самооценки (Л); развитие умения находить положительные качества во всех людях, умения выстраивать конструктивное взаимодействие с окружающими (К) | |||||||||
22-23 | Какой Я? | |||||||||||
24-25 | Какой Ты? | |||||||||||
26-27 | Трудности второклассника в школе, дома, на улице | |||||||||||
28-29 | Школьные трудности | |||||||||||
30-31 | Домашние трудности | |||||||||||
32-33 | Диагностика УУД | |||||||||||
Итоговое занятие |
Третий класс.
К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет контакт с той ванной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».
Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я - фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.
Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.
Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.
Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьные года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.
Тематическое планирование 3 класс.
Класс.
Раздел 1. Я – фантазёр
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Примечания | Универсальные учебные действия (УУД) | Дата | Фактическая дата | Примечание | ||||||
1. | Я - третьеклассник | Угадывать партнёра по описанию его качеств. Угадывать и описывать ситуацию по её пластическому представлению. Придумывать невероятные истории по заданию учителя и обсуждать их в группе. | Разминка «Мы снова вместе». Упр. « Небы лицы», «Кто это?». Рисование «Мой сон». Работа со сказкой. | Строить речевое высказывание в устной форме(Р) Осознавать ценность умения фантазировать(П) Учиться выполнять разные роли(К) | ||||||||||
Кого можно назвать фантазёром? | ||||||||||||||
3-4 | Я умею фантазировать | |||||||||||||
Мои сны | ||||||||||||||
Я умею сочинять | ||||||||||||||
7-8 | Мои мечты | |||||||||||||
9-10 | Фантазии и ложь |
Раздел 2. Я и моя школа