Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия и посттравматическом стрессе

Психологическое сопровождение лиц, переживших семейное наси­лие, осуществляется в двух основных направлениях:

1) экстренная психологическая помощь при острой травме наси­
лия и посттравматическом стрессе;

2) длительное сопровождение в процессе индивидуального консуль­
тирования и групповой работы.

Экстренная помощь жертвам насилия организационно осуществ­ляется в форме «горящей линии» — телефонов доверия, индивидуаль­ной консультации, групповой работы (дебрифинг) и предоставления убежища. Основными задачами экстренного краткосрочного сопро­вождения жертв насилия является оценка безопасности членов семьи, принятие мер по обеспечению их физической и психологической бе­зопасности, нормализация психического состояния пострадавших. В случае необходимости рекомендуется направление в медицинские и правоохранительные органы.

Оказание экстренной психологической помощи при острой травме и посттравматическом стрессе строится на основе недирективной те­рапии, в которой большее внимание уделяется эмоциональным фак­торам, чувственным аспектам ситуации, чем интеллектуальным. Ос­нователь недирективной техники консультирования К. Роджерс подчеркивал, что задача консультанта в этом случае сводится не к ин­терпретации события, а скорее в содействии клиенту в «достижении им зрелости через инсайт и самоисследование» [55]. По его мнению, клиент кроме потребности в самопринятии обладает тенденцией к са­моактуализации, которая способствует личностному росту и психиче-

Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

скому здоровью. Освобождая силы для роста, клиент ассимилирует но­вый опыт, искореняет эмоциональные препятствия, достигает инсай-та, что открывает путь к росту и здоровью [68].

Клиент-центрированное консультирование строится на исполь­зовании методик вчувствованного понимания (эмпатии), неограни­ченного принятия (безусловного оценивания) и самоконгруэнтнос­ти (подлинности). Это способствует формированию межличностных отношений между консультантом и пострадавшим, строящимся на безусловном положительном отношении и эмпатийном понимании, что в свою очередь позволяет перемещать клиента из состояния пси­хологической дезадаптации к состоянию психологической адаптации.

Таким образом, специализированное вмешательство предполагает разрешение текущих трудностей клиента через создание условий для выражения сильных эмоций и приобретение им чувства контроля над собой. Вмешательство психологической защиты может изменить кар­тину переживания насилия. Очень часто последствия настоящей трав­мы усиливаются переживаниями ситуаций насилия, которые имели место в прошлом опыте. Однако на данном этапе психологической поддержки прошлые проблемы могут быть только обозначены, так как все усилия консультанта должны быть сосредоточены на настоящем состоянии клиента, его мыслях и переживаниях.

Посттравматическая интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу с проблемой, а не обязательно решить ее. Решение многих проблем требует длительного времени, так как не всякая про­блема может быть трансформирована в соответствии с ожиданиями, желаниями и потребностями клиента. Иногда следует смириться с объективной ситуацией и искать приемлемый выбор в ней.

Общий круг задач, решаемых методом посттравматической интер­венции может включать в себя создание условий для:

1) выражения клиентом своих условий;

2) повторения травмирующих воспоминаний для уменьшения смя­
тения;

3) четкого определения актуальных проблем;

4) создания оснований принятия клиентом себя и пережитого.

Оптимальным будет такое вмешательство, которое приносит мак­симальные результаты в короткие сроки, предупреждая необратимые личностные процессы. Как правило, постгравматическая интервенция осуществляется в следующей последовательности:

______ Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия..._______

Этап 1. Исследование проблемы

Основной задачей данного этапа является создание условий для кли­ента по отстранению от слишком сильных эмоций, связанных с травма­тической ситуацией, возможностью посмотреть на нее со стороны. Кли­ент рассказывает о травматическом событии и своей реакции на него. Консультант помогает идентифицировать проблему и выразить чувства, связывая их с событиями и людьми. Недифференцированный «комок переживаний» и напряжения постепенно распадается на отдельные со­ставляющие. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет по­лучить немедленное облегчение. Это возможно, если не пытаться пере­ходить к решению проблемы слишком быстро. Напряжение спадает при проговаривании и осознании ситуации (отстранение) в условиях эмоци­ональной поддержки клиента. Стадия завершается идентификацией ак­туальной проблемы на когнитивном уровне.

Этап 2. Видение проблемы клиентом и консультантом

Целью работы на данном этапе является задача рассмотрения про­блемы с различных точек зрения, учитывая прошлое, настоящее и бу­дущее, ценности, жизненные планы и объективные характеристики происходящего. Это преимущественно когнитивный этап работы; так, клиент нуждается в расширении горизонта представлений, получении точной информации, позволяющей обобщенно взглянуть на ситуацию. На этом этапе следует избегать типичных ошибок, которые встречают­ся при формулировании проблемы:

1) слишком глобальная формулировка проблемы, не позволяющая
с ней работать («Так жить нельзя»);

2) непонимание клиентом важных аспектов проблемы;

3) клиент смешивает актуальную и прошлую проблему;

4) ограничение во времени;

5) акцент на анализе чувств и потребностей клиента, отработке но­
вых поведенческих стереотипов и т. д.

Важное значение имеет анализ прошлого ответа клиента по решению аналогичных проблем для выявления имеющихся полезных навыков.

Этап 3. Альтернативы и решения

Не всякая проблема может быть решена в соответствии с желаемым результатом. Однако всегда можно найти совместным обсуждением наиболее приемлемый выбор в сложившихся обстоятельствах.



Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...



Первичное собеседование с жертвой насилия целесообразно выст­раивать в следующей последовательности:

1 шаг. Представьтесь клиенту, расскажите о своей роли и о той помо-

щи, которую вы можете оказать.

2 шаг. Признайте тяжесть происшедшего.

3 шаг. Побудите клиента рассказать о случившемся, задавайте уточ-

няющие вопросы.

4 шаг. Помогите клиенту выразить чувства, возникшие в связи с на-

силием.

5 шаг. Объясните, что многие люди, пережившие насилие, испыты -

вают подобные чувства и реакции.

6 шаг. Проясните представления о насилии (действиях до и во время

насилия).

7 шаг. Объясните, что ответственность за насилие лежит только на

обидчике.

8 шаг. Резюмируйте рассказ клиента.

9 шаг. Помогите определить, что беспокоит клиента больше всего и

чем следует заняться в первую очередь. Побудите сформули­ровать основную актуальную проблему.

10 шаг. Составьте совместно план действий по разрешению проблем, вызванных насилием. Предлагайте возможные решения.

Л шаг. Укрепите чувство контроля над жизнью. Подчеркните, что клиент способен выбирать те шаги, которые сочтет нужным.

12 шаг. Подготовьте пострадавшего к возможным реакциям на травму.

13 шаг. Предложите, при необходимости, дальнейшую помощь. Уточ-

ните, кто из близких и друзей может оказывать клиенту под­держку, что помогает сохранять стабильность и уверенность.

Во время первичного обследования вопросы могут носить:

1) общий характер;

2) целенаправленный характер о насилии;

3) дополнительные, уточняющие вопросы и др.

Наши рекомендации