Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия и посттравматическом стрессе
Психологическое сопровождение лиц, переживших семейное насилие, осуществляется в двух основных направлениях:
1) экстренная психологическая помощь при острой травме наси
лия и посттравматическом стрессе;
2) длительное сопровождение в процессе индивидуального консуль
тирования и групповой работы.
Экстренная помощь жертвам насилия организационно осуществляется в форме «горящей линии» — телефонов доверия, индивидуальной консультации, групповой работы (дебрифинг) и предоставления убежища. Основными задачами экстренного краткосрочного сопровождения жертв насилия является оценка безопасности членов семьи, принятие мер по обеспечению их физической и психологической безопасности, нормализация психического состояния пострадавших. В случае необходимости рекомендуется направление в медицинские и правоохранительные органы.
Оказание экстренной психологической помощи при острой травме и посттравматическом стрессе строится на основе недирективной терапии, в которой большее внимание уделяется эмоциональным факторам, чувственным аспектам ситуации, чем интеллектуальным. Основатель недирективной техники консультирования К. Роджерс подчеркивал, что задача консультанта в этом случае сводится не к интерпретации события, а скорее в содействии клиенту в «достижении им зрелости через инсайт и самоисследование» [55]. По его мнению, клиент кроме потребности в самопринятии обладает тенденцией к самоактуализации, которая способствует личностному росту и психиче-
Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье
скому здоровью. Освобождая силы для роста, клиент ассимилирует новый опыт, искореняет эмоциональные препятствия, достигает инсай-та, что открывает путь к росту и здоровью [68].
Клиент-центрированное консультирование строится на использовании методик вчувствованного понимания (эмпатии), неограниченного принятия (безусловного оценивания) и самоконгруэнтности (подлинности). Это способствует формированию межличностных отношений между консультантом и пострадавшим, строящимся на безусловном положительном отношении и эмпатийном понимании, что в свою очередь позволяет перемещать клиента из состояния психологической дезадаптации к состоянию психологической адаптации.
Таким образом, специализированное вмешательство предполагает разрешение текущих трудностей клиента через создание условий для выражения сильных эмоций и приобретение им чувства контроля над собой. Вмешательство психологической защиты может изменить картину переживания насилия. Очень часто последствия настоящей травмы усиливаются переживаниями ситуаций насилия, которые имели место в прошлом опыте. Однако на данном этапе психологической поддержки прошлые проблемы могут быть только обозначены, так как все усилия консультанта должны быть сосредоточены на настоящем состоянии клиента, его мыслях и переживаниях.
Посттравматическая интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу с проблемой, а не обязательно решить ее. Решение многих проблем требует длительного времени, так как не всякая проблема может быть трансформирована в соответствии с ожиданиями, желаниями и потребностями клиента. Иногда следует смириться с объективной ситуацией и искать приемлемый выбор в ней.
Общий круг задач, решаемых методом посттравматической интервенции может включать в себя создание условий для:
1) выражения клиентом своих условий;
2) повторения травмирующих воспоминаний для уменьшения смя
тения;
3) четкого определения актуальных проблем;
4) создания оснований принятия клиентом себя и пережитого.
Оптимальным будет такое вмешательство, которое приносит максимальные результаты в короткие сроки, предупреждая необратимые личностные процессы. Как правило, постгравматическая интервенция осуществляется в следующей последовательности:
______ Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия..._______
Этап 1. Исследование проблемы
Основной задачей данного этапа является создание условий для клиента по отстранению от слишком сильных эмоций, связанных с травматической ситуацией, возможностью посмотреть на нее со стороны. Клиент рассказывает о травматическом событии и своей реакции на него. Консультант помогает идентифицировать проблему и выразить чувства, связывая их с событиями и людьми. Недифференцированный «комок переживаний» и напряжения постепенно распадается на отдельные составляющие. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет получить немедленное облегчение. Это возможно, если не пытаться переходить к решению проблемы слишком быстро. Напряжение спадает при проговаривании и осознании ситуации (отстранение) в условиях эмоциональной поддержки клиента. Стадия завершается идентификацией актуальной проблемы на когнитивном уровне.
Этап 2. Видение проблемы клиентом и консультантом
Целью работы на данном этапе является задача рассмотрения проблемы с различных точек зрения, учитывая прошлое, настоящее и будущее, ценности, жизненные планы и объективные характеристики происходящего. Это преимущественно когнитивный этап работы; так, клиент нуждается в расширении горизонта представлений, получении точной информации, позволяющей обобщенно взглянуть на ситуацию. На этом этапе следует избегать типичных ошибок, которые встречаются при формулировании проблемы:
1) слишком глобальная формулировка проблемы, не позволяющая
с ней работать («Так жить нельзя»);
2) непонимание клиентом важных аспектов проблемы;
3) клиент смешивает актуальную и прошлую проблему;
4) ограничение во времени;
5) акцент на анализе чувств и потребностей клиента, отработке но
вых поведенческих стереотипов и т. д.
Важное значение имеет анализ прошлого ответа клиента по решению аналогичных проблем для выявления имеющихся полезных навыков.
Этап 3. Альтернативы и решения
Не всякая проблема может быть решена в соответствии с желаемым результатом. Однако всегда можно найти совместным обсуждением наиболее приемлемый выбор в сложившихся обстоятельствах.
Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье
Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...
Первичное собеседование с жертвой насилия целесообразно выстраивать в следующей последовательности:
1 шаг. Представьтесь клиенту, расскажите о своей роли и о той помо-
щи, которую вы можете оказать.
2 шаг. Признайте тяжесть происшедшего.
3 шаг. Побудите клиента рассказать о случившемся, задавайте уточ-
няющие вопросы.
4 шаг. Помогите клиенту выразить чувства, возникшие в связи с на-
силием.
5 шаг. Объясните, что многие люди, пережившие насилие, испыты -
вают подобные чувства и реакции.
6 шаг. Проясните представления о насилии (действиях до и во время
насилия).
7 шаг. Объясните, что ответственность за насилие лежит только на
обидчике.
8 шаг. Резюмируйте рассказ клиента.
9 шаг. Помогите определить, что беспокоит клиента больше всего и
чем следует заняться в первую очередь. Побудите сформулировать основную актуальную проблему.
10 шаг. Составьте совместно план действий по разрешению проблем, вызванных насилием. Предлагайте возможные решения.
Л шаг. Укрепите чувство контроля над жизнью. Подчеркните, что клиент способен выбирать те шаги, которые сочтет нужным.
12 шаг. Подготовьте пострадавшего к возможным реакциям на травму.
13 шаг. Предложите, при необходимости, дальнейшую помощь. Уточ-
ните, кто из близких и друзей может оказывать клиенту поддержку, что помогает сохранять стабильность и уверенность.
Во время первичного обследования вопросы могут носить:
1) общий характер;
2) целенаправленный характер о насилии;
3) дополнительные, уточняющие вопросы и др.